Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Особенности развития старших дошкольников 6
1.1 Роль физического развития в ДОУ 6
1.2 Физическое воспитание как фактор общего развития 11
1.3 Виды и причины нарушений осанки у детей 21
1.4 Роль утренней гимнастики в формировании правильной осанки у детей дошкольного возраста 30
Глава 2. Организация экспериментальной работы по определению и профилактике нарушений осанки старших дошкольников посредством утренней гимнастики 38
2.1 Констатирующий эксперимент 38
2.2 Формирующий эксперимент 42
Выводы 46
Заключение 47
Список литературы 51
Приложение 55
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Методы физического воспитания используются в старших группах детей дошкольного возраста для совершенствования уже ранее приобретенных двигательных навыков. В процессе физического воспитания детям непосредственно прививаются морально-волевые качества, и, прежде всего, оценка правильности движений. Кроме того, важными целями воспитания соревновательными методами являются воспитание коллективной работы, а также возможность радоваться за других.
Актуальность данной работы состоит в том, что легкоатлетические упражнения, направленные на общее развитие организма и формирование правильной осанки в частности, нуждаются во внимательном изучении техники этих движений, так как в них очень много тончайших нюансов, которые необходимо отработать. Общее развитие ребенка является приоритетным направлением в ходе обеспечения преемственности дошкольного и общего начального образования, а также представляет собой необходимое условие в ходе организации воспитательной деятельности, которая является важным направлением в социально-личностном развитии ребенка. Уровень физического развития показывает особенности развития ребенка, а также позволяет установить, есть ли проблемы в физическом и умственном развитии. Практика показывает, что у детей с высоким уровнем физического развития и правильной осанкой, меньше затруднений в обучении, так как они быстро овладевают навыками, как чтения, так и письма, что касается дошкольников с низким уровнем физического развития, то у них очень быстро обнаруживаются трудности в общении, а также в обучении грамоте. Таким образом, необходимо, чтобы содержание физического развития в дошкольном учреждении определялось программой развития и воспитания детей.
Осанка – это ориентация в пространстве вертикально расположенного тела человека для выполнения простых и сложных движений, определяемая состоянием мышечного и скелетного равновесия, которое предохраняет опорные конструкции тела от травмы или прогрессирующей деформации, как в покое, так и во время движений. Осанка говорит о том как человек ощущает себя по отношению к своей жизни, самому себе, окружающим. Определяет внутреннюю позицию, социальное происхождение, признак професии. Это его визитная карточка, позволяющая безошибочно узнать знакомого человека, не видя его лица.
Одним из направлений в ходе решения этих проблем сегодня представляется весьма перспективным ознакомление с уже отработанными и эффективными методиками физического воспитания, что помимо навыков здорового образа жизни способствует формированию у детей эмоциональной отзывчивости и эстетического сознания. Важным условием развития старшего дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов физического воспитания, а также форм осуществления данной работы педагогами. Основным принципом педагогической работы с детьми является личностно-ориентированная модель общения, которая предполагает передачу детям знаний, навыков и умений через игру. В процессе ориентирования игровым материалом у ребенка развиваются познавательные способности (например, умение пользоваться схемами и моделями); внимание, память, воображение. На основе воображения у детей складываются первые проявления творческого отношения к действительности.
Объект исследования: совершенствование физического развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: связь физического развития и формирования правильной осанки как фактора общего уровня развития детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить принцип и основы правильной осанки при помощи упражнений утренней гимнастики у детей старшего дошкольного возраста.
1. Определить роль физического развития в ДОУ
2. Выявить особенности развития старших дошкольников
3. Рассмотреть воспитание как фактор общего развития.
4. Определить роль осанки в развитии
5. Выявить нарушения осанки характерные для старшего дошкольного возраста.
6. Рассмотреть особенности профилактики нарушений осанки при помощи утренней гимнастики.
7. Дать рекомендации к организации утренней гимнастики в ДОУ.
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, исследование опыта по формированию правильной осанки при помощи упражнений утренней гимнастики в ДОУ.
По структуре данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматриваются особенности развития старших дошкольников. Во второй главе анализируется формирование правильно осанки при помощи утренней гимнастики.
Глава 1. Особенности развития старших дошкольников
1.1 Роль физического развития в ДОУ
Физическое воспитание – важное средство формирования личности ребенка, причем достаточно эффективный, его морально-волевых качеств, так как в процессе занятий спортом реализуется потребность ребенка воздействовать на окружающий мир, утверждать себя, свое место в нем. Что, разумеется, приводит к существенным изменениям в детской психике. В старшем дошкольном возрасте активные спортивные игры являются основной деятельностью ребенка.
Изучение феномена физического воспитания в истории теории и практики образования имеет особое значение, так как расширяет кругозор педагога, способствует формированию и становлению профессионально-личностной позиции в работе с детьми, позволяет осознавать глубинные связи педагогических явлений игрового метода и понимать роль педагогического наследия в теории и практике направлений игровой деятельности современного образования. В отечественной педагогике физическое воспитание рассматривается с присущими ей постоянными качествами (постоянная смена игровых ситуаций, их необычный характер и необходимость приспособления к ним играющего) - важнейшая составная часть обучения и воспитания ребенка, которая становится его образом жизни, главной и любимой деятельностью детей, которая ориентирует их на жизненно важные потребности развития.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Анисимова Т. Г., Ульянова С. А. – Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников. - М.: Учитель, 2011. - 146 с.
2. Бабенкова Е.А. – Как сделать осанку красивой, а походку лёгкой. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
3. Бабина К.С. – Комплексы утренней гимнастики в детском саду. - М.: Просвещение, 1978. – 96 с.
4. Бабаева Т.И. Использование элементов национальной культуры в воспитании и подготовке дошкольников к школе в детском саду. Сыктывкар, 1991. - 50 с.
5. Бабанский Ю. К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. - М.: Педагогика, 2003. – 374 с.
6. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. - Общеразвивающие упражнения в детском саду. - М.: Просвещение, 1990. – 175 с.
7. Вареник Е.Н., Кудрявцева С.Г., Сергиенко Н.Н. – Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
8. Вареник Е.Н. - Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5 – 7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
9. Вареник Е. Н. Утренняя гимнастика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М, 2004. – 156 с.
11. Голицина Н.С.. Бухарова Е.Е. – Физкультурный калейдоскоп для дошкольников. - М.: Скрипторий 2003, 2008. – 104 с.
12. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду// Программа и методические рекомендации для работы с детьми/ В.В..Гербова. - М.: Академия, 2007. – 128 с.
13. Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. - М.: Просвещение, 2003. – 280 с.
14. Дидур М.Д. - Осанка и физическое развитие детей. - М.: 2001. – 189 с.
15. Добровольский В.К. – Осанка и её значение в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1985. – 87 с.
16. Епифанов В.А. - Лечебная физкультура и врачебный контроль. - М.: Медицина, 1990. – 368 с.
17. Евдокимова Т.А., Милюкова И.В. – Лечебная гимнастика при нарушениях осанки у детей. - С.Пб.: Сова, 2003. – 128 с.
18. Железняк Н.Ч., Желобкович Е.Ф. – 100 комплексов ОРУ. - М.: Скрипторий 2003, 2009. – 112 с.
19. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М.: 2008. – 180 с.
20. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века / Авт.-сост. Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, Т. Ф. Саулина. - М., 2000. – 280 с.
21. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 280 с.
22. Козырева О.В. – Лечебная физкультура для дошкольников. - М.: Просвещение, 2006. - 112 с.
23. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. - Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М.: МГУ, 1989. – 182 с.
24. Лебедева Л.В., Митрохина М.А. – Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у дошкольников. - М.: АКАпринт, 2011. - 40 с.
25. Лечебная физическая культура./ Под ред. С.Н. Попова. - М.: Академия, 2004. – 416 с.
26. Потапчук А.А. – Как сформировать правильную осанку у ребёнка. - С.Пб.: Речь, 2009. – 88 с.
27. Правосудов В. П. – Учебник инструктора по лечебной физической культуре. Учебн. для ин-тов физ. культ. – М.: Физкультура и спорт, 1980. - 415 с.
28. Степаненкова Э.Я. - Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка. – М.: Издательский Центр «Академия», 2006. – 368с.
29. Савко Л. М. – Правильна осанка. Как спасти ребёнка от сколиоза. – С. Пб. Питер, 2011. - 170 с.
30. Симкина П.Л., Титаровский Л.В. – Азбука здоровья. - М.: Армита – Русь, 2006. – 240 с.
31. Сухарев А.Г., Цыбикжапова М.В. – Осанка детей и профилактика её нарушений. - М.: МИОО, 2007. – 64 с.
32. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М., 2001. – 280 с.
33. Ушинский К.Д. Опыт педагогической антропологии. / Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Ч. 1. - М.: Изд-во УРАО, 2002.
34. Филиппова О. С. - Физическое воспитание и развитие дошкольников. - М.: Академия, 2010. - 224 с.
35. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., 1961.
36. Хамитова И. Семейная история: влияние на переживание женщиной беременности и родов. // Московский психотерапевтический журнал. 2001. №3.
37. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. /Под ред. В.И.Логиновой..- М.,1990.
38. Харченко Т.Е. – Утренняя гимнастика в детском саду. - М.: Мозаика – Синтез, 2011. - 96 с.
39. Хомякова Н. - Правильная осанка - залог здоровья. // Навигатор. - 2003. - №45.
40. Хухлаева Д.В. – Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 1984. – 208 с.
41. Шефер-Гапп Л., Алльгайер Д., Валлин С. – Правильная осанка просто и весело. - С. Пб.: Весь, 2003. – 128 с.
42. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999.