Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Формирование бюджетов различных уровней происходит за счет взимания государством части дохода организаций и его перераспределения. Налоговые платежи конкретного субъекта хозяйственной деятельности зависят от многих факторов: направления работы, выбранного режима, наличия расчетной базы и т. д. Например, начисление налога на имущество, проводки, составляемые в бухгалтерском учете в связи с данным процессом, должны контролироваться тщательно. В случае ошибки в расчетах или корреспонденции санкции фискальных органов могут быть ощутимы для бизнеса.
Цель исследования – разработать пути совершенствования организации и учета расчетов с внебюджетными фондами ГАУ КЦСОН.
Задачи исследования:
исследовать нормативное регулирование организацию учета расчетов с государственными внебюджетными фондами;
рассмотреть организацию учета расчетов с государственными внебюджетными фондами;
провести анализ организации учета расчетов с государственными внебюджетными фондами ГАУ КЦСОН;
разработать мероприятия по совершенствованию расчетов с внебюджетными фондами ГАУ КЦСОН;
Объект исследования ГАУ КЦСОН.
Предметом исследования является учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных экономистов по вопросам учета и аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, материалы периодической печати.
Методы исследования: графический и математический аппарат, анализ, логико-структурный подход.
Практическая значимость данного исследования состоит в предложении ряда направлений по совершенствованию учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА РАСЧЁТОВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ
1.1.Нормативно-правовое регулирование учета и анализа расчетов с внебюджетными фондами
В рамках рассматриваемой структуры используются нормативные акты, которые содержат положения, связанные с установлением, введением и взиманием сборов, осуществлением соответствующего контроля. Кроме того, используются и документы, закрепляющие положения относительно установления ответственности и привлечения к ней за совершенные преступления в данной сфере [20].
Всю систему нормативно-правового регулирования учета и анализа расчетов с внебюджетными фондами в России состоит из документов четырех уровней:
Законодательный уровень включает законодательные акты, указы президента РФ и постановления правительства;
Нормативный уровень, к которому относятся положения, утверждаемые Министерством финансов РФ;
Методический уровень, который объединяет инструкции, рекомендации, методические указания, а также разъяснения по вопросам управления дебиторской задолженностью;
Организационный уровень, состоящий из рабочих документов, формирующих учетную политику компании.
В таблице 1.1 приведены основные нормативно-правовые документы, регулирующие учет и анализ расчетов с внебюджетными фондами. Также следует отметить, что компания опирается не только на нижеперечисленные документы, но и на отраслевые и ведомственные нормативные акты, условия договоров с покупателями, поставщиками и другими участниками отношений.
Таблица 1 – Документы, регулирующие учет и анализ расчетов с внебюджетными фондами
Действие актов законодательства о налогах и сборах происходит по определенным правилам. В зависимости от вида изменений, они могут иметь либо не иметь обратную силу, либо могут ее приобретать в определенных случаях.
1.2. Экономическая сущность и назначение фондов социального страхования
Над любой организацией всегда есть надзор контролирующих органов. Одни смотрят на корректность уплаты налогов, другие — на правильность перечисления взносов с зарплаты сотрудников. Пока взносы интересуют именно внебюджетные фонды. Но с 2017 года контроль над ними перейдет к ФНС. В 2018 году контролирующими органами — фондами для нас являются Пенсионный Фонд и ФСС. В первый мы отчитываемся по рассчитанным и уплаченным страховым взносам, взносам на ОМС и ОПС, во второй — сдаем расчет по начислению взносов в соцстрах [18].
Режимы социального страхования выражают главные принципы взаимодействия отдельных элементов системы социального страхования. Система социального страхования может строиться по одному из следующих принципов:
Государственное участие в образовании фондов по социальному страхованию. В соответствии с этим принципом различают коллективные и государственные режимы социального страхования.
Государственная система целиком находится в государственном ведении, государство занимается ее управлением, отчуждая финансовые средства от страхователей. Система социального страхования коллективного типа образуется государством посредством нормативно-законодательной базы. В такой системе государство реализует только контрольные функции, оставив образование и расходование фондов в компетенции страховщиков и страхователей.
Автономность фондов страхования. Различаются фонды, которые ассоциированы с бюджетом, а также внебюджетные. Фондовые средства, которые ассоциированы с бюджетом, могут заимствоваться для финансирования других нужд государства, то есть они являются зависимыми от бюджета, а внебюджетные фонды являются независимыми от бюджета. Автономные фонды могут являться как государственными, так и быть в ведении организаций по взаимному страхованию, а также страховых организаций[15].
Избрание какого-либо режима социального страхования находится в существенной зависимости от исторических, национальных и политических традиций и особенностей государства и в незначительной степени зависит от финансовой целесообразности и экономических факторов[14].
Функциональная (отраслевая) структура социального страхования представляет собой комплекс разновидностей компенсации социального ущерба, ее содержанием является целевое распределение страховых средств согласно общественно-признанной необходимости и мере покрытия разных групп социальных рисков, которая включает в себя следующие отрасли страхования: медицинское, пенсионное, от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, по долгосрочному уходу, страховка от безработицы.
Отраслевая система социального страхования в России отражает структуру социальных рисков, а также управляется в РФ социальными внебюджетными фондами: ФСС РФ; ФОМС РФ; ПФР[12].
Отраслевая (функциональная) организация социального страхования изменяется в пространстве (по государствам) и во времени. Развитие отдельных отраслей в системе социального страхования определено следующими факторами: уровень социального риска, выражаемый в доле населения, которое утратило доход по причине социального риска; степень утраты дохода (частичная или полная, временная или постоянная); мера покрытия социального риска, устанавливаемая государством, согласно современным целям текущей социальной политики[8].
Главнейшим элементом отраслевой организации социального страхования признается система социальных выплат для населения. Система социальных выплат классифицирована по следующим признакам: периодичность; форма; методика расчета. По периодичности выплат (временной признак) социальные выплаты подразделяются на: периодические, единовременные, постоянные.
Единовременные выплаты имеют связь с единичными рисковыми ситуациями, уплачиваются один раз целой суммой, которая компенсирует полученный ущерб. В заграничной практике подобные выплаты обрели наименование гранты. Периодические выплаты могут покрывать длящиеся определенный промежуток времени и повторяющиеся рисковые события. Они связаны, в основном, с нетрудоспособностью временного типа, а также безработицей.
Постоянные выплаты могут назначаться пожизненно либо на длительный период, связаны они, главным образом, с полной утратой трудоспособности и предоставляются в форме пенсий. По форме выплаты бываю: натуральные, денежные и оплата социальных услуг. В социальном страховании применяются, в основном, денежные выплаты.
Натуральные выплаты проводятся в форме помощи: продуктовые наборы, детские подарки медикаменты. Третья форма является оплатой социальных услуг, то есть предоставлением разного рода бесплатных социальных услуг с целью защиты индивидуализированных доходов застрахованных граждан. По методикам расчета социальные выплаты разделяются на: расчетные, фиксированные. Фиксированные выплаты являются твердо установленными суммами денежных средств, не зависящими от величины утраченного дохода и равными для всех застрахованных[22].
Они определены лишь фактом наступления рискового события (для отдельных групп населения может быть установлена шкала степени таких выплат). Расчетные выплаты определяются исходя из величины утраченного заработка. При вычислении такого рода выплат (пособий и пенсий), помимо заработка к учету принимается страховой стаж, число иждивенцев, семейное положение и некоторые иные характеристики[11].
В любой отрасли социального страхования названные типы социальных выплат обладают существенными функциональными особенностями, определяемыми задачами и целями каждой из отраслей.
Социальное страхование представлено двумя формами: добровольной и обязательной. Соотношение данных форм в разных государствах является разным на различных этапах развития. Обязательное социальное страхование является разновидностью социальных гарантий государства, обеспечиваемых за счет вышеперечисленных внебюджетных целевых фондов (общественных или государственных). В нем осуществляется принцип неполного самостоятельного финансирования.
В случае дефицита бюджетных средств этих фондов государство помогает им из средств собственного бюджета. Следовательно, государство - гарант финансовой устойчивости внебюджетных фондов, гарант осуществления программ обязательного страхования в государстве.
Страховые взносы, которые уплачиваются работодателями во внебюджетные фонды, призваны обеспечить социальную поддержку населению страны — как трудоспособному, так и пенсионерам. Поэтому контроль над этими платежами достаточно высок. Соответственно, высок и риск начисления штрафов за неполное перечисление денежных средств либо несвоевременное предоставление документов для осуществления данного контроля. Поэтому бухгалтерский учет на этом участке так важен [21].
Взносы уплачивают организации и ИП, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам (зарплату работникам, плату за оказание услуг физлицам). [12]
Также существует закрытый перечень выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами и взносами на «травматизм». Например, это выплаты физическому лицу, не связанные с его трудовой деятельностью, то есть выплаты вне трудовых отношений либо в рамках контракта ГПХ возвращаемый заем или материальная помощь членам семьи умершего сотрудника. Для каждого физического лица организация или ИП рассчитывают взносы индивидуально в зависимости от получаемого дохода. База для обложения взносами считается нарастающим итогом в течение календарного года. По некоторым видам дохода облагаемая база лимитируется. Итоговая величина взносов — это облагаемая база, умноженная на соответствующий страховой тариф (ставку). На данный момент действуют следующие ставки, таблица 1.2.
Таблица 1.2 – Действующие ставки страховых взносов [20]
Тарифы по взносам «на травматизм» зависят от класса профессионального риска, присвоенного организации или предприятию.
Для бухгалтерского учета расчетов с внебюджетными фондами предусмотрен счет 69 «Расчеты по соцстрахованию и обеспечению». К нему открываются субсчета для каждого вида расчетов. Рассмотрим типовые проводки по начислению взносов в фонды, таблица 1.3.
Таблица 1.3. – Типовые проводки отчислений во внебюджетные фонды [11]
Как правило, ежемесячно мы уплачиваем все начисленные по указанной выше формуле взносы. Но если у вас были начислены больничные или сотрудница ушла в декретный отпуск — ситуация изменится. Проводкой Дт 69 «Взносы» Кт 70 «Расчеты по оплате труда» мы начисляем больничный (за те дни, которые оплачивает ФСС) — соответственно, к уплате по итогам месяца сформируется не рассчитанный с зарплаты страховой взнос, а сальдо счета 69 на конец месяца. Для корректного учета бухгалтеру необходимо быть в курсе актуальных на данный момент налоговых ставок, тарифов и лимитов доходов. Правильный учет страховых взносов, как и любых других обязательных платежей, позволит избежать начислений штрафов и пени.
Страховые взносы в Фонды: Пенсионный, Медицинского страхования и Социального страхования исчисляются с заработной платы сотрудников фирмы. Для предпринимателей с работниками и не являющихся работодателями, установлен фиксированный размер взносов ПФР и ФФОМС[13].
На данный момент основные ставки страховых взносов: ПФР – 22%, ФФОМС – 5,1%, ФСС – 2,9%.
НС (страхование от несчастных случаев) – устанавливается Фондом для каждого страхователя, в зависимости от класса опасности основного вида экономической деятельности.
Ранее выплаты в Пенсионный фонд по пенсионному страхованию делились на страховую и накопительную часть. Сейчас взносы нужно начислять только на страховую часть.
Страховыми взносами облагаются выплаты сотрудников по трудовым договорам: заработная плата, отпускные, командировочные, премии, компенсации по заработной плате, доплаты. Также страховые взносы в ПФР нужно начислять на выплаты по договорам гражданско-правового характера, авторского заказа, лицензионным договорам. Данная категория выплат не облагается взносами в ФСС. Напротив, не облагаются взносами: все виды социальных пособий, материальная помощь, льготные выплаты, пособия по безработице, денежное довольствие военнослужащих и т. д.
Следует отметить, что на счете 69 «Внебюджетные фонды» проводят не только суммы обязательств перед фондами, но и осуществляются зачисления, поступающий из ФСС. Начисление страховых взносов отражается по кредиту 69 счета. Для каждого вида страхования – свой субсчет. Субсчета 69 счета
69.06.1 - Взносы в ПФР (страховая часть)
69.06.2 - Взносы в ПФР (накопительная часть)
69.06.3 - Взносы в ФОМС
69.06.4 - Взносы в ФСС[14]
Перечислять взносы нужно ежемесячно до 15 числа после окончания месяца, в котором были начислены выплаты работникам. Индивидуальные предприниматели перечисляют фиксированные взносы в ПФР и ФФОМС за себя в периоды, установленные ими самостоятельно. Главное, чтобы вся сумма взносов была уплачена до конца календарного года.
1.3. Действующая практика организации учета расчетов с государственными внебюджетными фондами
Основные операции по счету 69 отражаются в учете следующими проводками, таблица 1.4.
Таблица 1.4. - Пример проводок по начислению и уплате страховых взносов
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ с изм. и доп. от 28.12.2018
2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2017. – 128 с.
3. Алексеева, Г.И. Бухгалтерский учет: Учебник / С.Р. Богомолец, Г.И. Алексеева, Т.П. Алавердова; Под ред. С.Р. Богомолец. - М.: МФПУ Синергия, 2018. - 720 c.
4. Анализ финансовой устойчивости коммерческой организации и пути её повышения: учебное пособие / Ю.А. Лукаш. – М.: Флинта, 2017. – 282 с.
5. Астахов, В.П. Бухгалтерский учет от А до Я: Учебное пособие / В.П. Астахов. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 479 c.
6. Богаченко, В.М. Бухгалтерский учет: Учебник / В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 510 c.
7. Лунева, А.М. Бухгалтерский учет: Учебное пособие / М.П. Переверзев, А.М. Лунева; Под общ. ред. М.П. Переверзев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 221 c.
8. Лытнева, Н.А. Бухгалтерский учет и анализ: Учебное пособие / Н.А. Лытнева, Е.А. Кыштымова, Н.В. Парушина. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 604 c.
9. Лытнева, Н.А. Бухгалтерский учет: Учебник / Н.А. Лытнева, Л.И. Малявкина, Т.В. Федорова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 512 c.
10. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение / И.А. Майбуров. - М.: Юнити-Дана, 2017. - 655 с.
11. Мельникова, Л.А. Бухгалтерский учет: Учебник для бакалавров / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров, Л.А. Мельникова; Под ред. Ю.А. Бабаев. - М.: Проспект, 2018. - 432 c.
12. Миславская, Н.А. Бухгалтерский учет: Учебник / Н.А. Миславская, С.Н. Поленова. - М.: Дашков и К, 2018. - 592 c.
13. Налоги и налогообложение: учебн. пособие для вузов / В.А.Кашин, И.Г.Русакова, А.В.Толкушкин. – М: ЮНИТИ, 2017. – 186 с.
14. Налоги и налогообложение: учебник для студ спец. «Налоги и налогообложение» / ред. Л.А. Юринова. – 3-е изд., пер. и доп. – СПб.: Питер, 2018. – 248 с.
15. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения: основные цели, задачи и принципы осуществления / М.В. Беспалов // Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2018. - 23(335). - С.26-32.
16. Налоговое планирование и оценка его эффективности / И.Н. Долгих // Финансы и кредит. – 2018. – №16 (544). – С. 66-72.
17. Налоговое планирование: учебное пособие / И.С. Большухина. - Ульяновск: УлГТУ, 2016. - 122 с.
18. Неселовская, Т.М. Бухгалтерский учет: Учебник / Т.М. Неселовская. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 717 c.
19. Пансков В.Г. Налоговый контроль: проблемы решаются, вопросы остаются / В.Г. Пансков // Финансы и кредит. – 2016. - 3(483). – С.8-14.
20. Потапова, Е.А. Бухгалтерский учет: конспект лекций / Е.А. Потапова. - М.: Проспект, 2018. - 144 c.
21. Рогуленко, Т.М. Бухгалтерский учет: Учебник / Т.М. Рогуленко, В.П. Харьков. - М.: ФиС, ИНФРА-М, 2017. - 464 c.
22. Самохвалова, Ю.Н. Бухгалтерский учет: Практикум: Учебное пособие / Ю.Н. Самохвалова. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 232 c.