Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В дошкольной педагогике развитие творчества у детей всегда было актуальным. Творческие личности нужны в любые времена, потому что именно творческий человек может определить прогресс человечества. В настоящее время нужны люди, которые имеют нестандартное мышление, они действуют на благо развития личности и самого общества. В дошкольном возрасте развитие творческой личности происходит постепенно, именно данный возраст считается сензитивным для формирования творческой личности. В самом начале жизни человека появляется потребность в самовыражении, это происходит только через творчество. Творческое осмысление считается одним из способов активного познания мира, что делает возможным прогресс, не только у отдельного индивида, но и у человечества в целом. Способность к самому необычному комбинированию всевозможных элементов, создание не имеющих в мире аналогов, все это определяет основные черты творческого процесса: умение видеть, определять проблемы, иметь возможность с разных точек рассматривать предметы, явления в различных контекстах и связях, при этом находить нетрадиционные способы при решении проблемных ситуаций. При решении задач, которые связаны с развитием творчества у дошкольников, определенную роль играет изобразительная деятельность. Применение нетрадиционных техник на занятиях по изобразительной деятельности способствует решению поставленных творческих задач. Такие занятия необходимы не только для развития творческой деятельности, они нужны для духовного развития детей. Использование в творчестве необычных материалов, дает возможность получения самых различных эмоций, при этом хорошо начинают развиваться творческие способности, креативность, что в дальнейшем помогает психическому и личностному росту дошкольника.
На практике реализация развития изобразительных способностей у детей дошкольного возраста остается не до конца раскрытым. Все это происходит потому, что быстро изменяются различные точки зрения в отношении психологических, художественных условий по формированию способностей, происходит смена детских поколений, соответственно изменяются сами технологии работы педагогов. При организации работы с нетрадиционными материалами преподаватели по изобразительному искусству, воспитатели не всегда применяют коллективную форму занятий. Вследствие этого снижается само содержание художественной ценности детских работ. Если использовать рациональное сочетание коллективных, индивидуальных форм организации работы с применением самых разнообразных нетрадиционных техник изображения, что способствует повышению художественного уровня работ, которые выполняют дети, развивают творческие способности, воображение, происходит стимулирование интереса к работам, выполняемых детьми. При этом довольно слабо используются определенные возможности интегрированных занятий для развития творческих способностей, что оказывает свое отрицательное влияние на формирование личностно значимых мотивов деятельности, это снижает интерес. Для этого необходимо организовать процесс развития многофункциональных изобразительных умений так, чтобы было можно максимально реализовать имеющиеся творческие задатки у детей. Учитывая все вышеизложенные противоречия, анализ научной литературы, практики, была сформулирована цель, объект, предмет исследования, выдвинута гипотеза и обозначены задачи работы.
Цель дипломной работы: выявление и рассмотрение нетрадиционных техник рисования на развитие изобразительного творчества для детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: изобразительное творчество детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста будет протекать успешнее, если: создается предметно-развивающая среда в группе, творческая атмосфера в ходе НОД, способствующая свободному проявлению творческого воображения и мышления ребенка; продумана технология применения системы занятий с использованием нетрадиционных техник; используются возможности средств интеграция видов изобразительной деятельности средних дошкольников (лепка, рисование, аппликация).
Задачи исследования:
• Изучить состояние проблемы развития изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста;
• Определить показатели и выявить уровень развития изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста в изобразительной деятельности;
• Разработать содержание и методы работы по развитию изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник;
• Разработать проект по изобразительному творчеству для детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования:
• Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и научно- методической литературы по проблеме исследования; анализ продуктов деятельности детей.
• Практическое: разработка проекта для детей среднего дошкольного возраста.
В методологическую основу моего исследования вошли:
• Деятельный подход (Выготский Л.С., Давыдов В.В., Запорожец А.В.);
• Педагогические положения о закономерностях художественного творчества и путях его развития (Ветлугина Н.А., Выготский Л.С., Дьяченко О.М., Казакова Т.Г., Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Флерина Е.Ф., Юсов Б.П.);
• Положения о возможности применения нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности дошкольников (Казакова Т.Г., Лыкова И.А., Мардер Л.Д., Сакулина Н.П).
Научная новизна:
• Выявлена возможность развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования;
• Определены требования и условия к подбору занятий, включающих использование нетрадиционных техник.
Теоретическая ценность и практическая значимость работы состоит в том, что:
• Разработан комплекс занятий по изобразительной деятельности для детей средней группы;
• Составлены методические рекомендации для воспитателей по развитию творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования.
Положения, выносимые на защиту:
• Проблема развития изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста;
• Показатели и уровень развития изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста в изобразительной деятельности;
• Содержание и методы работы по развитию изобразительного творчества детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник;
• Изучение эффективного развития изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста.
Глава 1 Литературный обзор
1.1 Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
Выявление способностей у детей является их правильным развитием в решение наиважнейших педагогических задач, но при этом могут также решаться эти задачи с учетом возраста детей, их психофизического развития, от условий их воспитания и других факторов. Развитие творческих способностей к изображению зависит в основном от воспитания наблюдательности, умения видеть особенности окружающих предметов, явлений и при этом сравнивать, выделять характерное и основное. Обучение рисованию всегда осуществляется только педагогом планомерно и систематически. Развитие творческих способностей у детей к изобразительному искусству возникает случайно и может проходить для них незаметно, но изобразительные способности могут у детей остаться в зачаточном состоянии, если их не развивать.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Анцыферова К.Г. Необыкновенное рисование / К.Г. Анцыферова. – М.: ЮНИТИ, 2017. – 567с.
2. Алексеева Н.Р. Озорной карандаш / Н.Р. Алексеева. – М.: Просвещение, 2017. - 567с.
3. Бутова Ф.В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико-методологический аспект: монография / В.В. Бутова. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 410 с.
4. Васильева А.А. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка / А.А. Васильева. - СПб.: Речь; М.: Сфера,2017. – 234с.
5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выгодский. – М.: Экзамен, 2017. – 234с.
6. Галкова Ф.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству / Ф.С. Галкова. - М.: Сфера, 2016. - 380с.
7. Грибова В.Ж. Занятия по изобразительной деятельности / В.Ж. Грибова. -М.: ТЦ Сфера, 2017. – 456с.
8. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2 / Г.Н. Давыдова. - М.: Скрипторий, 2017. – 456с.
9. Дубовина Н.В. Организация занятий по изобразительной деятельности дошкольного возраста / Н.В. Дубовина. – М.: Проспект, 2017. – 789с.
10. Доронова Ф.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности / Ф.Н. Доронова. – М.: Проспект, 2015. – 345с.
11. Зимина М.Ф. Учимся лепить и рисовать (от простого к сложному) / М.Ф. Зимина. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 675с.
12. Кузнецова А.А. Рисование с детьми 4-5 лет / А.А. Кузнецова. -М.: Мозаика- Синтез, 2017. – 1123с.
13. Козлова А.В. Занятия по рисованию с дошкольниками: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / А.В. Козлова. - М.: ТЦ Сфера, 2017. – 345с.
14. Кайзер Ю.В. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития / Ю.В. Кайзер. – М.: Проспект, 2017. – 389с.
15. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Т.С. Комарова. – М.: Экзамен, 2017. – 234с.
16. Куликова Т.А. Методические рекомендации к программе «Юный художник» / Т.А. Куликова. - М.: Просвещение, 2016. – 234с.
17. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, средняя группа / И.А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2016. – 234с.
18. Никитина П.О. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ / П.О. Никитина. - СПб.: КАРО, 2017. – 123с.
19. Погодина С.Л. Художественные техники – классические и неклассические дошкольное воспитание / С.Л. Погодина. – М.: Просвещение, 2015. – 124с.
20. Скворцова М.В. Краски рассказывают сказки / М.В. Скворцова. – М.: Проспект, 2017. – 123с.
21. Утробина К.К. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет / К.К. Утробина. - М.: Гном и Д», 2017. – 458с.
22. Шевченко В.Д. Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ, средняя группа / В.Д. Шевченко. - М.: Владос, 2016. – 675с.
23. Цуканова Т.Д. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. / Т.Д. Цуканова. - М.: ТЦ Сфера, 2016. – 789с.