Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях, когда изменилась общеисторическая ситуация функционирования человеческого сообщества, с одной стороны, произошли глубокие преобразования во всех сферах его организации, появились новые информационно-коммуникативные системы, реально расширились и укрепились контакты, актуализировались задачи сохранения жизнедеятельности, повышения гуманистических начал. С другой стороны, глобальный кризис, охвативший экологию, энергетику, экономику, демографию, взаимоотношения этносов, слоев и групп населения, на первый план выдвинул главную для общества проблему — проблему его будущего. Концентрированно она выражается, в частности, в проблеме детства, считает Д.И. Фельдштейн [2].
Несмотря на то, что нет единого мнения о времени появления специального понятия и четкого структурно значимого в социуме выделения детства, общество всегда занимало и занимает в большей или меньшей степени (в зависимости от уровня развития и культурных традиций) активно формирующую, действенную позицию по отношению к детству как условию 130 своего постоянного воспроизводства. В наши дни детство как особый структурно-содержательный и функциональный компонент современного общества заявляет о себе достаточно весомо. Не случайно так активно развивается сфера психологопедагогических знаний, связанная с его осмыслением. В этом плане при анализе существующей специальной разнохарактерной литературы можно вычленить два основных подхода. Один состоит в дифференцированном исследовании детства, целенаправленном его ранжировании, стремлении раскрыть особенности разных возрастных периодов и т.д.; другой определяется объективно выраженным отношением к детству как к растущему поколению. Но детство становится во все большей степени предметом повышенного внимания не только в связи с его общей социокультурной оценкой в осмыслении настоящего и проектировании будущего. В условиях нестабильного состояния общества детство оказалось в социальнопсихологическом кризисном состоянии. Поэтому особое значение приобретает психолого-практическое и социально-педагогическое направления в поисках условий и возможностей его сохранения и обеспечения развития.
«В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила социально-воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится всѐ более непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры выдвигаются на одно из первых мест, как основа гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности» [1, с. 176]. Осмысление актуальности проблемы обусловило необходимость провести социально-педагогический мониторинг особенности восприятия и познания социального окружения младшими школьниками
Глава 1 Теоретические особенности реализации потенциала детской субкультуры в социальной работе с детьми группами риска
1.1 Понятие и особенности детской субкультуры
Межличностные отношения начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. В это время они пред общество. Тем самым активно осуществляется процесс социальной адаптации. Вместе с тем, познание мира взрослых и сверстников дает возможность детям приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои интересы, предпочтения, корректировать и формировать собственную систему ценностей. Признаки детской субкультуры проявляются в возрастной субкультуре.
А. П. Усова отмечает, что к 4,5-5 годам в ДОУ уже можно наблюдать довольно самостоятельные сообщества детей с нормами и правилами поведения, игровыми традициями [4]. В содержание детской субкультуры входят традиционные детские игры, фольклор и смеховой мир, детская магия и ритуалы, религиозные, эстетические представления, детское философствование.
Посредством включенности ребенка в детскую субкультуру, у него активно начинает формироваться свой собственный мир. В этом ему помогают:
- колыбельные песни, прибаутки, потешки, которые имеют большое значение для самых маленьких детей; своим содержанием знакомят ребенка с простейшей моделью устройства мира, раскрывают семейные принципы, формируют доверие к близкому окружениюи к миру в целом;
- обзывалки, выполняющие оберегательную функцию, высмеивающие жадность, ябедничество, отговорки на дразнилки, когда ребенок может отстоять себя с помощью словесной самозащиты; при этом формируется эмоциональная устойчивость, самообладание;
- предметы собственных ценностей (детское собирательство, разнообразные коллекции, секреты, тайники), позволяющие ребенку ощутить себя в мире [3].
Содержание детской субкультуры с возрастом может меняться. Так в 4-5 лет дети в большей степени обращаются к жанрам фольклора, а в 5-7 лет используют в основном стихотворный жанр и жанр правового быта. В детской субкультуре имеют место и гендерные различия. Причем, мужское и женское начинает различаться еще в младенческом возрасте, когда детям подбирают одежду, игрушки.
Исследования убедительно доказывают, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста разная культура взаимодействия, общения, свой набор правил.
Посредством речи девочки поддерживают дружеские взаимоотношения, а мальчики используют речь для самоутверждения, повышения собственной значимости [5].
Мальчики и девочки по-разному выстраивают игровое пространство. Субкультура игры у мальчиков и девочек существенно различается.
Девочки, как правило, объединяются в малые группы, играют на небольшой территории, оберегают свое пространство от мальчиков, не претендуют на их территорию.
Они не против участия в их играх взрослых. Мальчики, напротив, играют большим составом, занимают во время игры значительное пространство, не допускают вмешательства взрослых, довольно агрессивны к вмешательству в их игры девочек.
Анализируя компоненты детской субкультуры, можно увидеть, что она выполняет разнообразные функции, способствует удовлетворению основных потребностей детей в межличностных отношениях, помогает их социальной адаптации.
В.В. Абраменкова выделяет ряд функций детской субкультуры: социализирующую, психотерапевтическую, культуроохранительную, функцию самореализации, прогностическую. Посредством субкультуры ребенок в группе сверстников приобретает социальные знания и умения, социализируется в обществе.
Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие социальные потребности детей, в том числе, и потребность в самостоятельности и участии в социальных изменениях. Поэтому детская субкультура может рассматриваться как важнейший фактор социализации детей дошкольного возраста, как своеобразная форма социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп.
Детская субкультура помогает ребенку определить возможности своего потенциала, предлагает ему определенный набор направлений для самореализации.Развивая ребенка, взрослые, как правило, следуют принципу «от простого к сложному», «от конкретного к абстрактному». Детская субкультура, в отличии от этого, определяет зону вариативного развития ребенка, готовит его к решению проблем в нестандартных ситуациях [1].
Естественными психотерапевтическими средствами для ребенка может стать детский фольклор, основанный на страшилках. Это для детей своеобразный тренинг-защита боязни темноты, тревожности, привидений, разных бабаек.
Дразнилки, отговорки способствуют формированию у детей коммуникативных навыков, являются тренингом владения собой и т.д. Эти элементы дают ребенку «психологическое укрытие», защищают его от воздействия взрослой субкультуры. Современное социальное развитие детей усложнено значительным сокращением пространства для непосредственного общения их друг с другом, для игр на придомовых площадках, во дворах и в других местах (большое место занимают «стихийные» парковки автомобилей).
Это негативно отражается на развитии коммуникативных навыков детей, и как следствие, приводит к росту духовного неблагополучия, отчуждения детей от сверстников, детских нервозов.
В ситуации развития детской субкультуры можно отметить и другие проблемы.
Прежде всего, это ограничение взрослыми возможностей для развития детской субкультуры: в жѐстко регламентированной жизни ребѐнка не остаѐтся места для свободного общения со сверстниками. Другая проблема современной детской субкультуры – это ее деформация в результате влияния телевизионного и компьютерного экрана. Зачастую экран становится единственным «другом» ребѐнка. Но порой то, что видит ребѐнок с экрана, это продукт, не ориентированный на ребѐнка, или совершенно чуждый нашей культуре. Экран демонстрирует ценности власти, богатства, удовольствия, формируя тем самым особое эгоцентрическое мировосприятие ребѐнка. Детская субкультура осуществляет так же культуроохранительную функцию, так как содержанием некоторых ее компонентов являются устное народное творчество, ритуалы, обряды, элементы мистики, потустороннего мира, утраченные в современном мире.
Некоторые культурные ценности взрослой субкультуры могут перемещаться в детскую, но уже с обновленной функцией. В детской субкультуре работают механизмы, помогающие ребенку выработать готовность к решению возможных в будущем проблем, и сформировать алгоритм адекватного действия. В этом случае проявляется особая, пророческая, или прогностическая функция детской субкультуры [1].
Детская субкультура выполняет и ряд других социальных функций, осуществляемых формальными социальными институтами:
- функции интеграции в детское сообщество путем предоставления неформальных правил поведения;
- регуляции взаимодействий между детьми разного возраста, между полами;
- целедостижения, когда с помощью ее удовлетворяются потребности в признании, завоевании статуса, отличного от обязательных, формальных обязанностей ученика, ребенка в семье;
- удержания образца через трансляцию норм и собственное воспроизводство;
- социального контроля самого детского сообщества над сохранением детства через средства ожидания, признания, отчуждения, остракизма и т. п., но не через прямое принуждение [6].
Исследователи выделяют ряд компонентов детской субкультуры, например: - детский «правовой кодекс».
При помощи этого компонента соблюдаются нормы и правила, принятые в детском сообществе. Это может быть и право опекунства в разновозрастной группе, и право старшинства в группе, и специфические средства воздействия на сверстников, регулирующие разрешение спорных вопросов, разнообразные формы словесной самозащиты (дразнилки, обзывалки, отговорки: «я дурак, а ты дурнее, значит, я тебя умнее»). В случае обзывания, ребенок знает, что в ответ надо громко и четко выкрикнуть отговорку.
Она может быть эмоционально окрашена: с презрительной или гневной интонацией.
Такими отговорками традиционно принято защищаться в случае словесного нападения. К «правовому кодексу» относят и ритуальные компоненты детского общения, например, примирительные ритуалы («мирись, мирись, больше не дерись!»), и коммуникативное воздействие на сверстников, когда интонация голоса меняется на угрожающую («Уходи!», «Ты что делаешь?!»).
Детский «правовой кодекс» также подразумевает различные мены, взыскание долгов, знаки собственности, ритуал вхождения в детское сообщество (возьмешь в руки лягушку, червяка, паука, – тогда мы с тобой будем играть);
- детский юмор (истории-небылицы, поддевки, детские садистские стишки);
- детский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, потешки, считалки);
- детское собирательство (коллекционирование игрушек, значков, фантиков, монет и т.д.), изготовление «секретов», создание и поиск тайников, сокровищниц;
- свободное времяпрепровождение (разнообразные виды игровой и продуктивной деятельности).
Любимыми и значимыми для детей являются туристические походы, когда вечером у костра рассказывают страшные истории. Любят дети также походы в «особые страшные» места, запрещаемые взрослыми (заброшенные дома, подвалы, стройки, свалка, гаражи;
- эстетические представления детей составляет детская мода, плетение веночков и т.д.
Отношение к моде у детей совершенно другое, чем у взрослых.
Для них через моду важно показать всем свою уникальность, показать, что он обладает некими способностями как любимый сказочный персонаж или кумир из реального мира;
- детское философствование - форма, важная при освоении ребенком общечеловеческих ценностей, помогающая в решении детских проблем (вопросы типа «почему», рассуждения о жизни и смерти и пр.);
- детская картина мира – определенная система знаний, представлений ребенка об окружающем мире.
С дальнейшим развитием ребенка как личности, меняется и его картина мира, и, следовательно, его отношение к миру. Причем, ребенок начинает адекватно оценивать себя во времени (раньше «я был немножко неумным, а теперь я уже стал умным»).
Оценивая себя в настоящем времени, ребенок анализирует произошедшее с ним недавно («Я так не хочу утром просыпаться в детский сад. А в выходные ведь не надо идти в детский сад, я просыпаюсь раньше, чтоб наиграться дома!»).
Формирование представлений о себе в будущем у ребенка развивается умение прогнозировать («Вырасту – пойду работать. Буду космонавтом»; «А я буду все уметь делать. Будет все починето и отремонтировано»).
Дети ищут границы формирования представлений о их месте в мире, чтобы прочувствовать его и «закрепить» за собой. Таким образом, можно констатировать, что детская субкультура имеет свою специфику и функции. Ее компоненты влияют на развитие ребенка как личности, на становление его детской картины мира, учат его философствовать, видеть проблемы и прогнозировать их решение.
Содержание детской субкультуры может меняться от возраста и гендерных различий.
Детская субкультураявляетсямеханизмом социализации ребенка дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, как документ регулирующий деятельность в дошкольных образовательных организациях, ставит перед детским садом задачи, которые способствуют формированию детской субкультуры детей: сохранение и поддержка индивидуальности ребѐнка, формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, формирование социокультурной среды.
Поэтому для сферы образования особую актуальность сегодня приобретает изучение феномена детской субкультуры, который позволяют понять традиционные способы и формы регуляции отношений в детских группах, содержательную трансформацию их в детской среде, влияние их на специфику межпоколенных взаимодействий, а также влияние на мир взрослых в целом.
Детская субкультура объединяет в себе все, что создано детьми и для детей. В связи с этим рассмотрение культурно-досуговой деятельности как процесса организованного (зачастую взрослыми) логично и естественно как нечто, создаваемое для детей.
Однако в современных условиях развития российского общества в данной области возникают определенного рода противоречия, которые необходимо скрупулезно исследовать, что будет способствовать в дальнейшем грамотной организации культурно-досуговой деятельности детей.
Современное состояние российского общества обусловлено экономической нестабильностью, влекущей за собой деструкцию и деформацию социально-культурной сферы, что способствует развитию множественной депривации, не только у взрослых, но и, что вызывает особую тревогу, у детей. Множественность депривации в свою очередь определяется с точки зрения принадлежности к той или иной области жизни и деятельности общества.
Одной из разновидностей таковой является экономическая депривация. Низкий уровень жизни, не позволяющий субъектам социума своевременно удовлетворять свои потребности, вызывает различные психологические расстройства, в том числе депрессивные состояния, снижение самооценки и другое, что может привести к деградации. То же распространяется на детей, когда родители не в состоянии обеспечить детям в силу указанных выше причин своевременного удовлетворения не только потребностей в учении, лечении, организации культурного досуга, но и первичных потребностей. Социальная депривация связана с прогрессирующим в последнее время социальным расслоением.
Такие социальные категории, как высокий статус, престиж, власть недоступны для большей части российского населения, более того, положение усугубляется возрастной, половой, национальной и другими видами дискриминации в современном обществе.
Социально-экономические отношения нынешнего времени усиливают так называемую относительную депривацию: противоречия между ожиданиями субъекта и реальными результатами его деятельности вызывают негативную реакцию, следствием которой является деформация адекватной модели поведения, разрушение этических норм, принятие асоциальных нормативов. В некоторых случаях можно наблюдать не только снижение самооценки, но и трансформацию мировоззренческой позиции, замену реальности виртуальным миром, то есть масштабную дезадаптацию.
Модель поведения человека, лишенного возможности своевременно удовлетворять возникающие потребности, охарактеризована М. Селигманом как выученная беспомощность [1].
В случае если ряд попыток решить ту или иную задачу, приводил субъекта к неудаче, тот избирал путь отказа от активности. Так называемая выученная беспомощность проявляется в эмоциональной сфере, сопровождаясь эмоциональными расстройствами; в мотивационной – когда отсутствует мотив попытки решения проблемы; когнитивной – в случае, когда субъект не приемлет изменения модели поведения.
Особенность выученной беспомощности в том, что, сложившись однажды в определенной ситуации, она распространяется на многие другие, что тормозит активность человека даже при решении привычных легко исполнимых задач и приводит к длительной депривации. В целом, когда наблюдается потеря интереса к жизни, невозможно говорить о некоем социальном творчестве, и дальнейших позитивных явлениях, связанных с удовлетворенностью субъекта результатами своей деятельности. Перечисленные выше множественные депривационные процессы касаются общества в целом.
Однако сегодня педагоги и психологи отмечают рост депривационных процессов в учении и воспитании детей. Явление детской депривации в образовательном процессе, по мнению педагогов, связано с неблагоприятными условиями для личностного развития самореализации обучающихся.
Испытывая психологический дискомфорт, ребенок, попавший в такую ситуацию, пытается сопротивляться, что порождает не только нежелание учиться, но и неприятие субъектов образовательного простран ства школы.
Переживания ребенка приводят к деформации ценностных ориентаций. Одна из причин кроется в отсутствии мотивации к обучению, которая не культивируется в семье; другая – в позиции педагогов, которые не приемлют субъектсубъектного взаимодействия с обучающимися, являясь приверженцами авторитаризма.
Таким образом, депривация возникает в эмоциональной сфере – когда у ребенка отсутствует возможность самовыражения, а педагог не пытается создать условий для проявления индивидуальности, без которой невозможно выстроить траекторию успеха отдельно взятого обучающегося; депривация возникает в когнитивной сфере, когда вследствие методических промахов учение превращается в формализованное усвоение большого информационного потока. В целом мы наблюдаем культурную депривацию, когда у ребенка нарушены ценностные ориентации вследствие неприятия культурных ценностей в образовательном процессе. В таких условиях высвобождается время, которое обесценивается с точки зрения эффективности его использования и возникает проблема организации своего времени. Одним из путей решения сложившейся проблемы становится выбор такой формы жизни, когда ребенок может справиться с проблемами, благодаря собственным усилиям в условиях созданных его фантазией – это мир виртуальной игры, которая сегодня представляет собой достаточную угрозу и для становления личности и для ее социализации.
В свое время Э. Берн говорил о значимости так называемых «организаторов времени», которые могут обеспечить человека множеством вариантов времяпрепровождения, чтобы он забыл о несуществующем смысле жизни и заполнил настоящее событиями [2].
Иными словами и сегодня актуально педагогическое сопровождение детства. С учетом сложившейся проблематики, на наш взгляд, организация свободного времени детей должна быть ориентирована, прежде всего, на детскую субкультуру, функциональные возможности которой, по мнению С.Н. Майоровой-Щегловой способствуют:
регуляции взаимодействий между детьми разного возраста, между полами;
адаптации в случае дополнения формальной организации детей;
целедостижения, когда с помощью ее удовлетворяются потребности в признании, завоевании статуса, отличного от обязательных, формальных обязанностей ученика, ребенка в семье;
социального контроля самого детского сообщества над сохранением детства через средства ожидания, признания, отчуждения, остракизма и т.п., но не через прямое принуждение.
Посредством субкультуры удовлетворяются потребности детей в:
изоляции от взрослых;
близости, интимности за пределами семьи;
самостоятельности;
отстранении от групп ровесников, чуждых по духу, интересам;
участии в социальных изменениях [3].