Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данного исследования обусловлена наличием противоречия между потребностью в быстрой и успешной ориентации воспитанника к условиям образовательного учреждения с военно-профессиональной направленностью (довузовское военное училище, ДВОУ) и отсутствием научного обоснования социально-педагогических условий, способствующих успешной социализации учащихся к жизнедеятельности ДВОУ.
В довузовских военных училищах создана система военного обучения и воспитания, которая заключается в подчинении учебного и воспитательных процессов требованиям Устава довузовского военного училища. Методики преподавания и воспитания значительно отличаются от школьных аналогов. Отличительной особенностью воспитанников от школьников заключается в высокой мотивации в будущем связать свою жизнь с профессией военного. Отличие проявляется в выстраивании взаимоотношений между воспитанниками одного курса, построенное на соблюдении субординации: они не только подчиняются воспитателям и преподавателям в соответствии их званиям, но и своим командирам, замкомвзводам, которые в свою очередь несут полную ответственность за своих подчиненных. Таким образом, вырабатывается логика, чтобы научиться командовать, надо научиться подчиняться. Работа по воинскому воспитанию воспитанников направлена на то, чтобы привить им любовь к военной профессии и развить в себе качества будущего офицера, такие, как мужество, беспрекословное повиновение старшим по званию, твёрдость характера, настойчивость в достижении поставленных целей, требовательность к себе, умение критически оценивать свои поступки, способность преодолевать трудности, проявлять инициативность в работе. Задача воинского воспитания состоит в том, чтобы привить воспитанникам любовь к военному делу и военной профессии, постепенно развивая в воспитанниках стремление посвятить всю свою жизнь военной службе, как наиболее почетной и полезной деятельности. Для решения поставленных задач в училище установлен достаточно жесткий, регламентированный распорядок дня, первая половина которого отводится на учебу, вторая половина дня на внеурочную деятельность.
За воспитанниками установлен постоянный надзор и контроль, на курсах поддерживается строгая, сознательная дисциплина, отведены часы на занятия воинского и физического воспитания. Физическая подготовка проводится не только на учебных плановых занятиях, но и во внеурочное время. В училище работает двенадцать спортивных секций. В процессе обучения у воспитанников формируются взгляды, складывается мировоззрение, образуются привычки, проявляются способности, интересы. Необходимо учитывать, что формирование интересов, склонностей, убеждений и взглядов зависит от методов обучения.
Общая форма, одинаковое обеспечение, общие для всех трудности и радости, общие условия жизни и быта, подчиненность общим интересам, равномерная требовательность, заботливость педагогического состава училища наряду со строгостью и справедливостью способствует развитию товарищества, самообладания, любви к своему училищу, гордости за него, укреплению коллектива, развитию навыков солидарности и товарищества.
Социально-психологическая социализации повышается при поддержании традиций и ритуалов существующих в довузовском училище
Довузовское военное училище является особым миром, в котором воспитанник проживает значительную часть своей жизни, здесь он обучается, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо.
Самым трудным в психологическом отношении для воспитанников является первый год, в течение которого им предстоит адаптироваться к условиям довузовского военного училища. Происходит усложнение деятельности, воспитанники попадают в новую для них систему отношений (традиции, стереотипы, ценности и т.д.), изменяется социальная микросреда.
Предмет исследования: процесс социализации учащихся к жизнедеятельности ДВОУ.
Объект исследования: мировоззренческое ориентиры и социально-педагогические условия социализации учащихся к жизнедеятельности ДВОУ.
Цель исследования – характеристика социализации учащихся ДВОУ.
Соответственно данной цели сформулированы исследовательские задачи:
1. Анализ становления и развития довузовского военного образования.
2. Характеристика особенностей жизнедеятельности ДВОУ как образовательно-воспитательного учреждения.
3. Определение процесса социализации учащихся в условиях ДВОУ.
4. Выявление трудностей социализации воспитанников к жизнедеятельности ДВОУ и их причин.
5. Установление условий успешной социализации учащихся к жизнедеятельности ДВОУ.
6. Исследование практики по успешной социализации учащихся к жизнедеятельности ДВОУ.
Глава 1.Теоретические аспекты социализации личности в довузовских военно-учебных заведениях
1.1.Довузовское военно-учебное заведение и его место в системе образовательных социальных институтов
Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Нашему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
В настоящее время все более остро встает вопрос о профессионализации в Вооруженных Силах. С каждым годом совершенствуется вооружение и военная техника, что часто приводит к увеличению физиологической и психологической нагрузки человека. Только профессионал может грамотно действовать в сложной и динамичной обстановке современного боя, умело руководить воинскими коллективами.
В то же время падение престижа военной службы, разрушение системы военно-профессиональной ориентации, плачевное положение с рекламой военной службы и другие причины привели к тому, что в армию стали приходить случайные люди, не соответствующие высоким требованиям, предъявляемым военной службой. Низкое качество личного состава, заключающего контракт о прохождении военной службы, объясняется в первую очередь не плохим профессиональным отбором, а малым количеством кандидатов. Поэтому сегодня требуется центр тяжести перенести с количественного подхода (профессионального отбора) в сторону качественного (профессиональной ориентации). это система социально-экономических, психолого-педагогических и организационных мероприятий, направленных на формирование у молодежи военно-профессиональной направленности личности и психологической готовности к сознательному выбору профессии офицера и военной службе в соответствии с объективными потребностями обороны страны. Военно-профессиональная ориентация является важным звеном военного строительства, обеспечивающим постоянное пополнение корпуса офицеров лучшими представителями молодежи. Осуществление военной профориентации тесно связано с планированием подготовки военных кадров, формированием и поддержанием высокого уровня престижа военных профессий, с особенностями системы военного образования.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. для высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 456 с.
2. Андреев В.И. Ресурсный подход к активизации инновационной деятельности и саморазвитию личности в условиях высшего педагогического образования // Образование и саморазвитие. 2011. № 1.
3. Андрюшин, И.В. Становление и развитие системы воспитательной работы в кадетских классах: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. Кострома, 2001. – 236 с.
4. Барабанщиков, A.B. Актуальные вопросы воинского воспитания, укрепления дисциплины личного состава части в современных условиях / A.B. Барабанщиков. М.: ИВИ МО СССР, 1985. – 205 с.
5. Баранова В. Возрастной кризис подростка: рядом социальный //Социальная педагогика в России. 2008. № 4. С. 51-55.
6. Белкин А. С. Основы возрастной психологии: учеб.-метод. пособие. М.: Академия, 2000. 244 с.
7. Берестовицкая С.Э. Значимость мировоззренческих вопросов для учащихся (итоги опроса) // Воспитание школьников. 2013. № 6.
8. Берестовицкая С.Э. Мировоззренческие проблемы в осмыслении современных десятиклассников // Воспитание школьников. 2014. №4; 5; 6.
9. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / И. Т. Фролов [и др.]. 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
10. Волков Б. С. Психология подростка: учеб. пособие. М.: Гаудемаус, 2005.
11. Воронова, Б.З. Современное кадетское традиционное образование: сравнительный медико-социальный анализ / Б.З. Воронова, З.И. Сазанюк, М.И. Степанова // Вестник образования России. 2005, октябрь – С. 50 – 63.
12. Голиков Н.А. Проблемы социализации личности в условиях инновационных образовательных учреждений //Философия образования. - 2011. - № 3(36). – С.78-89.
13. Голиков Н.А. Социальные эффекты образования: реалии, прогнозы, перспективы // Теория и практика общественного развития. Социологические науки. - 2012. - №11. - С. 73-79.
14. Дубяга В. Ф., Чертополох А. А., Чураев Э. Н. Социально–психологические особенности проявления агрессивности суворовцев и основные направления ее психокоррекции. – М.:– ВУ 2006.
15. Евлампиев, И.И. История русской философии: учеб. пособие для вузов / И. И. Евлампиев. – М., 2002.
16. Жукова Е.Ю. Формирование у кадет ценностного отношения к воинскому долгу // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №3. - С. 225-233.
17. Иванова Н.Л. Социальная идентичность в различных социокультурных условиях // Вопр. психол. - 2004. - №4. – С.67-78.
18. Ильина И.В. Проблема формирования социальных компетенций у учащихся учреждений начального профессионального образования // СПО. - 2012. - №1. - С. 50-52.
19. Иордан А.Б. Честь родного погона. Книга о традициях в российских кадро¬вых корпусах. – М., 2003.
20. Кабачевская, Е.В. Формирование профессионального интереса юношей ДВОУ : Дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. Кемерово., 2003.-225 с.
21. Ковалев А.П. Становление и развитие системы довузовской военно-профессиональной подготовки в России (1920–1990 гг.): Дис... канд. пед. наук. – Ставрополь, 2004.
22. Ковалева А.И. Социализация // Знание. Понимание. Умение. - 2004. - № 1. – С.56-70.
23. Ковалева А.Н. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория //Социологические исследования. - 2003. - №1.- С. 109-115.
24. Коровкина Т.Е. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления будущего учителя на начальном этапе обучения в вузе: Дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2004. 211 с.
25. Коршунова О.К. Об участии педагогов в политической социализации школьников // Нар. образование. - 2003. - №2. - С. 160-165.
26. Костин Р.А., Климанова А.Е. Вторичная социализация: понятие, проблемы и тенденции развития // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2011. - №9. - Т.1. – С.110-114.
27. Кравченко Ю. В. Особенности процесса адаптации подростков к условиям обучения в общеобразовательных военных учебных заведениях: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2006.
28. Кузьмович В.И., Мельник А.И., Некляев O.A., Чертополох A.A. и др. Технология укрепления воинской дисциплины. Учебник. – М.: ВУ,2004. – 320с.
29. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). М.: Изд-во УРАО., 2011.
30. Кунц Н.З. Суворовцы и нахимовцы – герои. – М.: Интеграф–сервис, 2003
31. Лашко, Ю.П. Научно-теоретические основы социальной педагогики воинской среды. Учебное пособие / Ю.П. Лашко, В.А. Пекшин, Ю.В. Савин. -М.: "Граница", 2002.-296 с.
32. Лосев А.Н. Формирование военно-профессиональной направленности бу¬дущих офицеров: Дис... канд. пед. наук: 13.00.08 – Тамбов, 2004
33. Луков, Г.Д. Основы военной психологии / Г.Д. Луков. М.: Воениздат, 1964.-148 с.
34. Макарова Л.Н., Лосев А.Н. Формирование военно-профессиональной на¬правленности будущих офицеров. Учебное пособие. – Тамбов: Изд–во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005.
35. Мельник А.И. Историко-педагогический анализ формирования военно-профессиональной направленности у воспитанников суворовских военных учи¬лищ // Соискатель. – 2007. – №4. – С. 56–59.
36. Менжега Ю.Д. Совершенствование процесса формирования военно-профессиональной направленности курсантов вузов внутренних войск МВД России: Автореф. дис... канд. пед. наук. – СПб.: СПб. ун–т МВД России, 2000.
37. Меньшов В.М. Воинское товарищество: кадеты, суворовцы, нахимовцы. В 3–х томах. – СПб.: Береста, 2003.
38. Свешникова Н.О., Соловьева М.А. Психологические аспекты гражданской социализации: к постановке проблемы // Вестник КРАУНЦ. Серия «Гуманитарные науки». - 2012. - №2 (20). – С.139-145.
39. Семенова Ю.А. Формирование гражданской идентичности в условиях современного российского общества // Вестник Челябинского госуниверситета. - 2010. - №1 (182). Философия. Социология. Культурология. Вып. 16. - С. 104-108.
40. Сергейчик С.И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи // Социс. - 2002. - № 5. - С. 107–121.
41. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
42. Щербакова Т.Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений // Молодой ученый. 2012. №5.