Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность темы исследования. Торговля в Интернете последовательно
становится неотделимой и органичной составляющей частью мировой
экономики. Тем не менее развитие нового направления в различных
географических регионах осуществляется с разными скоростями. АзиатскоТихоокеанский регион состоит в непререкаемых лидерах сегмента, почти
двукратно обойдя Северную Америку по обороту интернет-торговли (в
основном за счет Китая). Подобную тенденцию можно объяснить бурным
ростом развивающихся азиатских национальных экономик и стремительным
развитием уровня их информатизации. Впрочем, новый рынок в настоящее
время является менее цивилизованным и прозрачным по сравнению с
общепринятым ритейлом из-за специфики нынешних виртуальных
технологий. Но всеобъемлющий в масштабах планеты характер торговли
является в то же время как сильным условием и причиной роста, так и
основным препятствием для создания необходимых правовых и финансовых
инструментов для формирования сектора.
1 Интернет – торговля в России: современное состояние и основные проблемы
развития
1.1 Теоретические аспекты государственного регулирования рынка интернет -
торговли
В настоящее время все большее количество торговых предприятий переходит
с традиционных форматов торговли на интернет-торговлю. Учитывая
интенсивный рост отрасли электронной коммерции в нашей стране, и в мире
в целом, государствам необходимо применять новые законодательные основы
регулирования отношений в информационной сфере и сфере электронной
коммерции.
В настоящее время развитие электронной торговли происходит с высокой
скоростью, появляются новые интернет-магазины для осуществления
покупок, в которых предусмотрен новый способ оплаты, например, с
помощью цифровой валюты. Это быстро развивающаяся и достаточно
4
перспективная сфера. В России сегмент интернет-торговли, по экспертным
оценкам, занимает 3 - 4% от общего объема розничного товарооборота. В 2016
году рост составил около 15% - 20%. Но точные показатели динамики
товарооборота электронной торговли, к сожалению, в данное время
невозможно вычислить в силу отсутствия официальных данных всех
финансовых показателей предприятий, занимающихся электронной
торговлей. С каждым годом с помощью электронной коммерции реализуется
большое количество различных товаров и услуг.
1.2 Рынок интернет-торговли в РФ
Российская интернет-торговля замедлила темпы роста в 2019 г., говорится в
исследовании Data Insight. Продажи в российских онлайн-магазинах вырастут
на 19% до 1,15 трлн руб., а в зарубежных – на 29% до 348 млрд руб. Расчеты
не учитывают услуги, заказы готовой еды, билетов, отелей и игр.
В этом году рынок сильно поменялся, говорит партнер Data Insight Федор
Вирин. Если в 2017 г. онлайн-продажи активно осваивали крупные
традиционные ритейлеры, то особенность этого года – крупные инвестиции
лидеров российской интернет-торговли – Wildberries и Ozon, а также большие
сделки. В начале года Сбербанк стал акционером «Яндекс.Маркета». А осенью
о создании СП на базе российского бизнеса Aliexpress и Tmall договорились
китайская Alibaba, Российский фонд прямых инвестиций, «Мегафон» и Mail.ru
Group .
По оценке Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), в 2018 г. почти
две трети роста рынка онлайн-коммерции обеспечивают именно Wildberries и
Ozon. Ранее Ozon сообщал, что его выручка увеличится на 70–80% и превысит
70 млрд руб. Выручка Wildberries, по ее оценкам, увеличится на 74% до 120
млрд руб. На рынке началось перераспределение в пользу крупнейших
игроков с большой долей продаж через маркетплейсы, отмечает Вирин.
Правда, интернет по-прежнему занимает всего 5% оборота розничной
торговли, указывает представитель Ozon Мария Заикина. Она считает, что
рынок утроится в ближайшие несколько лет – места хватит многим. Прогноз
5
Data Insight более консервативный – рост продаж в российских онлайнмагазинах к 2023 г. более чем вдвое до 2,4 трлн руб.
1.3 Регулирование интернет-торговли в России
Согласно докладу Министерства финансов РФ, в ноябре 2016 г. возникла
проблема, в связи с тем, что на сегодняшний день федеральный бюджет
страны «недополучает» значительные объемы денежных сумм от интернетторговли. По предварительной оценке Минфина, совокупность этих сумм
составляет около 300 млрд руб. Соответственно, возникает вопрос о
возможности полного таможенного регулирования и контроля за
соблюдением получателями интернет-отправлений лимита беспошлинного
ввоза товаров. Ведь уже в ближайшем будущем, с учетом всех известных и
появившихся новых случаев «обхода стоимостного ограничения»
беспошлинного приобретения товаров в глобальной сети за рубежом, ранее
упомянутая сумма в 300 млрд руб. вероятнее всего возрастёт в 2, а может и 3
раза, чего нельзя допустить в принципе. Основным нормативно-правовым
источником, устанавливающим порядок и правила реализации таможенного
регулирования в РФ, является Федеральный закон № 311-ФЗ (ред. от
29.07.2017 г.) «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
На сегодняшний день принято различать две базовые бизнес-модели торговли
в интернете.
1. Классическая модель – продажа российских или импортированных товаров
на территории РФ (с посредниками в лице различных магазинов),
предполагающая наличие юридического лица и обязательное исполнение
российского законодательства (Закон о защите прав потребителей, Налоговый
кодекс, Закон о таможенном регулирование и пр.).
2. Трансграничная модель торговли – продажа зарубежных товаров
непосредственному покупателю на территории РФ (без посредников), не
подразумевающая под собой создание юридического лица, а продажа товаров
здесь регулируется «Соглашением о порядке перемещения физическими
6
лицами товаров для личного пользования через таможенную границу
Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их
выпуском» от 18.06.2010 г. (в ред. от 08.05.2015 г.) .
Изучив представленные бизнес-модели, можно утверждать, что
трансграничная модель крайне непрозрачна и в рамках её реализации речь
идёт о неуплате таможенных пошлин (ввозная таможенная пошлина) и
налогов (НДС) в федеральный бюджет государства. Вне всяких сомнений,
более привлекательной для граждан является именно трансграничная модель
интернет-торговли, так как именно она подразумевает приобретение товаров
в зарубежных странах через интернет по наиболее привлекательным ценам,
без уплаты налогов и, чаще всего, с уклонением от уплаты таможенных
пошлин путем использования разных способов .
2 Анализ государственного регулирования рынка интернет - торговли на
примере ООО «Айби Групп»
2.1 Регулирования рынка интернет - торговли в ООО «Айби Групп»
ООО «Айти Групп» работает на рынке телекоммуникационного оборудования
с 2008 года. Компания занимается поставкой сетевого оборудования
(коммутаторы, маршрутизаторы, сетевые экраны), источников
бесперебойного питания, серверного оборудования ведущих вендоров - Cisco,
D-Link, APC, Eaton, HP, Dell, Supermicro. Основными клиентами являются
операторы связи на всей территории РФ. Оборудование по Санкт-Петербургу
доставляет водитель. Отправку в другие регионы осуществляют через
крупные транспортные компании - "Деловые линни" и "Major Express".
Работа с несколькими крупными дистрибьюторами и производителями
позволяет максимально уменьшить срок поставки товара и предложить
конкурентные цены. В большинстве случаев доставка оборудования в
пределах Санкт-Петербурга, либо до терминала траспортной компании
осуществляется за счет компании.
7
ООО «Тендер Айти». Юридический адрес: 197082, г. Санкт-Петербург, пр.
Шуваловский, д.74, к.2, кв. 387
Интернет-торговля в регионах имеет свою специфику, плюсы и минусы. Из
минусов – издержки на региональный офис, аренду складских помещений. С
другой стороны, если в это не вложиться, то покупатель уйдет в офлайновый
магазин. Там не нужно ждать, товар можно померять и потрогать, оценить
визуально.
Плюсы интернет-торговли в регионах:
- легче узнать предпочтения населения;
- выбрать свою целевую аудиторию;
- подстроить ассортимент под интересы покупателей.
Даже иностранные пользователи наших интернет-магазинов отмечают, что у
российской интернет-торговли высокий уровень клиентоориентированности.
И это полезно не только покупателям, но и владельцам ООО «Тендер Айти».
Зная своего покупателя, компания может скорректировать ассортимент
магазина, и торговать тем, что действительно востребовано людьми. Среди
положительных тенденций развития интернет-торговли специалисты
отмечают ориентир на более узкую специализацию торговой точки.
Трастовость – это уровень доверия поисковой системы к вашему сайту. И
реальность такова, что в интернете задерживаются и востребованы те, кто
уделяет этой теме особенное внимание. Начинающие продавцы, которые
делают первые шаги в интернет-торговле, должны знать, что безграмотность
в этом вопросе обрекает их сайты на забвение.
Критерии, которые повышают уровень трастовости:
- юзабилити и хорошие поведенческие факторы;
- возраст домена (чем старше, тем лучше);
- тематика;
- уникальность контента;
- верстка шаблона сайта;
- скорость загрузки.
8
Перспектива на ближайшие пару лет такова, что в рыночных отношениях
будет побеждать самый технически-подкованный интернет-продавец,
который знает, как сделать свой сайт не только красивым и удобным, но и
продающим.
Договоры в современном мире служат для обеспечения динамики
гражданских правоотношений. Они опосредуют гражданский оборот и
представляют собой самостоятельный институт гражданского права. С
развитием информационных технологий появилась возможность заключать
договоры непосредственно в сети «Интернет», не осуществляя прямого
контакта с контрагентом.
2.2 Совершенствование государственного регулирования рынка интернет –
торговли в ООО «Айби Групп»
Понятие «электронный договор» не закреплено в законодательстве. А.
Абдуджалилов на основе классических представлений о договоре предложил
следующую дефиницию: «электронным договором признается соглашение
двух или более лиц, достигнутое в пределах виртуального пространства
Интернета, зафиксированное на материальных носителях компьютеров и
направленное на возникновение, изменение и прекращение взаимных
гражданских прав и обязанностей» . Если придерживаться современной точки
зрения на природу договора, то необходимо отметить тройственность
понимания данного понятия. Во-первых, договор понимается как основание
возникновения правоотношения (сделка); во-вторых, – как документ,
удостоверяющий факт совершения сделки и соответствующий определенной
форме; в-третьих, – как обязательственное правоотношение. А.
Абдулджалилов в своем определении исходил из понимания договора как
соглашения, изложенного в п. 1 ст. 420 ГК РФ.
Можно выделить несколько проблем, связанных с заключением договоров в
сети «Интернет»:
1) форма заключения договора в сети «Интернет»;
9
2) неопределенность субъектного состава;
3) момент заключения договора в виртуальном пространстве;
4) доказывание заключения договора в сети «Интернет»;
5) существование определенных предметных ограничений для договоров,
заключаемых в интернете, и наличие их нарушений.
Данные вопросы будут рассмотрены на примере договора розничной куплипродажи в сети «Интернет» (в интернет-магазинах).
1. Как известно, для некоторых сделок установлено особое требование к их
письменной форме (ст. 161 ГК РФ), несоблюдение которой, по общему
правилу, лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания в
подтверждение заключения договора (ст. 162 ГК РФ), а в отдельных случаях
влечет недействительность договора (п. 2 ст. 574 ГК РФ, предусматривающий
два случая обязательного соблюдения письменной формы). Что считать
соблюдением надлежащей формы договора, заключаемого в сети «Интернет»?
До 2015 г. в п. 2 ст. 434 ГК РФ не было конкретики.
3 Основные направления совершенствования государственного
регулирования рынка интернет – торговли
3.1 Совершенствование правового регулирования интернет – торговли
Для совершенствование правового регулирования интернет – торговли
рекомендуется рассмотреть международный опыт регулирования
трансграничной торговли. Из-за устоявшейся экономической экосистемы в
каждой стране мира при международных почтовых отправлениях определены
нормы регулирования ввоза товаров для личного пользования. Во многих
странах определен минимальный порог, при котором вступает в силу порядок
полного налогового освобождения, в некоторых же странах данный порог
отсутствует и все входящие посылки облагаются пошлинами или налогами .
По уровню налоговой нагрузки и регулированию трансграничного импорта в
общем можно выделить четыре группы стран, представленных в табл. 1.
10
3.2 Оценка мероприятий по эффективности интернет - торговли в ООО «АйБи
Групп»
Создание реестра, где будут регистрироваться данные об интернет
организациях, которые занимаются продажами товаров. Именно это
новвоведение помимо того, что облегчит потребителю поиск информации об
этом предприятии, оно еще отчасти облегчит проблемы налогооблажения.
Необходимо установление ответственности за непредоставлении информации
об организациях, сведений о юридическом лице. Проведенное исследование
позволяет сделать следующие выводы. защита прав потребителей при
дистанционной покупке товаров в целом соответствуют покупке товаров через
обыкновенные магазины. Разница состоит в том, что покупатель не может в
полной мере оценить качество товара.
Поэтому к товарам приобретаемым данным способом предъявляются особые
требования по раскрытию полноты информации. Возврат товара надлежащего
качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид,
потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и
условия покупки указанного товара. Последствия продажи товара
ненадлежащего качества, осуществленные дистанционным способом
аналогичны последствиям продажи некачественного товара, проданного
обычным способом.
Основное преимущество блокчейна перед традиционными финансовыми или
иными транзакциями – это отсутствие посредников между сторонами. В
настоящее время любая операция с документами, деньгами, или другими
данными неизбежно нуждается в посредниках, контролирующих органах и
регуляторах. Подлинность финансовых транзакций подтверждается банками и
другими кредитными учреждениями; государственные органы или нотариусы
подтверждают подлинность иных операций и сделок. Все пользователи
блокчейна образуют собой сеть компьютеров, на каждом из которых хранится
полная копия всех транзакций.
11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В течение последнего десятилетия развитие интернет-торговли стремительно
набирает обороты как в России, так и по всему миру. Объемы заказов в сети
только за последние года увеличилось в несколько раз. Объем электронной
торговли в России, по данным Ассоциации компаний интернет торговли
(АКИТ), составил в 2017 году 1,044 трлн рублей, показав прирост на 13% по
отношению к 2016 году. По данным компании DataInsight, этот показатель
равен 945 млрд рублей. Объем трансграничных поставок в Россию,
организованных через интернет (импорт) в 2017 году составил 374,3 млрд
рублей, увеличившись по отношению к 2016 году на 24%. Объем торговли в
натуральном выражении составил в 2017 году 26 млн отправлений с
товарными вложениями из зарубежных интернет-магазинов в Россию,
увеличившись на 25% по сравнению с 2016 годом. Из представленных данных
можно сделать вывод, что объемы электронной торговли в России растут в
основном за счет увеличения трансграничной торговли.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственный проект «Стратегии развития электронной торговли в
Российской Федерации на период до 2025 года».
2. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.02.2010 по делу
№ А46-10632/2009 «Факт поставки товара иного ассортимента, чем тот,
который предусмотрен контрактом, свидетельствует о законности отказа
покупателя от товара и обоснованности требования в части возврата ранее
уплаченной суммы» // СПС КонсультантПлюс; Постановление ФАС СевероЗападного округа от 12.11.2013 по делу № А56-34456/2012 // СПС
КонсультантПлюс.
3. Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда от
13 июля 2016 г. по делу № 4Г-2703/2016// ЭПС «Система ГАРАНТ».
12
4. Абдуджалилов А. Правовая характеристика договоров, заключаемых в
Интернете // Журнал российского права. 2016. N 2 (СПС «КонсультантПлюс»)
5. Гладков А.Р. Интернет-торговля как перспективное направление
таможенного регулирования // Актуальные направления институционального
регулирования экономической деятельности хозяйствующих субъектов:
сборник материалов межвузовской молодежной научно-практической
конференции.
6. Российская таможенная академия. – 2014. – С. 13–15. Гражданское право
в 2 т. / Под ред. А.Е. Суханова. М.: Бек, 2015. Т.2. 886 с.
7. Гура Г.М. Участие в альтернативном разрешении правовых конфликтов
- новое направление в деятельности органов нотариата // Территория науки.
2015. № 2. С. 170-175.
8. Демьянец М.В., Елин В.М., Жарова А.К. Предпринимательская
деятельность в сети Интернет: монография. М.: ЮРКОМПАНИ, 2014. 440 с
9. Еманова Н.С. Признаки электронной торговли // Вестник Омского
университета. 2014. №1. С. 48-50.
10. Зак А.Ю. Защита прав потребителей при осуществлении специальной
коммерческой практики в России и ЕС // Право и политика. 2010. № 7. С. 1278–
1289.
11. Казакова К.В., Пушилин Д.В Перспективы развития Интернетторговли
в России // Фундаментальные исследования. 2014. №12 ( часть 9). С. 1968-
1972.
12. Калмыков С.П. Совершенствование таможенного регулирования
международных почтовых отправлений и покупок через интернетмагазины //
Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. – 2015.
– № S. – С. 35–40.
13. Калмыков С.П., Терещенко И.Н. Интернет-торговля как новое
направление международной торговли: таможенный аспект // Экономика:
вчера, сегодня, завтра. 2018. Том 8. № 3А. С. 397-404.
13
14. Клейн Н.И. Актуальные вопросы применения норм Гражданского
кодекса РФ о договоре купли-продажи / Гражданское право и современность:
сборник статей, посвященный памяти М.И. Брагинского / Под ред. В.Н.
Литовкина, К.Б. Ярошенко; Институт законодательства и сравнительного
правоведения при Правительстве РФ. – М.: Статут, 2013
15. Кондратьев В.А. Заключение договора // Российское правосудие. –2016.
– №1.
16. Котляров С.Б., Кукушкин О.В., Храмова О.Е. Поиск эффективной
модели взаимодействия государства и институтов гражданского общества //
Социально-политические науки. 2016. № 2. С.62-64.
17. Мещериков В.А. Таможенное регулирование пересылки товаров в
международных почтовых отправлениях // Сибирский юридический вестник.
– 2017. – № 3. – С. 95–99
18. Мирон О.Л., Сеник С.А. Актуальные проблемы таможенного
регулирования международной интернет-торговли и международных
почтовых отправлений // Таможенные чтения – 2017. Современная наука и
образование на страже экономических интересов Российской Федерации:
сборник материалов Всероссийской научнопрактической конференции с
международным участием: в 3 т. – 2017. – С. 123–128.
19. Нагорная М.С., Якименко Е.С. Таможенное регулирование
транспортной интернет-торговли: проблемы правового и институционального
обеспечения // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской
области. – 2017. – Т. 1. №3 (18). – С. 88–92.
20. Никитин В.В. Существенные условия и незаключенность договоров:
Россия и мир / В.В. Никитин // Актуальные проблемы российского права. 2014.
№ 5. С. 799 – 809
21. Орешкина О.В. Особенности дистанционного способа продаж товаров
// Реклама и право. 2008. № 1.С. 18-23.
14
22. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской
Федерации, части второй: В 3 т. (том 1) / Под ред. П.В. Крашенинникова. – М.:
Статут, 2014. С.112.
23. Равчеева О.В. Особенности и проблемы налогообложения торговли в
интернете // В сборнике: Актуальные проблемы налоговой политики сборник
материалов IX Международной научнопрактической конференции молодых
налоговедов. – 2017. – С. 308–310
24. Староверова К.О. Актуальные проблемы таможенного регулирования
трансграничной интернет-торговли в РФ // В книге: Актуальные проблемы
таможенного дела и евразийской интеграции. – 2016. – С. 175–181.
25. Уткина В.А., Емшанова Е.В. Основные проблемы развития интернета и
онлайн-торговли в россии // Молодой ученый. – 2016. – № 11 (115). – С. 1031–
1033
26. Фоков А.П. Судьям: о реализации принципа свободы договора в
правоприменительной практике / А.П. Фоков // Российский судья. – 2014. – №
8. – С. 3 - 8.
27. Халиков Р.О. Правовой режим электронного документа: вопросы
использования электронной цифровой подписи: автореф. дис. ... канд. юрид.
наук. Казань, 2006.
28. Хисматулин О. Ю Отдельные аспекты развития правового
регулирования дистанционной торговли в России // Евразийская адвокатура.
2016 - №2 - (21)
29. Хомич И.Н. Тенденции рынка дистанционной торговли в России //
Дискуссия. 2014. №1. С. 80-86.
30. Хорева Л.В., Сокова И.А. Трансграничная торговля услугами: роль
интернета в сервисной экономике // Актуальные проблемы развития
индустрии гостеприимства сборник трудов; под ред. О.Н. Кострюковой, О.А.
Никитиной, Е.В. Печерица. – 2016. – С. 173–177
15
31. Цыкунов И.В. Таможенное регулирование международной интернетторговли // Сборник материалов II Международной научной конференции. –
Минск, 2015. – 214 с
32. Честнова Н.Ю. Заключение договора купли-продажи посредством сети
Интернет: некоторые юридические проблемы // Доклад на II Всероссийской
конференции «Право и Интернет: теория и практика», 28-29 ноября 2000 года,
Россия, Москва.
33. Якупов А.Г. Окриашвили Т.Г. Значимость деления права на частное и
публичное // Перспективы науки. 2016. Материалы III Международного
заочного конкурса научно-исследовательских работ. 2016. С. 339-342
34. Декларация о свободе обмена информацией в интернете от 28 мая 2003
года [электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/
35. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 04.06.2018) "О защите прав
потребителей" [электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/
36. Конвенция ООН об использовании электронных сообщений в
международных договорах от 23 ноября 2005 года [электронный ресурс] -
URL: http://www.consultant.ru
37. Портал Ассоциации компаний интернет-торговли [электронный ресурс]
- URL: http://www.akit.ru
38. Портал МинПромТорг России [электронный ресурс] - URL:
http://minpromtorg.gov.ru/
39. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (ред. от
04.10.2012) "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным
способом" [электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/Рынок
интернет-торговли в России в этом году вырастет до 1,5 трлн рублей. -
https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/12/17/789538-rinok
40. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле от 12 июня 1996
год (дополнительная статья 5 bis принята в 1998 году) [электронный ресурс] -
URL: http://www.consultant.ru/
16
41. Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ (с изменениями
на 3 августа 2018 года) (редакция, действующая с 1 октября 2018 года)
[электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/
42. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и
о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 19.07.2018)
[электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/
43. Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ
(ред. от 23.06.2016) [электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/
44. Особенности дистанционного способа продажи товаров. -
http://www.novoshakhtinsk.org/economics/consumer%20market/Zashita_prav_pot
rebitelei/Info/Distancionnaia_prodaza.php
45. Перспективы и угрозы интернет-торговли в 2018 году. -
https://www.insales.ru/blogs/university/perspektivy-i-ugrozy-internet-torgovli-v2018-godu
46. Data Insight: интернет-торговля в России 2018 -
https://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/data-insight-internet-torgovlya-vrossii-2018/