Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Одним из неотъемлемых видов государственного контроля является ведомственный контроль. Ведомственный контроль, со стороны государства, в лице его органов, направлен на проверку соблюдения, и недопущения нарушения финансового законодательства, а также целесообразности деятельности всех государственных и муниципальных органов.
В свете направленности государственной политики к созданию необходимых условий для реализации прав человека и обеспечения его свобод актуальными становятся вопросы организации и осуществления ведомственного контроля за правоприменительной деятельностью таможенных органов. Это объясняется их доминирующей ролью в деле борьбы с преступностью, в которой выступают ключевыми субъектами, с одной стороны, применения мер государственного принуждения в отношении лиц, преступивших закон. С другой стороны, создания условий для неукоснительного соблюдения прав и свобод человека и гражданина, что не может быть обеспечено без эффективного ведомственного контроля.
Законность и правопорядок являются фундаментом нормального существования общества.
Обеспечение законности представлено точным исполнением, правильным применением и неуклонным соблюдением нормативных актов, охраной гражданских прав и интересов государства и восстановлением нарушенных прав и привлечением виновных к ответственности.
Цель законности в деятельности государственного управления проявляется в: обеспечении четкой организации работы аппарата управления; поддержке государственной дисциплины в сфере управления; защите гражданских прав и их законных интересов при осуществлении повседневной деятельности.
Способы обеспечения законности представлены правовыми и организационными формами и методами деятельности, применяемыми государственными органами, которые обязаны поддерживать и укреплять законность и дисциплину при осуществлении органами исполнительной власти своей деятельности.
Контроль представлен системой наблюдения и проверки процесса функционирования объекта и имеет своей целью устранение отклонений от существующих параметров. Контролю отводится важное значение в обеспечении законности государственного управления.
Ведомственный контроль может носит финансовый и организационный (нефинансовый) характер. В зависимости от политической и экономической конъюнктуры государственный контроль при необходимости становился либо основным инструментом в руках правителей, либо терялся среди более насущных дел, чему история становления и реформирования финансовой системы России знает много ярких подтверждений. Так, со вступлением в силу Федерального закона от 23 июля 2013 года № 252-ФЗ, внесшего столь ожидаемые изменения в главу 26 Бюджетного кодекса «Основы государственного (муниципального) финансового контроля», система государственного финансового контроля получила свое официальное закрепление. Внесенные изменения позволили разграничить компетенцию сформированных и давно действующих контрольных органов государственного финансового контроля и создать единый механизм, обеспечивающий реализацию контрольной функции в системе управления государством.
Таможенные органы в Российской Федерации обеспечивают соблюдение мер торговой политики, включая меры таможенно-тарифного (взимание таможенной пошлины) и нетарифного (запреты и ограничения на ввоз и вывоз) регулирования при перемещении товаров через таможенную границу.
Административные процедуры, которые используют таможенные органы, с одной стороны, должны надежно обеспечивать соблюдение внешнеторгового законодательства, а с другой стороны—быть комфортными и минимально затратными для лиц, участвующих в перемещении товаров через таможенную границу.
В феврале 2018 года опубликован доклад Центра стратегических разработок «Таможенное администрирование в России: что делать?», подготовленный ЦСР совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Всероссийской академией внешней торговли. В докладе проанализированы современные тенденции организации государственного контроля за трансграничным перемещением товаров в России и за рубежом, выявлены и описаны основные проблемы таможенного администрирования в России, предложены меры, реализация которых должна привести к построению единого механизма администрирования таможенных и налоговых платежей с повышением эффективности деятельности российской таможни как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для государства.
Ведомственный контроль таможенных органов является объектом исследования в настоящей работе. Предмет исследования – правовые отношения, связанные с осуществлением ведомственного контроля таможенных органов.
Цель исследования – определение значения ведомственного контроля таможенных органов и возможностей его развития в Российской Федерации. Данной цели соответствуют исследовательские задачи:
1. Определить понятие, и установить задачи и функции ведомственного контроля за деятельностью таможенных органов.
2. Охарактеризовать нормативно-правовое регулирование проведения ведомственного контроля за законностью деятельности таможенных органов.
3. Выявить проблемы практической реализации проведения и документального оформления ведомственного контроля за законностью деятельности таможенных органов.
4. Предложить направления совершенствования института ведомственного контроля за законностью деятельности таможенных органов.
Структура исследования обусловлена его предметом, целью и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, которые включают четыре параграфа, заключения, в том числе списка литературы.
Глава 1.Теоретико-правовые основы ведомственного контроля за законностью деятельности таможенных органов
1.1.Понятие, задачи, функции ведомственного контроля за деятельностью таможенных органов
Исходя из важности института ведомственного контроля, в повседневной служебной деятельности таможенных органов часто приходиться оперировать словами «ведомственный контроль» и использовать его при составлении основных служебных документов. Однако, проведенный анализ нормативно-правовой базы, научных взглядов и процесса осуществления данного контроля на практике еще более усилил неоднозначное понимание его сущности. В то же время, этому способствовало отсутствие закрепленной в законодательных и ведомственных нормативных правовых актах дефиниции.
В русском языке этимологическое значение термина «контроль» состоит в «наблюдении с целью проверки; проверке . При этом, в других источниках встречаются и иные его интерпретации. Например, под контролем понимается один из методов руководства, выражающийся в постоянной (систематической) проверке исполнения законов, подзаконных актов, организационно-распорядительных документов, директив и указаний вышестоящих органов .
В юридической литературе встречаются различные точки зрения относительно понимания сущности государственного контроля, разновидностью которого является ведомственный контроль в таможенных органах. С отдельными из них сложно согласиться. Их общий недостаток состоит в том, что сформулированные определения сводятся лишь к контролю вышестоящих органов и учреждений за соблюдением нижестоящими органами нормативно-правовых предписаний, указаний, директив и т.п.
Так, отдельные исследователи считают, что, государственный контроль выражается в наблюдении за соответствием деятельности подконтрольного объекта требованиям нормативных актов , или предписаниям, которые объект получил от управляющего органа или должностного лица .
За основу формулировки определения ведомственного контроля в таможенных органах также не может быть взята правовая позиция относительно понятия «государственный контроль», закрепленная в пункте 1 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Здесь ее сущность законодатель также видит в деятельности уполномоченных органов, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений объектами контроля законодательно установленных требований .
Целевое предназначение государственного контроля имеет более обширное содержание. В его рамках исследуются не только вопросы обеспечения исполнения требований нормативных правовых актов, директив и указаний, но и фактическое состояние функционирования того или иного института государства, принимаемые организационные меры по обеспечению эффективности его работы и другие аспекты деятельности. В этой связи правильной представляется позиция, что сущность государственного контроля состоит в деятельности государства по обеспечению эффективного и целесообразного функционирования государства и общества посредством установления соответствия фактического состояния общественных отношений социальным (прежде всего юридическим) установлениям и сдерживания выявляемых отклонений .
В условиях многосторонности и сложности задач, решаемых таможенными органами, требуется не только организованность и повышенная исполнительская дисциплина, но и наличие хорошо продуманных и принятых на вооружение механизмов, которые позволили бы организовать деятельность в соответствии с общественно-социальными потребностями, условиями функционирования и достигнуть ее максимальной эффективности. В этой работе ведомственный контроль позволяет вести наблюдение за указанными выше направлениями оперативно-служебной деятельности и, при необходимости, вносить соответствующие корректировки.
Так, в ходе выполнения контрольных функций необходимо обеспечивать соблюдение принципа превентивного и упреждающего характера контроля и ее направленности на предотвращение неблагоприятного развития ситуации в органе (подразделении).
Исполнение данного принципа обеспечивается за счет организации непрерывного и всестороннего мониторинга ситуации в подконтрольном органе с целью выявления негативных тенденций на ранней стадии их возникновения.
Следующий принцип состоит в минимизации затрат на осуществление контроля и в то же время, повышения его эффективности. В частности, его реализация должна состоят в сокращении количества и сроков командировок, а также состава командируемых сотрудников.
Помимо вышеуказанных принципов ведомственного контроля требуется солидарная ответственность объектов и субъектов контроля. Первые из них должны нести ответственность за допущенные недостатки в оперативно-служебной деятельности, а вторые - за качество принимаемых управленческих решений по результатам проверок и их реализацию в полном объеме. Здесь важно отметить то, что ключевым условием реализации данного принципа выступает наличие разработанных норм, устанавливающих права, обязанности и ответственность участников контрольной деятельности.
Основными задачами ведомственного контроля деятельности таможенных органов РФ являются:
а) обеспечение соблюдения требований таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле при принятии таможенными органами решений и совершении таможенными органами или должностными лицами таможенных органов действий (бездействия);
б) выявление и устранение нарушений таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, допущенных при принятии таможенными органами решений и совершении таможенными органами или должностными лицами таможенных органов действий (бездействия) в области таможенного дела;
в) восстановление прав и законных интересов государства и лиц, которые нарушены вследствие принятия не соответствующих требованиям таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решений или совершения неправомерных действий (бездействия) в области таможенного дела;
г) выявление причин и условий, способствующих принятию таможенными органами не соответствующих требованиям таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решений, совершению таможенными органами или должностными лицами таможенных органов неправомерных действий (бездействия) в области таможенного дела;
д) выработка мер, направленных на исключение фактов принятия нижестоящими таможенными органами повторных не соответствующих требованиям таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решений, совершения неправомерных действий (бездействия) в области таможенног
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: Федеральный Закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Справочная правовая система «ГАРАНТ». - Режим доступа: http://base.garant.ru/12125267/
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ // Справочная правовая система «ГАРАНТ». - Режим доступа: http: //base. garant.ru/12127526/
4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ // Российская Газета. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/03/11/sudopr-dok.html
5. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/
6. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ // Российская газета. - 2006. - № 95.
7. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федеральный закон от 26.12.2008 № 294- ФЗ (ред. от 27.11.2017) // СПС «КонсультантПлюс» (дата доступа: 22.05.2019).
8. О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.10.2015) Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СПС «КонсультантПлюс» (дата доступа: 22.05.2019).
9. О Федеральной таможенной службе: пост. Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 № 809 (ред. от 12.06.2017) //Собрание законодательства РФ, 23.09.2013, № 38, ст. 4823
10. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования»: распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р (ред. от 28.11.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 28. - Ст. 3926 ; 2017. - № 49. - Ст. 7520.
11. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020: распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 15.04.2014 // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 2. - Ст. 109 ; 2018. - № 8. - Ст. 1254.
12. О плане мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности: решение Высшего Евразийского экономического совета от 08.05.2015 г. № 19
13. О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. № 679 // Справочная правовая система «ГАРАНТ». - Режим доступа: http: //base. garant.ru/12185976/
14. Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» (ред. от 15.04.2014) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс. Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
15. Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов [Электронный ресурс]: Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 сент. 2007 г. N 606 // Справочная правовая система «ГАРАНТ». - Режим доступа: http: //base. garant.ru/12156135/
16. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]: Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 02 марта 2009 г. № 185 // Справочная правовая система «ГАРАНТ». - Режим доступа: http: //base.garant.ru/12167826/
17. Об утверждении порядка осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру уничтожения [Электронный ресурс]: Приказ Федеральной таможенной службы от 07 фев. 2011 г. N 216 // Справочная правовая система «ГАРАНТ». - Режим доступа: http://base.garant.ru/12183928/
18. Об утверждении Административного регламента по исполнению Министерством финансов Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов [Электронный ресурс]: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21 сент. 2011 г. № 115н // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 126652/8d3464fb2e97be3f5ff4 2ad06779eb58607a5769/
19. Приказ ФТС России от 11.09.2012 № 1829 «Об утверждении типового положения о подразделении контроля соблюдения законности при привлечении к административной ответственности оперативной таможни»
20. Приказ ФТС России от 16.08.2012 № 1636 «Об утверждении инструкции о порядке осуществления контроля за уголовными делами и делами об административных правонарушениях особой важности»
21. Приказ ФТС России от 02.08.2012 № 1557 «Об утверждении Инструкции и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации» // Российская газета. - 2012. - № 245.
22. Распоряжение ФТС России от 12.07.2011 № 118-р (ред. от 04.12.2012) «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела». СПС «КонсультантПлюс».
23. Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма «Единого окна» для улучшения эффективного обмена информацией между торговыми организациями и государственными органами: международная Рекомендация Европейской экономической комиссии ООН от 2005 г. № 33
Специальная литература
24. Алёхина О.В., Кащеев В.В., Порошин Ю.Б. Организация системы администрирования таможенных платежей в условиях ЕАЭС //Наука и общество. 2017. № 1 (27). С. 4-10.
25. Алёхина О.В., Кащеев В.В., Порошин Ю.Б. Роль и место таможенных органов в обеспечении экономической безопасности // Экономическая безопасность России: вызовы XXI века: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. И.А. Сушкова. Саратов, 2016. С. 17-24.
26. Алёхина, Ю.О. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России / // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сборник статей Международной научно - практической конференции (Саранск, 03 апреля 2016 г.). - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2016. - С. 11 - 13.
27. Афонин, П.Н. Информационные таможенные технологии: Учебник. - СПб: Троицкий мост, 2012. - 352 с.: ил.
28. Давыдович И.В. Обеспечение законности в административно-юрисдткционной деятельности таможенных органов Российской Федерации: дис.... канд. юрид. наук. - Ростов н/Д., 2008. - С. 102.
29. Демина А.В., Преображенская Е.В. Параметрическая модель подготовки бакалавров направления «Бизнес-информатика» с использованием гипертекстовых технологий // Информационная безопасность регионов. 2015. № 1 (18). С. 5-10.
30. Дубровская, А.А. Развитие информационных технологий в таможенных органах Российской Федерации //Информационно-телекоммуникационные системы и технологии (ИТСиТ-2017): Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 67-68.
31. Ермилов П.С., Игнатьева ЕВ. Передовые информационные технологии в таможенном деле // Информационная безопасность регионов. 2016. № 1 (22). С. 31-35.
32. Игнатьева Г.В., Апёхина О.В. Перспективы и риски цифровых технологий в таможенном деле // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 1 (30). С. 41-48.
33. Игнатьева Е.В. Таможенное регулирование как инструмент экономической безопасности // Экономическая безопасность России: вызовы XXI века: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. И.А. Сушкова. Саратов, 2016. С. 99-105.
34. Игнатьева, Г.В. Перспективы и риски цифровых технологий в таможенном деле // Экономическая безопасность и качество. - 2018. - № 1 (30). - С. 41-48.
35. Иодковский А.Н. Юридический словарь / Гл. ред. П.И. Кудрявцев. Т. 2..- 2-е изд..-М.: Госюриздат, 1956. 660 с.
36. Климова Е.С., Васильев А.М. Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина и их судебная защита // В сборнике: Новый этап развития науки / Сборник статей по материалам международной научно - практической конференции. 2017. С. 185 - 188.
37. Кузнецов А.С. Функция государственного контроля в деятельности органов исполнительной власти // Вестник Алтайского государственного университета, 2015. №2. С. 31-35.
38. Мамедова Л.Т. Становление и развитие управления персоналом в таможенном деле // Саратовской области - 80 лет: история, опыт развития, перспективы роста: сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. / отв. ред. Н.С. Яшин. Саратов, 2016. Ч. 1. С. 141-142.
39. Мошкина Н.А. Обеспечение информационной безопасности таможенных органов на современном этапе //Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в современных условиях: материалы III Всероссийской научно-практической конференции (Ростов-на- Дону, 17-18 ноября 2016 г.). В 2 ч. Ч. I. Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал. 2016.
40. Огрина Г.В., Качалов П.Н., Баршова О.А. Государственная служба Российской Федерации. Саранск : ЮрЭксПрактик, 2016. 60 с.
41. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка: Издание 10-ое переработанное и дополненное / Под общей ред. Н.Ю. Шведовой, С.И. Ожегова. М.: Советская энциклопедия, 1973. 848 с.
42. Осипов Г.В., Садовничий В.А., Якунин В.И. Интегральная евразийская инфраструктурная система как приоритет национального развития страны. М.: ИСПИ РАН, 2016 – 255 с.
43. Петров А.В. Законодательное отделение судов и прокуратуры от системы правоохранительных органов как элемент государственной стратегии ее реформирования // Грамота. 2012. № 10, ч. 1.
44. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник. 2-е изд., пере- раб. и доп. / отв. ред. Л.Л. Попов. - М.: Изд-во «Норма», 2017 (ч. З, разд. XI, гл. 42, п. 3).
45. Порошин Ю.Б., Мамедова Л.Т. Оценка качества таможенных услуг в условиях автоматизации таможенных процессов // Таможенное дело: Направления эффективного развития: сб. науч. тр. Саратов, 2018. С. 128-138.
46. Правоохранительные органы / под ред. О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка. М., 2015 - 255 с.
47. Рыжова М.А. Ведомственный контроль деятельности таможенных органов как способ обеспечения законности в области таможенного дела // Вестник Российской таможенной академии. 2014. № 1. С. 127.
48. Рыжова М.А. Ведомственный контроль деятельности таможенных органов как способ обеспечения законности в области таможенного дела // Вестник РТА. - 2014. - № 1. - С. 125.
49. Серков, П. П. Административный процесс как зеркало административной науки / П. П. Серков // Административное право и процесс - 2014. - № 9. - С. 29-34.
50. Смирнова И.А. Таможенные инструменты содействия внешней торговле // Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. 2017. № 2(3).
51. Соклаков А.А. Имплементация норм международного права в таможенное законодательство Евразийского экономического союза. В сборнике: Парадигмальные основания государственного управления: сравнительный анализ опыта регионов стран СНГ. Сборник научных статей IV международной научной конференции в рамках ХV межрегиональной универсальной оптово - розничной Курской Коренской ярмарки - 2015. Курская академия государственной и муниципальной службы. Курск, 2015. С. 297 - 302.
52. Стрельников, А.А. Положительные эффекты внедрения новой модели оптимизации таможенного контроля в Уральском федеральном округе / А. А. Стрельников // Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.esraе.ru
53. Тарасов А.М. Государственный контроль: сущность, содержание, современное состояние // Журнал российского права. 2002. №1. С.26-36.
54. Тимошенко И.В. Таможенное право: Справочник для студентов вузов.- М.: Дело, 2014 – 256 с.
55. Чермянинов Д. В., Курмаев А. Э. О вопросах производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела // Российский юридический журнал. 2016. № 4. С. 139-145.
56. Чернявский А.Г. Правоохранительные органы. М., 2016. – 400 сю
57. Чумаченко Н.Э. Развитие сектора информационно-компьютерных технологий как инфраструктурного основания информационно-сетевой экономики // Информационная безопасность регионов. 2014. № 2. С. 50-54.
58. Шагиева Р.В. Государственный контроль и надзор: теоретические аспекты соотношения понятий (на примере финансового контроля) / Р.В. Шагиева // Ученые труды Российской Академии адвокатуры и нотариата № 1 (24) 2012 г.- С.34-39
59. Шамахов В.А. Таможенный контроль: Учебник. - М.: Софт Издательство, 2017 – 256 с.
60. Штофель Я.Ю., Васильев А.М. Организационные основы противодействия организованной преступной деятельности // В сборнике: Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы / сборник статей Международной научно - практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 165 - 169.