Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дошкольный период - довольно большой отрезок жизни ребенка, он охватывает промежутки времени от 0 до 7 лет. В это время увеличиваются границы взаимодействия ребенка: его понятие мира начинает раздвигаться до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает большое желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать но это ему еще недоступно. Не менее сильно, ребенок хочет побыстрее стать самостоятельным. Из таких противоречий рождается сюжетно-ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. В самом процессе сюжетно – ролевой игры дети познают окружающий мир, в этом мире они отражают свои знания о различных явлениях, событиях, по своему выражают отношение к этому, но не всегда такое является правильным, иногда оно бывает ошибочным и требует коррекции. Сюжетно-ролевая игра считается одним из средств формирования личности старших дошкольников, воспитание у них морально - волевых качеств, в процессе самой игры реализуются потребности по воздействию на мир. Игра вызывает определенные изменения в психике ребенка. Советский ученый и педагог В.А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал, сюжетно- ролевая игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Сюжетно- ролевая игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Вопрос о природе, самой сущности игры привлекает внимание многих исследователей, к ним можно отнести Гальперина П.Я Данилова В.Л., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Различные подходы к детской игре нашли отражение во многих работах.
Среди таких подходов можно отметить объяснение природы самой сущности детской игры, как форму общения (Лисина М.И.), форму деятельности, а также усвоение деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж). При этом, каждый из этих подходов, выделяя при этом любую из сторон игры, может быть недостаточным в объяснении сущности, самой специфики детской игры. Согласно этого можно рассмотреть влияние сюжетно - ролевой игры на развитие коммуникативных, личностных качеств дошкольников. Сюжетно-ролевая игра создает положительный эмоциональный фон, на этом все психические процессы протекают более активно. Использование игровых приемов, методов, их последовательность и взаимосвязь способствуют в решении данной проблемы. Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде соприкасаются с предметами и явлениями окружающего мира. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий. Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых и радостных переживаний, они запоминаются на всю жизнь. Воспитатели старших групп разучивают совместно с детьми уже готовые сюжеты игр, они предусмотрены Программой. Согласно заданного сюжета, воспитатели стараются охватить всю группу именно такой игрой. У детей нет желания играть в такие разученные игры, но по предложению воспитателя они в них могут играть. Этому можно найти свое объяснение, у детей отсутствует интерес к определенным сюжетам игр.
Тема выпускной квалификационной работы диплома является актуальной, так как сюжетно- ролевая игра - ведущий вид деятельности старшего дошкольного возраста, воздействует на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей. Цель исследования -раскрыть и экспериментальным путем провести апробацию психолого - педагогических умений у детей в процессе сюжетно-ролевой игры. Задачи исследования: на основе анализа психолого -педагогической литературы раскрыть особенность формирования коммуникативных умений в дошкольном возрасте; выявить сущность педагогических условий, которые обеспечивают эффективность формирования коммуникативных умений, с помощью сюжетно-ролевых игр. Объект исследования - процесс формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста при помощи развития сюжетно-ролевых игр. Предмет исследования - условия формирования коммуникативных умений в сюжетно - ролевой игре у детей дошкольного возраста. Гипотеза: формирование коммуникативных умений в сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если: педагог для развития сюжетно-ролевой игры будет использовать методику специально направленную на развитие у детей ролевой речи и речи по поводу игры; организация предметной игровой среды будет обеспечивать возможность широко использовать в игре предметов-заместителей, стимулируя необходимость их обозначения и использования; при условии понимания родителей важности сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка и стимулирования их к совместным играм дома.
Глава 1 Теоретический обзор психолого-педагогических исследований по формированию коммуникативных умений в сюжетно - ролевой игре старших дошкольников
1.1 Проблема коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов
В жизни любого человека происходит множество контактов с другими людьми. Потребность в общении является одной из самых необходимых человеческих потребностей. Следовательно само по себе общение становится одним из условий и способов жизни человека. Через общение, при отношении с другими людьми человек начинает чувствовать самого себя, он находит свое место в мире. Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. И. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, Г. Г. Почепцов, В. А. Спивак и других отечественных психологов. Они рассматривали общение как условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности. Понятие «коммуникация» рассматривается в работах А. Зверинцев, Г. Г. Почепцов В.А. Спивак, М. А. Василик, Ф. И. Шарков и др. А. Зверинцев рассматривает коммуникацию, форму взаимодействия людей в процессе общения, как информационный аспект общения. Г. Г. Почепцов в книге «Теория коммуникации» под коммуникацией понимает «процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы». Вот как определяет коммуникацию В. А. Спивак в книге «Корпоративная культура»: «Коммуникация … - обмен информацией в процессе деятельности, общение (пути сообщения)». Коммуникация включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Одним из самых универсальных средств коммуникации считается речь, через нее передается информация, происходит воздействие друг на друга участников при осуществлении совместной деятельности 1]
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1 Авраменко О.В. Дошкольная педагогика / О.В. Авраменко // Детский сад от А до Я: журнал. — 2014 .− №4 . -131 −134с.
2 Авдеева, Ю. В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет / Ю. В. Авдеева, — М.: ТЦ Сфера, 2017. — 64 с
3 Арушанова А.Г. Формы организации сенсорного воспитания / А.Г. Арушанова, В.В. Коннова, Е.С. Рычагова // Детский сад от А до Я: журнал. − 2014 .− №5 .− С. 22 − 38.
4 Бакаева О.Н. Социальные ситуации развития как средство формирования самостоятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / О.Н. Бакаева // Детский сад от А до Я : журнал. − 2014 .− №6 . - 96 – 100с.
5 Бандурка, А. М. Основы педагогики / А. М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 250 с.
6 Брудный А.А. Сенсорное воспитание дошкольников / А.А. Брудный. – 6-е изд.− М.: АСД, 2015. – 446с.
7 Буре Р.С. Сенсорное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет / Р.С. Буре. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. − 80с.
8 Бодалев, А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев, — М.: Просвещение, 2017. – 200с.
9 Веракса А.Н. Педагогика / А.Н.Веракса, М.Ф.Гуторова. − М.: Мозаика-Синтез, 2016. − 144с.
10 Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович, -Воронеж: НПО «МОДЭК», 2017. – 234с.
11 Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. - М.: Айрис-пресс, 2017. -128 с.
12 Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет / Л. Н. Галигузова, О. Е. Смирнова, — М.: Просвещение, 2017. – 234с.
13 Дошкольная педагогика / Козлова С.А., Куликова Т.А. - М.: ЮНИТИ, 2017. – 123с.
14 Дубина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений [Текст] / Л. А. Дубина, М.: Книголюб. - 2017. - 64с.
15 Ермолаева, М. В., Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками / М. В. Ермолаева. - М.: Издательство НПО «Модэк», 2017. – 234с.
16 Конченко С. В. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2017. — №9. - С. 334-337.
17 Михайленко, Н. Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры / Н. Я. Михайленко // Дошкольное воспитание, М.: Проспект. 2017. – 567с.
18 Михайленко, Н. Я. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - М.: Психологический институт Российской академии образования, 2016. - 80 с.
19 Панфилова, М. А. Игротерапия общения [Текст] / М. А. Панфилова. - М.: Гном и Д, 2017. – 235с.
20 Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Урунтаева Г.А. - М.: Академия, 2017. – 234с.
21 Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 2015. – 237с.