Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время в России только создается система непрерывного образования, которая будет оперативно реагировать на изменения потребностей детского и взрослого населения в образовании и эффективно решала задачи социально-экономического, политического, нравственно-воспитательного характера в интересах личности, государства и общества.
Обеспечение доступности качественных услуг образования, переход к непрерывному индивидуализированному образованию для всех является одной из основных задач создания инновационной социально-ориентированной экономики. В соответствии с этим сегодня необходима модернизация системы дополнительного образования детей.
Актуальность темы данной работы состоит в том, что современные условия внешней среды диктуют изменения организациям (учреждениям) в различных сферах деятельности, именно поэтому организации (учреждения) вынуждены использовать инновационные процессы в управлении для повышения своей конкурентоспособности и эффективности деятельности.
Все реализуемые проекты должны быть многообразны и актуальны и для их успешного функционирования необходимо грамотно осуществлять проектное управление.
В современном мире, понятие проекта, получило широкое распространение. Не существует единого определения данного понятия, но почти каждая организация будь она торговой, медицинской, строительной начиная от самой мелкой и заканчивая компаниями монополистами, применяет понятие проект в своей деятельности.
В текущий момент область управления проектами включает в себя множество различных методик, инструментов, техник и компетенций. В основе её развития лежит неспособность традиционного функционального управления быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. И именно управление проектами является эффективным средством для управления любыми изменениями и позволяет руководителю добиваться целей проекта не только за счет организаторских способностей, но и с помощью определенного набора мероприятий и процедур. Как правило, основой успешного проекта является понимание организацией проектного управления, которое развивалось в течение времени и в зависимости с усложнением объекта управления претерпевало изменения.
Объектом исследования в данной работе является образовательное учреждение (СОШ № ).
Предмет исследования работы - совершенствование проектного управления образовательного учреждения.
Целью данной работы является усовершенствовать систему управления учреждения с помощью внедрения процессных инноваций. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) Выявить и формализовать проблемы системы управления в образовательном учреждении;
2) Проанализировать процессы управления образовательного учреждения;
3) Провести поиск, отбор и анализ методов управления в ОУ с помощью процессных инноваций.
Объектом исследования является ОУ «СОШ №».
Предмет исследования являются процесс управления образовательным учреждением с помощью внедрения инноваций и организационно-экономические отношения, связанные с этим процессом.
Степень исследования темы высокая. Ее изучением занимались: как отечественные, так и зарубежные специалисты. Среди отечественных авторов можно выделить таких как А. Г. Аганбегяна, В. Г. Афанасьева, Д. М. Гвишиани, А. и другие. Среди зарубежных авторов: М. Альберта, Д. Мак-Грегора, М. Мескона и другие.
Глава 1. Теоретические основы организационной модели в сфере образования
1.1 Построение формальной структуры управления организацией
В современных экономических условиях важным содержательным элементом системы менеджмента организации является его организационная структура, в значительной степени влияющая на результативность хозяйственной деятельности. Основная задача всех структурных преобразований системы управления состоит в достижении максимальной эффективности выполнения ею целевой функции. Эффективность управления также зависит и от содержательной части системы – квалифицированного состава и численности работников управления, их технического оснащения и качества принимаемых ими решений. Поэтому важнейшей методологической проблемой при оценке эффективности структурных преобразований является качественное выделение и количественное определение факторов влияния организационной структуры на результативность управления.
В практической деятельности и научном анализе используются различные подходы и методы оценки эффективности управления конкретной организацией. Основными критериями эффективности управления предприятием являются обычно уровень выполнения бизнес-плана, темпы развития и основные экономические показатели деятельности. В зависимости от конкретной ситуации могут выделяться более узкие и определенные критерии: показатели качества продукции, инновационные технологии и др. При таком подходе показатели эффективности развития и управления отождествляются.
Существенными недостатками этого подхода являются несоизмеримость результатов развития с величиной использованных для их достижения ресурсов и отсутствие объективных критериев для разработки стратегии. Таким образом, уровень обоснованности и степень выполнения стратегии определяет эффективность управления.
Широкое распространение имеет оценка работы аппарата управления по его экономичности, где критериями анализа являются укрупненные отраслевые нормативы численности управленческого аппарата по функциям, типовые структуры и штаты, лимиты административных расходов. Этот подход не отражает связи между регламентируемыми затратами на управление и результатами, но его применение создает определенную нормативную базу для организации аппарата управления, отражает средний организационно-технический уровень и характеризуется результатами, которые можно оценить конкретными показателями. Однако он не позволяет в полной мере использовать их для оценки эффективности управления.
В практике отдельных организаций используется система дифференцированных аналитических показателей для оценки эффективности работы аппарата управления – коэффициентов уровня организации управления, эффективности выполнения отдельных его функций, которые дают более обоснованную базу для анализа. Недостатком такого рода систем является отсутствие общеметодических принципов и экономического критерия, позволяющего сопоставлять разновеликие и разномерные признаки и показатели работы аппарата управления.
Оптимизация и реорганизация организационных структур должна обеспечивать лучшие условия для эффективной деятельности высшего управленческого звена. Косвенное влияние изменений оргструктуры на эффективность процесса управления проявляется через сокращение затрат времени на достижение необходимых целей и результатов; создания условий для более эффективного использования ресурсов, повышения квалификации кадров и степени удовлетворенности выполняемой ими работой. Для осуществления этих задач используется организационное проектирование, представляющее собой упорядочение организационно- структурных характеристик системы управления для улучшения их эффективности, адаптивности и результативности. Важным моментом проектирования организации является разработка и проектирование организационной структуры.
Основными факторами, определяющими вид и сложность оргструктуры управления конкретного организации, являются:
размер и структура организации;
объем производства и продаж;
технологические факторы; номенклатура и сложность выпускаемой продукции;
существующий уровень специализации, концентрации, комбинирования и кооперирования производства;
степень развития инфраструктуры региона;
международная интегрированность организации;
экономические факторы (затраты на осуществление управления);
естественные факторы (размещение организации, наличие у него филиалов и подразделений).
В современной практике менеджмента выделяют следующие виды организационных структур управления: линейная, функциональная, линейно- функциональная, дивизиональная, проектная, матричная, сетевая.
В плане эффективности совершенствования организационных структур управления наибольший интерес представляют проектная, матричная и сетевая структуры. Основным условием использования проектной структуры управления является реализация одного проекта или портфеля проектов, под которыми подразумевается конкретное целенаправленное изменение в общей системе менеджмента организации (например, внедрение инновационных технологий, диверсификация производства.
Вся деятельность хозяйствующего субъекта в этом случае рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых имеет все необходимые ресурсы, а также фиксированный срок своего внедрения и окончания. Любой проект имеет свою четкую структуру управления, которая определяется его целями и задачами и включает планирование, организацию и контроль работ, а также координацию действий исполнителей.
После всех стадий выполнения проекта его структура распадается, а сотрудники, либо переходят в новый проект, либо увольняются (если они работали на контрактной основе). В качестве основных преимуществ этой оргструктуры можно выделить:
сбор в команду наиболее квалифицированных сотрудников организации;
сокращение численности управленческого персонала по сравнению с иерархическими структурами;
высокая адаптивность и гибкость;
высокие профессиональные и личностные качества руководителя и участников проекта.
К недостаткам следует отнести:
сложность взаимодействия большого числа проектов в организации;
возможная психологическая несовместимость работников временных творческих групп проекта;
увеличение нагрузки на остальных работников подразделений организации, возрастание затрат на привлечение высококвалифицированных специалистов в проектную группу.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев А.А. Управление проектами: основы профессиональных знаний, национальные требования к компетентности специалистов / А.А. Андреев, В.Н. Бурков, В.И. Воропаев.- М.: СОВНЕТ, 2011. – 278 с.
2. Балашов А.И. Управление проектами: учебник для бакалавров / Е.М.Рогова, М.В.Тихонова, Е.А.Ткаченко. - М.: издательство «Юрай», 2013. - 383с.
3. Виханский О.С. Менеджмент : учебник / Виханский О.С.,Наумов А.И. - М. : Магистр : ИНФРА -М, 2014.-576 с.
4. Давыткина Е.В. Исследовательский подход в управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения: Дис. канд. пед. наук. Москва, 2013. 224 с.
5. Дорофеев, В.Д., Дресвянников, В.А. Инновационный менеджмент. Пенза: Издательство Пенз. гос. ун-та, 2016. 120 с.
6. Дульзон А.А. Управление проектами: учебное пособие / А.А. Дульзон.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013.
7. Жилякова И.А. Факторы формирования стратегии развития предприятия // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: сборник статей. – 2016. – С.42-45.
8. Жукова Т.Н. Проектный менеджмент в стратегическом развитии организации // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия Экономика. №7(58). 2012. С.76-81
9. Иванов Л.Н. Анализ стратегических решений. – М.: Инфра-М, 2014. – 272 с.
10. Ильина О.Н. Методология управления проектами: становление, современное состояние и развитие: учебник / О.Н. Ильина. - М.: ИНФРА-М: , 2011. – 208 с
11. Ильина О.Н. Системный подход к управлению проектами в организации: монография. - М.: Креативная экономика, 2012. - 208 с.
12. Ковалева Т. В. Особенности образовательных проектов и управления ими / Т.В. Ковалева, Д.В. Воробей. - 2016. – 256 с.
13. Куриленко Л. В. Развивающая школа - школа инновационная: учебное пособие. Самара: Педагогика, 2013. 10-25с.
14. Лапыгин Ю.Н. Оценка эффективности проектного управления: экономический анализ: теория и практика / Ю.Н. Лапыгин . - 2014, с. 50-53.
15. Мазур И.И. Управление проектами: учебное пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге . - М.: Омега-Л, 2011. - 226 с.
16. Морозова А.Н. Управление методической работой в дошкольном образовательном учреждении на диагностической основе: Дис. канд. пед. наук.: Москва, 2014. 244 с.
17. Никифорова О. В. Подготовка студентов вузов к управлению научнометодической деятельностью в дошкольном образовательном учреждении: Дис. канд. пед. наук.: Москва, 2016. 303c.
18. Новикова Г. П. Профессиональная готовность руководителя ДОУ к инновационной деятельности в современных условиях: Сб. мат-лов Междунар. науч. - практ. конф. - Российский университет кооперации, 2015. 36 с.
19. Павлов А.Н. Управление проектами на основе стандарта PMI PMBOK : изложение методологии и опыт применения / А.Н. Павлов. - 2012. – 180 с.
20. Поздеев А. Н. Лекции для студентов направлений «Менеджмент» и «Государственное и муниципальное управление»: лекции / А.Н. Поздеев, Н.Д. Макушкина. - Сибирский федеральный университет, 2016
21. Попов Ю.И. Управление проектами: учебное пособие / Ю.И. Попов. - М.: ИНФРА-М , 2012. - 208 с.
22. Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK). - Введ. 2013.- Project Management Institute, 2013. - 397 с.
23. Сооляттэ А.Ю. Управление проектами в компании: методология, технологии, практика : учебник / А. Ю. Сооляттэ. - 2012. – 288 с.
24. Строилова Э.В. Проектный менеджмент и реинжениринг // Фундаментальные исследования. №4-5. 2013. С. 1206-1210
25. Томсон А. Л. Методы управления проектами в промышленных организациях. - дисс. канд. экон. наук - Санкт-Петербург, 2008
26. Управление инвестиционно-строительными проектами: международный подход. Под редакцией Мазура И.И., Шапиро В.Д. - М.: Лвваллон, 2008
27. Управление проектами: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / И. И. Мазур ; под общ. ред. И. И. Мазура и В. Д. Шапиро. - 6_е изд.,стер. - М. : Издательство «Омега_Л», 2010. - 960 с.
28. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. М.: УНЦДО, 2015. 222 с.
29. Шекшня С. Управление персоналом: в поисках адекватной парадигмы // Персонал, 2010.- 146 с.
30. Шмидт А.Н. Полезность и механизм человеческого поведения //Человеческий капитал. – 2015. – № 7 (79). – С. 81-83.