Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие современного бизнеса не может осуществляться без справедливой оценки своей стоимости. Собственнику любого предприятия всегда необходима справедливая оценка своего бизнеса.
Оценка бизнеса, представляющая собой детальный организационный, технологический и финансовый анализ деятельности компании и перспектив ее развития в будущем, осуществляется с целью определения результатов её деятельности.
Оценка компании может определить закрытую и открытую рыночную стоимость, оценку имущественного комплекса в целом, либо по отдельным его продуктовым линиям. Важной составляющей в оценке компании является финансовый анализ, предназначенный для принятия решения о слиянии или приобретении компании.
В Российской Федерации информация о рыночной цене проданных компаний, которые находятся в собственности частных инвесторов, обычно является закрытой. Данные полученные из сети Интернет и других СМИ о результатах оценки стоимости бизнеса, уже реализованного на открытом рынке, требуют подтверждения, так как собственники бизнеса имеют тенденцию переоценивать свой бизнес, из-за чего цена зачастую завышается в разы. На ряду с этим, бывают и такие случаи, когда бизнес остается недооцененным. Причиной таких расхождений в стоимости может являться отсутствие данных о текущем состоянии рынка, ограниченность периода, в течение которого бизнес должен быть продан. Оценка компании представляет собой не только оценку активов, но и оценку стоимости долгов компании, а также оценку эффективности ее основной деятельности.
Оценка стоимости компании – это самый объективный метод определения эффективности работы компании, что и обусловило выбор темы.
Объектом исследования является оценка стоимости современного предприятия.
Цель исследования заключена в диагностике теоретических и практических аспекты оценки стоимости предприятия (бизнеса).
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- исследовать теоретические и методические основы оценки стоимости предприятия;
- рассмотреть основные методы оценки предприятия,
- представить характеристику предприятия,
- провести анализ финансового состояния предприятия,
- дать оценку предприятия,
- разработать методы по повышению стоимости предприятия,
- разработать методы по повышению эффективности деятельности предприятия.
Исследование произведено при помощи следующих методов: диалектический метод, метод теоретического анализа и синтеза различных источников литературы, структурно-функциональный метод, системный метод, сравнительный метод, метод описания, статистический метод, количественный метод, балансовый метод, математические методы.
В качестве теоретической основы применялись труды и учебные пособия российских авторов А.Д. Шеремет, В.И. Бусов, А.А. Гусев, В.С. Валдайцев, А.Г. Грязнова, М.А. Федотова, В.В. Ковалев.
Поставленные цели и определенные задачи обусловили структуру представленной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения и источников литературы.
1. Теоретические основы оценки предприятия
1.1 Существующие подходы к оценке предприятия (бизнеса)
Оценка бизнеса, представляющая собой детальный организационный, технологический и финансовый анализ деятельности компании и перспектив ее развития в будущем, осуществляется с целью определения результатов её деятельности.
Оценка компании может определить закрытую и открытую рыночную стоимость, оценку имущественного комплекса в целом, либо по отдельным его продуктовым линиям. Важной составляющей в оценке компании является финансовый анализ, предназначенный для принятия решения о слиянии или приобретении компании.
В Российской Федерации информация о рыночной цене проданных компаний, которые находятся в собственности частных инвесторов, обычно является закрытой. Данные полученные из сети Интернет и других СМИ о результатах оценки стоимости бизнеса, уже реализованного на открытом рынке, требуют подтверждения, так как собственники бизнеса имеют тенденцию переоценивать свой бизнес, из-за чего цена зачастую завышается в разы. На ряду с этим, бывают и такие случаи, когда бизнес остается недооцененным. Причиной таких расхождений в стоимости может являться отсутствие данных о текущем состоянии рынка, ограниченность периода, в течение которого бизнес должен быть продан. Оценка компании представляет собой не только оценку активов, но и оценку стоимости долгов компании, а также оценку эффективности ее основной деятельности.
Оценка стоимости компании – это самый объективный метод определения эффективности работы компании.
К причинам, по которым оценка компании становится жизненно важной можно отнести следующие:
1.Оценка стоимости активов компании. Оценка компании необходима в случае передачи имущества в уставный капитал компании, при ликвидации бизнеса, а также при сделках с активами. В зависимости от объектов оценки, следует учитывать, что оценка активов представляет собой не оценку компании, как хозяйствующего субъекта, а оценку части имущественного комплекса.
2.Оценка собственного капитала компании. В данном случае объектами оценки являются, как компании закрытого, так и открытого типа. Данная процедура связана с трудностями выявления реальных отношений по поводу собственности между акционерами и установления аффилированных лиц. Особенность оценки бизнеса также заключается в наличие акционеров, получивших акции «почти» бесплатно в процессе приватизации. Мотивация таких инвесторов отличается от мотивации обычных акционеров.
Также оценка компании важна при определении рыночной стоимости ценных бумаг; выкупе обществом акций по требованию акционеров; при оценке прав требования исполнения долговых обязательств; конвертации и консолидации акций компании; при подготовке к продаже приватизируемых компаний; эмиссии новых акций открытыми обществами и т.д.
Главной и первостепенной ролью в оценке компании является постановка целей и задач. Для этого определяется стоимость, вид стоимости, который должен быть в итоге выведен, активы, которые должны быть оценены – все это анализируется, и на основе полученных данных выстраивается вся работа. Также оценке подвергается эффективность деятельности компании, конкурентная среда, в которой она функционирует, ее прошлые, настоящие и будущие доходы и перспективы развития.
Развитие рынка в мире влияет на повышение интереса к проблеме стоимости бизнеса (предприятия). Вопрос о стоимости бизнеса или фирмы вызывает больший интерес с каждым годом. Данная процедура необходима владельцам для проведения сделок, расчета залоговой стоимости, а также увеличения стоимости бизнеса посредством принятия управленческих решений.
Под оценкой стоимости бизнеса понимается упорядоченный и целенаправленный процесс определения стоимости объекта в денежном выражении с учетом реального дохода предприятия в определенный момент времени.
При определении стоимости, оценщику необходимо руководствоваться какой-либо целью, для корректного определения стоимости [1].
Рисунок 1.1. Цели оценки стоимости бизнеса
На стоимость бизнеса могут влиять множество факторов. Данные факторы могут, как увеличивать конечную стоимость бизнеса, так и уменьшить ее.
Оценка стоимости бизнеса имеет ряд особенностей, главной особенностью выделяют рыночный характер. Данная особенность подразумевает множество затрат на создание и приобретение объекта, который оценивают [2].
Обязательно учитывается совокупность факторов, такие как время риски, конъюнктура рынка, конкуренция, среда работы объекта.
Основными факторами являются время и риск. Рыночная экономика отличается динамизмом. Фактор времени, пожалуй, - важнейший фактор, влияющий на все рыночные процессы, на цену, на стоимость, на принятие решений [13, с.44].
Рисунок 1.2. Факторы, влияющие на стоимость бизнеса
Оценку стоимости бизнеса проводят эксперты, имеющие лицензию и прошедшие специальное обучение. Оценка стоимости бизнеса состоит из четырех этапов.
Каждый этап включает в себя комплекс мероприятий, направленный на изучение предприятия или фирмы.
Первый этап – подготовительный, на данном этапе заключается соглашение между оценщиком и предпринимателем.
Второй этап - начало работы оценщика, происходит ознакомление со сферой работы предприятия.
Третий этап - изучение непосредственно документации предприятия, в том числе бухгалтерский отчеты.
На четвертом этапе – предоставляется отчет о проведенной оценки стоимости предприятия [12, с.45].
Рисунок 1.3. Этапы проведения оценки стоимости бизнеса
Оценка стоимости бизнеса – комплексная стоимостная оценка результатов деятельности предприятия в условиях, сложившихся на рынке в данной отрасли. Как правило, стоимость предприятия определяют в следующих случаях:
1.Установление рыночной стоимости для покупки или продажи предприятия;
2.Определение стоимости паев, активов либо ценных бумаг при проведении различных операций на рынке ценных бумаг;
3.Слияние, поглощение или реструктуризация предприятия;
4.Ликвидация компании;
5.Необходимость повышения эффективности управленческого аппарата предприятия;
6.Оценка банков возможности выдать кредит для организации и уровня залога, который необходимо предоставить;
7.Разработка стратегического плана развития предприятия;
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 27.12.2018)"О несостоятельности (банкротстве)"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019).
3. Федеральный закон №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» /КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.05.2019).
4. Федеральный стандарт оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)» /КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.05.2019).
5. Абрютина М.С. Современные подходы к оценке финансовой устойчивости и платежеспособности компании. /М.С. Абрютина// Финансовый менеджмент. - 2017. - №7. - С. 14-17.
6. Батуев М.В. Анализ финансового состояния /М.В. Батуев//Аудит и финансовый анализ. – 2017. - № 2. – С. 6-8.
7. Васильчук, О.И. Бухгалтерский учет и анализ: Учебное пособие / О.И. Васильчук, Д.Л. Савенков; Под ред. Л.И. Ерохина. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 496 c.
8. Грищенко, Ю.И. Анализ финансовой отчетности / Ю.И. Грищенко // Справочник экономиста. – 2017. – №2. – С. 26–35.
9. Глазунов, М.И. Оценка финансовой устойчивости коммерческой организации на основе данных бухгалтерского баланса / М.И. Глазунов // Экономический анализ: теория и практика. – 2016. – №21. – С. 58–65.
10. Корниенко Б.И. Оценка стоимости предприятия с использованием затратного и сравнительного подходов// Концепт. 2015. № 8. С. 1-7. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 28.11.2018).
11. Кидяева О.В. Унифицкация методик финансового анализа при оценке стоимости предприятия (бизнеса). // Научное сообщество студентов: сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13(24). С.22-28.
12. Косолапова, М.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / М.В. Косолапова, В.А. Свободин. - М.: Дашков и К, 2015. - 248 c.
13. Козырь А.В., Козлова Т.С. Доходный подход в оценке стоимости бизнеса. // Научное сообщество студентов XXI столетия.: сб. ст. по мат. LXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(64). С.13-18.
14. Кравченко, Л.М. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: Учебно-практическое пособие/Л.М.Кравченко// – Мн.: Финансы, учет, аудит, 2016. – 203с.
15. Лысенко, Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов / Д.В. Лысенко. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 320 c.
16. Лытнева, Н.А. Бухгалтерский учет: Учебник / Н.А. Лытнева, Л.И. Малявкина, Т.В. Федорова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 512 c.
17. Медведев, А.В. Бухгалтерский учет, анализ, аудит: Учебное пособие / П.Г. Пономаренко, А.В. Медведев, А.Н. Трофимова; Под общ. ред. П.Г. Пономаренко. - Мн.: ВШЭ., 2015. - 558 c.
18. Мельникова, Л.А. Бухгалтерский учет: Учебник для бакалавров / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров, Л.А. Мельникова; Под ред. Ю.А. Бабаев. - М.: Проспект, 2016. - 432 c.
19. Михайленко С.Д., Шамкина Е.В. Сравнение рыночной и инвестиционной стоимости // Научное сообщество студентов XXI столетия.: сб. ст. по мат. LXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(72). С.44-49.
20. Павленко Н.А. Влияние денежных потоков на стоимость предприятия // Теория и практика современной науки. – 2016.– №5(11). – С.753-756
21. Паклюсева Д.В., Рафиков Р.И. Обоснование возможности применения метода капитализации при оценке рыночной стоимости предприятия. // Экономика и социум. 2017. № 4 (35). – С. 1052-1055
22. Потапейко Д.А. Основные понятия и определения в применении доходного подхода к оценке стоимости предприятия (бизнеса) // В сборнике: Инновационные технологии в экономике как фактор развития современного общества. – 2017. – С. 99-102
23. Стрижова С.В. К вопросу об оценке стоимости компании // Мир науки и образования. 2015. № 4. С. 1-7. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 28.11.2018).
24. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник/Г.В.Савицкая// – М.: ИНФРА – М, 2018. – 425с.
25. Толпегина О.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для бакалавров / О.А. Толпегина, Н.А. Толпегина. - М.: Юрайт, 2016. - 672 c.
26. Чернов, В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: Учебное пособие для студентов вузов / В.А. Чернов; Под ред. М.И. Баканов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 639 c.
27. Ходыревская В. Н., Меньшикова М. А.. Методологические подходы к оценке стоимости бизнеса // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. — 2014. — № 8. — С. 22–26.
28. Филь Е.А., Гордеева Е.В. Оценка стоимости бизнеса // Научное сообщество студентов XXI столетия. сб. ст. по мат. LXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(65). С.27-31.
29. Халидова М.А. Необходимость оценки стоимости предприятия в современном бизнесе // Научное сообщество студентов XXI столетия.: сб. ст. по мат. LIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(54).с.43-46
30. Чакалян К. Г. Оценка бизнеса: сущность основных подходов, их преимущества и недостатки // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 590-592.
31. Щербаков В. А., Щербакова Н. А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). — 4-е изд., перераб. и доп.. — М.: Издательство Омега-Л, 2019. — 315 с.
32. Ширяева Е.Н. Анализ финансового положения компании при помощи финансовых коэффициентов/VII Международная студенческая электронная научная конференция
"СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2018" – 2018. [электронный ресурс]. Режим доступа http://www.scienceforum.ru/2018/851/7503
33. Рябикина Н.В. Оптимизация состава и структуры активов /VII Международная студенческая электронная научная конференция
"СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2018" – 2018 г. [электронный ресурс]. Режим доступа http://www.scienceforum.ru/2018/851/7769
34. Колмаков В.В. Совершенствование подходов и методик анализа финансового состояния предприятия / Вестник НГИЭИ, № 5 (48) 2015 г. Режим доступа http://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-podhodov-i-metodik-analiza-finansovogo-sostoyaniya-predpriyatiya
35. Методика анализа бухгалтерского анализа предприятия [электронный ресурс]. Режим доступа https://nalog-nalog.ru/analiz_hozyajstvennoj_deyatelnosti_ahd/metodika_analiza_buhgalterskogo_balansa_predpriyatiya/
36. Свистунова Н.Г. К вопросу о банкротстве предприятий России / Вектор науки. №2,2019 г. [электронный ресурс]. Режим доступа http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2019/2/economicsmanagement/Svistunova_Zemlyakova.pdf
37. Терловая Т.И. Диагностика и прогнозирование вероятности банкротства: нормативное регулирование, методика проведения / Вектор науки. №2,2019 г. [электронный ресурс]. Режим доступа http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2019/2/economicsmanagement/Terlovaya_Vorontsova.pdf
38. Чернов В.А. Управление затратами производства и потребления на основе функционально-стоимостного анализа / Менеджмент в России и за рубежом. № 5,2015 г. Режим доступа http://dis.ru/library/annotation/62/30217/