Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях внедрения нового стандарта ФГОС НОО при изучении детьми таблиц сложения и умножения каждый учитель должен организовать деятельность младших школьников так, чтобы они не просто заучивали табличные случаи, а чтобы умели объяснять смысл выполняемого действия, чтобы умели применять знания нахождения результата табличного сложения и умножения и умения выполнять соответствующий случай вычитания и деления, т.е. чтобы при изучении таблиц сложения и умножения формировалось «умение учиться», как требует того стандарт [1]
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения особое место отведено «универсальным учебным действиям».
В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться.
Изучая таблицы сложения и умножения, младшие школьники получают знания табличных случаев сложения и умножения и соответствующих случаев вычитания и деления.
Далее при изучении математики в среднем звене и в старших классах школы табличные случаи сложения и умножения используются при решении задач и при формировании вычислительных навыков выполнения устных и письменных вычислений.
В условиях реализации ФГОС особую ценность сегодня приобретает развитие у младшего школьника гибкости мышления, способности самостоятельно мыслить, проявлять инициативу и познавательный интерес, отстаивать собственную точку зрения.
Особое внимание нужно уделять формированию умения нестандартно, творчески мыслить. С этой целью при обучении младших школьников учителя начальных классов предпринимают попытки использовать при изучении таблиц сложения и умножения интересные игры, разнообразные средства обучения, исторические сведения и т.д.
Это позволяет частично разрешить существующее противоречие между необходимостью формирования универсальных умений применения знаний табличного умножения и сложения у младших школьников и существующей практикой изучения таблиц сложения и умножения, основанных на традиционных методах, которые не активизируют познавательную деятельность современного школьника.
Наблюдения за деятельностью учеников говорят о том, что недостаточно эффективно формируются навыки табличного сложения и умножения, вычитания и деления. Это определяет актуальность выбранной темы.
Проблема исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать методику формирования навыков табличного умножения, основанную на приёмах, активизирующих познавательную деятельность младших школьников нестандартными средствами обучения.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Активизация учебной деятельности младших школьников в процессе изучения таблиц сложения и умножения целых неотрицательных чисел».
В качестве объекта исследования определен процесс обучения детей младшего школьного возраста табличному сложению и умножению и соответствующим случаям вычитания и деления.
Предметом исследования является методика формирования навыков табличного сложения и умножения, основанная на приёмах, активизирующих познавательную деятельность младших школьников.
Цель: обосновать и апробировать необходимость разработки методики, позволяющей активизировать учебную деятельность младших школьников в процессе формирования навыков табличного умножения путём использования средств, активизирующих познавательную деятельность младших школьников.
Гипотеза: предполагаем, что если активизировать учебную деятельность младших школьников в процессе изучения таблиц сложения и умножения за счет использования дидактических игр на этнографическом материале корякского народа, то уровень знаний о таблицах сложения и умножения повысится.
Для достижения цели и проверки гипотезы исследования необходимо реализовать следующие задачи:
• изучить психолого-педагогическую, математическую, методическую литературу по теме исследования;
• выявить дидактические игры корякского народа в процессе формирования знаний о табличном сложении и умножении;
• обосновать необходимость формирования у младших школьников навыков табличного сложения и умножения с использованием нестандартных средств обучения;
• разработать и апробировать методику формирования навыков табличного сложения и умножения, основанную на использовании игр корякского народа.
При проведении исследования применялись следующие методы:
- теоретическое исследование проблемы на основе анализа математической, психологической, педагогической, методической литературы, школьных программ по математике;
- наблюдение за деятельностью учащихся;
- изучение этнографической литературы;
- обобщение опыта использования дидактических игр корякского народа на основе бесед с представителями коренного населения.
- педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснована необходимость использования нестандартных средств с целью активизации познавательной деятельности на уроках математики в начальных классах при изучении таблиц сложения и умножения, таких как например игры корякского народа.
Практическая значимость состоит в том, что предлагаемая в работе методика формирования навыков табличного сложения и умножения, основанная на приёмах, активизирующих познавательную деятельность младших школьников нестандартными средствами обучения может быть внедрена в учебный процесс учителями, работающими по любой программе в начальной школе
Новизна исследования: В работе впервые рассмотрено как нестандартные средства обучения могут активизировать познавательную деятельность учащихся и способствовать формированию устойчивого навыка выполнения табличного сложения и умножения и соответствующих случаев вычитания и деления.
Опытно-экспериментальная база исследования: МКОШИ п.Эвенск. Педагогический эксперимент проходил в три этапа:
На первом этапе (сентябрь 2019 г. – октябрь 2019г.) - определили проблему и в связи с ней сформулировали тему исследования, цель, объект, предмет, выдвинули гипотезу, определили задачи работы.
На втором этапе (октябрь 2019 - ноябрь 2019 ) – Разработали и апробировали методику, основанную на приёмах, активизирующих познавательную деятельность младших школьников, обеспечивающую формирование устойчивых навыков табличного сложения и умножения нестандартными средствами обучения.
Под нестандартными средствами обучения в рамках данного исследования используются дидактические игры корякского народа, которые специально выявлялись и составлялись новые, аналогичные существующим
На третьем этапе (ноябрь 2019 – декабрь 2019) – систематизировали данные, сделали заключительные выводы, оформили выпускную квалификационную работу.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические основы изучения табличных случаев сложения и умножения в начальном курсе математики
1.1. Средства активизации учебной деятельности младших школьников
Новые ФГОС определяют принципиально новые задачи начального образования. Закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
ФГОС ставит целью формирование активной личности, поэтому процесс обучения должен быть направлен на активизацию учебной деятельности учащихся. В активном восприятии и осмыслении изучаемого материала большое значение имеет способность педагога придавать этому материалу увлекательный характер, делать его живым и интересным. Основной задачей учителя при организации эффективного учебно-познавательного процесса является включение в изучаемый материал занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, что способствует развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей.
Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь.
Считается, что младший школьный возраст захватывает границы от 6 до 10 лет, потому что как раз в этот период происходит физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы.
Труд, игра и учебная деятельность являются разновидностью деятельности человека. Все они по-своему взаимосвязаны, но у каждого из них есть свои особенности. Наряду с трудом и игрой учебная деятельность является одним из основных видов деятельности человека, направленной на овладение способами предметных и познавательных действий, теоретических знаний. Усвоение - это процесс, осуществляющийся в любой деятельности, а учебная деятельность - это вид деятельности, особая форма социальной активности личности. Таким образом можно сделать вывод, что усвоение существенная характеристика учебной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы). - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf. - Данные на 25.03.2019.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.:Просвещение. 2011. – 359 с.
3. Аргинская И.И. Методические особенности изучения таблицы умножения в системе Занкова [Электронный ресурс] / И.И.Аргинская, Е.В. Вороницына. - Режим доступа: http://nsc.1september.ru/. - Данные на 26.03.2019.
4. Аргинская И.И. Методические особенности формирования вычислительных навыков и умений. [Электронный ресурс] / И.И.Аргинская, Е.В. Вороницына. - Режим доступа: http://nsc.1september.ru. - Данные на 27.03.2018.
5. Аргинская И.И. Особенности обучения младших школьников математике. [Электронный ресурс] / И.И.Аргинская. - Режим доступа: (http://nsc.1september.ru/). - Данные на 26.03.2019.
6. Алексеева А. В. Преподавание в начальных классах: Психолого-педагогическая практика. Учебно- методическое пособие. / А.В. Алексеева, Е.Л. Бокуть, Т.Н. Сиделева, – М.: ЦГЛ, 2013. – 208 с.
7. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. Серия: `` Труды действительных членов и членов-корреспондентов Академии педагогических наук СССР``. М. Педагогика. 1989г. 560 с
8. Бантова М. А. Методика преподавания математики в нач. классах: Учеб. пособие для уч-ся школ. отд-ний пед. уч-щ / Под ред. М. А. Бантовой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2009. – 335 с.
9. Волович М.Б. Наука обучать. Технология преподавания математики / М.Б. Волович -М., Просвещение, 2009. – 432 с.
10. Выготский Л.С. Психология.- М., 2000
11. От общеучебных умений к универсальным учебным действиям: материалы вторых областных педагогических чтений, Вологда, 30 марта 2011 г. / Департамент образования Вологод. обл., Вологод. пед. колледж. – Вологда: ВПК, 2011. – 180 с.
12. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова. - М.: Просвещение, 2019. – 215 с.
13. Глейзер Г.Д. Повышение эффективности обучения математики в школе / Г.Д.Глейзер.-М.: Просвещение, 2009. – 236 с.
14. Голубева А.В. Методические основы изучения табличного умножения и деления. [Электронный ресурс] / А.В. Голубева. - Режим доступа: http://www.prodlenka.org. - Данные на 26.03.2018.
15. Грудёнов Я.И. Психолого-дидактические основы методики обучения математики / Я.И.Груданёв. - М.: Просвещение, 1997. – 158 с.
16. Демидова М.Ю.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2012. – 247 с.
17. Демидова Т.Е. Методика обучения математике в начальных классах: Курс лекций: вопросы частной методики. / Т.Е. Демидова, Л.И. Чижевская - Брянск: Издательство БГУ, 2011. – 98 с.
18. Дубровина И.В. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя. / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева и др. – М.: Академия, 2012. – 360 с.
19. Дубова М.В. Содержание математической компетентности выпускника начальной школы. / М.В.Дубова. // Начальная школа плюс До и После. №9, 2013. – С. 34-39
20. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников / А.З.Зак – М.: Вагриус, 2004. – 151 с.
21. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д, 1997.
22. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах / Н.Б. Истомина – М.: Академия, 2015. – 288 c.
23. Истомина Н.Б. Уроки математики. 2 класс. Методические рекомендации для учителя. / Н.Б.Истомина, Смоленск:«Ассоциация 21 век», 2012. – 188 с.
24. Калинченко А.В., Шикова Р.Н. Методика изучения умножения и деления в начальных классах. Учебно-методическое пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / А.В. Калинченко, Р.Н. Шикова, - М.: МПГИ, 2010. – 54 с.
25. Козловский В.В. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондракова.-М.: Просвещение, 2011. – 124 с.
26. Козлова С.А. Универсальные учебные действия как основа для формирования предметных математических умений и производная от них. / С.А.Козлова. // Начальная школа плюс До и После, № 10, 2013. – С. 3-9
27. Кордемский, Б. А. Увлечь школьников математикой / Б. А. Кордемский. - М.: Педагогика, 2015
28. Максименко Н.В. Система оценки результатов образования как средство реализации ФГОС начального общего образования. / Н.В.Максименко. // Начальная школа плюс До и После, № 7, 2012. – С. 1-4
29. Малкова Т.А. Метапредметные результаты обучения[Электронный ресурс]/ Малкова Т.А., - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/10/15/metapredmetnye-rezultaty-obucheniya. - Данные на 25.03.2018.
30. Мендыгалиева А.К. Проблемные задания на уроках математики в начальной и основной школе. / А.К.Мендыгалиева. // Начальная школа плюс До и После, №9, 2012. – С. 11-15
31. Моро М.И. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах. / Под. ред. М.И. Моро, А.М. Пышкало. – М., 2015. – 241 с.
32. Моро М.И. Математика, 2 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. / М.И. Моро, М.А. Бантова М.А., Г.В. Бельтюкова, 2013. Часть 1 – 96 стр., Часть 2 – 112 стр.
33. Мукина В. М., Халидов. Психолого-педагогические основы построения урока математики в начальной школе. // Начальная школа. - 2017. - №9. – С. 12-19
34. Осмалова И.В. Исследовательская деятельность младших школьников как средство достижения метапредметных образовательных результатов / И.В. Осмалова // Начальная школа плюс До и После, №6, 2014. – С. 48-50
35. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999
36. Попова Е.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе. / Е.В.Попова. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/628159/. Данные на 26.08.2019.
37. Реан А.А. Психология и педагогика: Учебник для вузов. / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб: Питер, 2012. – 432 с.
38. Ротаенко Ю. А. Математическая сказка/сост. Ю. А. Ротаенко// Начальная школа. - 2004. - № 6. - 79 с.
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л.Рубенштейн – СПб: Питер, 2016. – 520 с.
40. Рысьева Т. Г. К вопросу о классификации дидактических игр / Т.Г. Рысьева // Сб. научн. тр. Вып. 2 М.: Сигнал, 1999 С.83-86.
41. Савинова С.В. Система уроков по учебнику Моро М.И. и др. 2 класс. Поурочное планирование. / Савинова С.В. Волгоград: Учитель, 2012. – 341 с.
42. Смолеусова Т.В. Вариативность и выбор при решении задач в условиях реализации ФГОС НОО. / Т.В.Смолеусова. // Начальная школа плюс До и После, №2, 2013. – С. 1-5
43. Степных В.А. Изучение табличного умножения и деления. Начальная школа №2. 2016. – С. 34-41
44. Стойлова Л. П. Основы начального курса математики. / Л.П.Стойлова. – М.: Просвещение, 2010. – 340 с.
45. Торкина Т.И. Современные технологии оценивания метапредметных результатов. / Т.И.Торкина. // Начальная школа плюс До и После, 2013. - № 9. – С. 44-49.
46. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М., 1989