Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В Государственном образовательном стандарте по иностранным языкам в качестве цели обучения выступает овладение иноязычным общением как минимум на уровне элементарной коммуникативной компетенции в говорении, аудировании, письме. Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности.
Актуальность темы работы заключается в том, что, во-первых, изучение иностранного языка сегодня признается очень важным, особенно английского языка, что связано с глобализацией английского языка в России и во все мире. Во-вторых, работа над лексикой иностранного языка является, с нашей точки зрения, первостепенной, поскольку без овладения лексическим навыком учащиеся не смогут выполнять разные виды речевой деятельности, такие как говорение, чтение, письмо, аудирование, перевод и т.д.
Актуальность работы можно объяснить также тем, что в настоящее время урок иностранного языка отходит от традиционных форм занятий, переходя на совершенно новый уровень, благодаря чему в педагогической и методической литературе присутствует большое количество различных методик работы над лексикой, из которых педагогу необходимо выделить оптимальные.
Актуальность исследования определила цель и задачи работы.
Целью работы является разработка системы заданий и упражнений, направленных на формирование лексических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку.
Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач:
1. Изучить психологические особенности учащихся младшей школы.
2. Рассмотреть общие особенности обучения иностранному языку на начальном этапе.
3. Охарактеризовать понятие лексического навыка и цели его формирования.
4. Привести основные методические принципы в формировании лексических навыков.
5. Исследовать практическое применение разработанной методики.
Объект исследования – процесс формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку.
Предмет исследования – способы формирования лексических навыков.
Теоретическую базу исследования составили труды российских и зарубежных исследователей, таких как Е. Боума, Н.Д. Гальскова, Т.И. Капитонова, И.С. Кладова, Л.И. Колесников, М.П.А. Ллач, И.В. Никишина, О.И. Плешкова, Н.М. Родина, Дж. Скривенер, Е.Н. Соловова, Л.А. Терехина, О.В. Чикишева, Дж. Хармер, А.Н. Щукин и другие.
В качестве материала исследования использован УМК В.П. Кузовлева «English-3», на основе которого разрабатывается система упражнений по формированию лексического навыка у учащихся младших классов.
Избранная методика исследования:
• метод описание теоретического материала;
• метод анализа практического материала исследования;
• эмпирический метод.
Новизна работы заключается в том, что система упражнений и заданий, направленных на формирование лексических навыков учащихся младших классов, основывается сразу на нескольких современных принципах и методах преподавания английского языка, в частности, на интеграции ИКТ, применении игровых технологий, проблемного чтения.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут внести заметный вклад в написание учебных и методических пособий по методике преподавания английского языка в младших классах.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности учителей английского языка в начальной школе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачи, объект и предмет работы, приводится теоретическая база и материал исследования, описывается теоретическая и практическая значимость, а также предлагается структура работы.
В первой главе «Теоретические основы формирования у детей младшего школьного возраста лексических навыков на уроках английского языка» изучаются психологические особенности учащихся младшей школы, рассматриваются общие особенности обучения иностранному языку на начальном этапе, характеризуется понятие лексического навыка и определяются цели обучения лексике.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию лексических навыков у младших школьников на уроках английского языка» проводится анализ основных методических принципов в формировании лексических навыков, разрабатывается система заданий и упражнений, направленных на формирование лексических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку, а также даются результаты практического применения разработанной методики.
В заключении подводится итог проведенного исследования.
Список использованной литературы содержит наименования психолого-педагогических трудов, использованных нами при выполнении исследования.
В приложениях содержится рабочий материал исследования.
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей младшего школьного возраста лексических навыков на уроках английского языка
1.1.Требования Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения к изучению иностранного языка в начальной школе
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Стандарт включает в себя требования:
• к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
• к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
• к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.
Иностранный язык - один из важнейших и относительно новых предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Наряду с русским языком и литературным чтением он входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию.
Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности.
Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной форме. Следовательно, изучение иностранного языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авраменко, А.А. Развитие коммуникативной компетенции посредством использования потенциала детских сказок на уроках английского языка в начальной школе (целостное описание актуального педагогического опыта)/А.А.Авраменко. - Белгород, 2012. - 31 с.
2. Алимова, О.С. Театрально-музыкальная деятельность – средство формирования иноязычных речевых навыков у дошкольников // Инновационные технологии в методике преподавания иностранных языков: педагогические технологии, наиболее эффективно реализующие ФГОС: Материалы VII Всероссийского семинара для преподавателей английского языка. - Екатеринбург, 2013. - С. 6-14.
3. Английский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. С.I / В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. - 104 с.
4. Английский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 6-е изд. - М., Просвещение, 2012. - 115 с.
5. Английский язык. Reader. 3 класс. - М.: Просвещение, 2012. - 87 с.
6. Будакова, О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О.В.Будакова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (Москва, апрель 2012). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 152-154.
7. Гальскова Н.Д. Современная цель обучения иностранным языкам: от комплексного подхода к интеграции // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации: Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим. - М.: Тезаурус, 2013. - С. 25-34.
8. Давыдова, Ю.Г. К вопросу о понятии "лексическая компетенция" на продвинутых уровнях владения иностранными языками / Ю.Г.Давыдова// Альманах современной науки и образования. - 2013. - №5(72). - С. 55-60.
9. Дмитрусенко, И.Н. Критерии оценки сформированности лексического навыка / И.Н.Дмитрусенко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: лингвистика. - 2012. - №25. - С. 126-127.
10. Еремин, Ю.В., Рубцова А.В. Продуктивное чтение: Учебное пособие / Ю.В.Еремин. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. - 248 с.
11. Жежерова, В.П. Актуальные проблемы методики обучения лексике иностранного языка: когнитивная парадигма и прототипический подход к семантике слова / В.П.Жежерова // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки.- 2010. - №1.- С. 36- 43.
12. Ивенин, Ф.В. Интернет как интерактивное средство обучения иностранному языку/ Ф.В. Ивенин // Среднее профессиональное образование. - 2014. - №7. - С. 38-39.
13. Капитонова, Т.И., Московкин, Л.В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки/Т.И.Капитонова, Л.В.Московин. - М.: Litres, 2015. 276 с.
14. Кладова, И.С. Технология полного усвоения программы на уроках английского языка / И.С.Кладова. Методические рекомендации по формированию лексических и грамматических навыков: учебное пособие. - Березники, 2010. - 15 с.
15. Колесников, Л.И. Проблемные задания как средство понимания текста и развития обучающихся / Л.И.Колесников // Реализация методов проблемного обучения в условиях модернизации российского образования: вопросы теории и практики: материалы VI Западно-Сибирской Всероссийской научно- практической конференции «Образование на грани тысячелетий» (Нижневартовск, 10 ноября 2010 года) / Отв.ред. Е.В. Ковалевская. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. - С. 13-15.
16. Короткова, И.П. Роль фольклора в многоуровневой системе обучения английскому языку младших школьников / И.П.Короткова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки.- 2012.- №5.- Т. 109. - С. 217-220
17. Ладик, Н.А. К вопросу о разработке современного учебного пособия по английскому языку для студентов гуманитарных специальностей ФМО / Н.А.Ладик // Практика преподавания иностранных языков на факультете международных отношений БГУ: Электронный сборник. Вып.1. Минск, 2011. С. 24-25.
18. Малышева, Н.К. Секреты английских звуков/Н.К.Малышева. - М.: Дрофа, 2006. - 64 с.
19. Михеева, Н.Ф. Методика преподавания иностранных языков/ Н.Ф.Михеева. 2-е изд., испр. и доп. - М.: РУДН, 2010. - 73 с.
20. Мухамедьянова, А.Х. Ролевые игры на уроке иностранного языка / А.Х.Мухамедьянова // Вестник КАСУ. - 2007. - №2.- С. 128-133.
21. Никишина, И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов / И.В.Никишина. - Волгоград: Учитель, 2008. - 91 с.
22. Одинцова, И.В. Роль темы в учебнике по развитию речи / И.В.Одинцова // Вестн. РУДН. Сер.: Вопросы образования: языки и специальность. - 2012. - №1. - С. 106-112.
23. Орехова, Ю.М. Роль информационно-коммуникативных технологий в обучении иностранному языку в современном школе (на примере сети интернет) / Ю.М.Орехова // Крымский научный вестник. 2015. №4. С. 290-300.
24. Плешкова, О.И. Теория литературы и практика читательской деятельности: учеб.пособие / О.И.Плешкова. – М.: ФЛИНТА, 2012. – 156 с.
25. Раицкая, Л.К. Использование интернета в обучении английскому языку в высшей школе / Л.К.Раицкая // Филологические науки в МГИМО: сборник науч. трудов. - №18(33). – М.: МГИМО-Университета, 2004. – С. 112-116.
26. Ремнева, И.Ю. Использование виртуального ученого пространства MOODLE в обучении английскому языку / И.Ю.Ремнева // Современный учитель английского языка: сборник статей. – СПб., 2012. – с. 30-33.
27. Родина, Н.М., Протасова Е.Ю. Методика обучения дошкольников иностранному языку: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Иностр. яз.» / Н.М.Родина. – М.: Владос, 2010. – 201 с.
28. Ромашко, З.М. К вопросу о важности письменной речи в обучении иностранному языку / З.М.Ромашко // Практика преподавания иностранных языков на факультете международных отношений БГУ (Электронный сборник). Вып.2. Минск, 2012. С. 40-42.
29. Сахарова, Л.Г., Агалакова Т.Б. Особенности формирования коммуникативной культуры у студентов медицинского вуза / Л.Г.Сахарова // Вятский медицинский вестник. 2011. №1. С. 55-60
30. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций / Е.Н.Соловова. - М.: Просвещение, 2014. - 239 с.
31. Терехина, Л.А. Дополнительная образовательная программа детского объединения «Английская сказка» / Л.А.Терехина. - Усолье, 2013. - 10 с.
32. Ткачева, Т.А. Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения / Т.А.Ткачева // Наука, техника и образование. 2014. №2(2). С. 88-91.
33. Чикишева, О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О.В.Чикишева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. - С. 90-92.
34. Шайметова, Г.И. Роль игр на начальном этапе обучения английскому языку / Г.И.Шаймтова / ФЭН-Наука. 2011. №3. С. 37-38.
35. Шибко, Н.Л. Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие для иностранных студентов филологических специальностей / Н.Л.Шибко. - СПб.: Златоуст, 2015. - 336 с.
36. Щукин, А.Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном: Учебно-методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / А.Н.Щукин. - М.: Русский язык. Курсы, 2012. - 784 с.
37. Янечко, Р.В. Театрально-музыкальная деятельность – средство формирования иноязычных речевых навыков у дошкольников / Р.В.Янечко // Инновационные технологии в методике преподавания иностранных языков: педагогические технологии, наиболее эффективно реализующие ФГОС: Материалы VII Всероссийского семинара для преподавателей английского языка. – Екатеринбург, 2013. – с.
107-117.
38. Яшина, Е.В. Возрастные детерминанты обучения иностранной лексике / Е.В.Яшина // Ученые записки Российского государственного социального университета.- 2008. - №2. - С. 146-148.
39. Bouma E., Klementieva T. Family and Pets: Pupil’s book and Workbook. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007. – 51 с.
40. Harmer, J. The Practice of English Language Teaching / J.Harmer. – 3d edition. – Longman ELT, 2001. – 386 c.
41. Llach M.P.A. Lexical Errors and Accuracy in Foreign Language Writing.- Multilingual Matters, 2011. - 247 р.
42. Scrivener, J. Learning Teaching: The Essential Guide to English Language Teaching/ J.Scrivener. 3d ed. MacMillan, 2011. - 416 р.
Электронные источники и Интернет-ресурсы
43. Английский Язык для Детей - Обучающее Видео / Приветствие, Вопросы. / https://www.youtube.com/watch?v=zfayySQppdk (Дата обращения: 25.04.2019)
44. Малышева, Г.Д. Развитие навыков аудирования на уроках английского языка в старших классах/ Г.Д.Малышева.- Изд-во Macmillan, 2014. / http://www.macmillan.ru/upload/Forteacher/Metodika/Recenzii_i_otzyvy/a rticle-Malysheva.pdf (Дата обращения: 28.04.2019)
45. Островская, М. Театрализация как один из активных приемов формирования навыков свободного языкового самовыражения / М.Островская // Иностранный языки: Интернет-издание для учителя, 2014./ http://iyazyki.ru/2014/08/formation-lingvoexpression/ (Дата обращения: 29.04.2019)
46. Попова, Т. Инсценировка сказок для повышения мотивации изучения немецкого языка / Т.Попова // Иностранные языки: Интернет-издание для учителя, 2014. / http://iyazyki.ru/2014/08/russiantales-motivation/ (Дата обращения: 29.04.2019)
47. Райнициани-Костров, Дж. Ролевые игры, школьный театр на уроках английского языка «Time to act is time to learn» / Дж.Райнициани- Костров // Иностранный языки: Интернет-издание для учителя. 2014. / http://iyazyki.ru/2014/08/timetoact- timetolearn/ (Дата обращения: 29.04.2019)
48. Чаусенко, Л.А. Возрастные особенности младших школьников / Л.А.Чаусенко. 2015. / http://pedportal.net/nachalnye-klassy/psihologiya/vozrastnye-osobennosti- mladshih-shkolnikov-532982 (Дата обращения: 30.04.2019)
49. English Lesson - Daily Routine - Sometimes, Never, Always, Often.
/ http://portall.zp.ua/video/english-lesson-daily-routine-sometimes-never- always-often/id-oBmp-iS3wBD.html (Дата обращения: 30.04.2019)
50. We Can Count to 100 / Песенка считалка на английском до 100 // Mail.ru.
/ https://my.mail.ru/mail/roz_kat/video/845/851.html (Дата обращения: 30.04.2019)