Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Пеесионная система является один из важных аспектов современной рыночной экономики, которая в свою очередь создает систему социальной защиты населения. Реформа пенсионной системы должна обеспечивать соблюдение принципов социальной справедливости.
Важность пенсионного обеспечения и его влияние на политические, и общественные процессы, определяет политику страны в данной области развития. В России для социального обеспечения населения созданы специализированные государственные пенсионные внебюджетные фонды, сеть негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний.
Актуальность темы работы не вызывает никаких сомнений, так как от состояния и эффективности пенсионной системы России зависит благосостояние и качество жизни самых уязвимых слоев нашего общества. Речь идет не только о пенсионерах, но и о людях, которые получили группу инвалидности по состоянию здоровья или от несчастных случаев, о детях потерявших кормильцев и т.д. Большинство пенсионеров нетрудоспособны, либо не работают, а потому не имеют других источников дохода и вынуждены обеспечивать свое существование исходя из размера пенсионных отчислений, средний уровень которых по стране в 2018 г. варьируется от 9448 тыс. руб. до 15150 тыс. руб.
Характеризуя перспективы развития Пенсионного фонда, нельзя не отметить существование жесткой зависимости показателей деятельности Фонда от темпов развития страны и демографической ситуации, что делает проведение таких реформ недостаточным для достижения целей ПФР. Предполагается, что данный массив проблем разрешится за счет введения и реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, обеспечивающей связь между параметрами пенсионной системы и базовыми макроэкономическими и демографическими показателями и сохраняющей принцип социально-страхового функционирования, согласно которому пенсия - компенсация части утраченной заработной платы работника.
Таким образом, система пенсионного обеспечения Российской Федерации имеет целый ряд проблем, хотя предполагается довольно большое количество альтернатив выхода из сформировавшихся условий. Необходимо реформировать пенсионную систему, сформировать доверие населения к вышеназванным процессам и донести до них, что от подобных денежных операций зависит улучшение материального фактора их будущей жизни. Если вовремя не принять решения об изменении ситуации, то это может привести к необратимым последствиям, таким как упадок государственных финансов, а это повлечет за собой провал всей пенсионной системы.
В таких условиях говорить об эффективности функционирования пенсионной системы России на данный момент рано, поэтому необходимо не только провести анализ современного её состояния, но и оценить недостатки и перспективы, а также разработать рекомендации по улучшению жизни граждан.
Целью данной работы является анализ современного состояния пенсионной системы России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность пенсионной системы РФ и основные понятия;
исследовать этапы становления и развития пенсионной системы в России;
оценить современное состояние пенсионной системы России;
выявить основные проблемы и пути укрепления пенсионной системы России в современных условиях.
Объектом исследования выступает пенсионная система России.
Предмет исследования - экономические отношения, возникающие по поводу формирования пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения.
Теоретической и методологической основой исследования послужили специальная отечественная литература по рассматриваемой тематике, аналитические статьи отраслевых журналов. Это работы таких авторов как Роик В.Д., Шайхадинов В.Ш., Павлюченко В.Г. и т.д., которые подробно описали пенсионную систему. Бескровный Л.Г., Бабич И.В. и многие другие, чьи труды помогли изучить историю становления пенсионного обеспечения. Нормативной основой работы послужили нормы федеральных законов, имеющих значение для рассматриваемых вопросов исследования.
1.Сущность пенсионной системы в России
1.1.Возникновение и развитие пенсионного обеспечения
Пеесионная система является одной из форм распределения материальных благ и ресурсов, которые начисляются человеку не за его трудовую деятельность. В пенсионном обеспечении, а также в пенсионной политике государства эти средства распределяются между нетрудоспособными гражданами общества. Финансирование производится за счет государства, а также за счет бюджетов некоторых специальных фондов. Распределение производится в особых случаях, а также с учетом тех условий, которые изначально устанавливаются в рамках социальных норм, и в соответствии с законодательством страны.
В то же время, пенсионное обеспечение определяют как особую систему создаваемых государством мер следующих направлений:
- Правовые меры;
- Экономические меры;
- Организационные меры.
Они направлены на то, чтобы гарантировать и обеспечивать компенсацию потерянного здоровья, потерянного места работы и, соответственно, компенсацию потерянной заработной платы, за счет которой индивид удовлетворял свои основные потребности и интересы. Заработная плата также являлась источником существования индивидов и граждан, но из-за наступивших обстоятельств, которые признаются государством общественно значимыми, данные источники более не действуют в жизни гражданина.
Пенсионное обеспечение, как мы отметили ранее, осуществляется за счет специально отведенных на это средств. В зависимости от того, что является источником денежных средств, специалистами различается два основных вида пенсионного обеспечения:
1. Государственное пенсионное обеспечение граждан, которое как раз и реализуется за счет бюджетов государственного и местного уровней;
2. Негосударственное пенсионное обеспечение граждан, осуществляемое за счет средств, предоставляемых юридическими и физическими лицами. Ими являются вкладчики в пенсионные фонды государства, из средств которых затем и осуществляется пенсионное обеспечение особо нуждающихся категорий населения, находящихся в зоне риска.
Общество всегда нуждалось в социальном обеспечении, и появилась оно примерно тогда же, когда возникло более осмысленное и обоснованное человеческое общество. В любом социуме, независимо от того, каково его политическое и экономическое устройство, всегда есть люди или целые категории граждан, которые по некоторым причинам не могут самостоятельно приобретать продукцию и услуги для удовлетворения своих насущных жизненных потребностей. Сегодня государством и специалистами обозначены данные категории граждан:
- Пенсионеры;
- Лица с ограниченными возможностями здоровья;
- Дети-сироты;
- Многодетные семьи;
- Беременные женщины.
Все они в той или иной степени нетрудоспособны, и поэтому не в состоянии обеспечить себе доход для удовлетворения первичных и вторичных потребностей.
Кроме того, в разряд нетрудоспособного населения могут попасть абсолютно любые люди, которые по определенным причинам утратили способность осуществлять трудовую деятельности как временно, так и постоянно. Основная причина – потеря здоровья, травмы и иные аспекты, которые оказывают влияние на физическое состояние индивидов.
По мере того, как общество развивалось и вступало на новые этапы своего функционирования, усложнялись и социальные связи, а также расширялся спектр причин, по которым человек испытывал нужду в социальном обеспечении и социальной помощи. Теперь эти причины обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, которые являются основополагающими в возникновении таких процессов, как безработица, инфляция и, как следствие, бедность в обществе.
Социальное обеспечение также имеет несколько исторических типов, поскольку оно складывалось и развивалось в рамках тех или иных исторических условий, а также в рамках той или иной общественно-экономической формации. Например, в первобытном обществе содержание нетрудоспособных и престарелых людей осуществлялось в соответствии со сложившимися традициями и обычаями. Рабовладельческое общество предполагало, что содержание престарелым или нетрудоспособным не назначалось, а вот ветеранам различных боевых действий уже во времена Древней Греции назначались пенсионные выплаты. Во времена Древнего Рима служба государству также награждалась, преимущественно предоставлением земельных участков.
Феодальный период развития общества – в это время господствовало натуральное хозяйство. Его основанием стала семья, и все обеспечение престарелых граждан и нетрудоспособных членов общества ложилось исключительно на семью и членов семьи, которые могли осуществлять трудовую деятельность и оказывать поддержку другим членам семьи. Также именно в этот период появляются некоторые формы социального обеспечения и поддержки граждан, которые не могут осуществлять трудовую деятельность и не имеет при этом никакого хозяйства. Поэтому в это время развивается благотворительность, санкционируется нищенство. Пенсия была скорее не помощью, а вознаграждением для человека, который сделал свой вклад в развитие страны.
Для исследователей социального обеспечения в России огромное значение имеет изучение того, каким образом социальная помощь и социальная сфера развивались на Руси. Летописи свидетельствуют о том, что после принятия христианства на Руси князь принял решение о том, что каждый человек, который не в состоянии прокормить себя, вправе приходить на княжеский двор и просить для себя то, что ему требуется. Если люди не могли самостоятельно передвигаться и прийти на княжеский двор, то в этом случае им развозили продукты, а также узнавали о том, есть ли в семье или в округе еще бедные и неспособные обеспечить себя. В 996 году был издан Устав о том, что общественное призрение официально назначается тем институтом, который должен заниматься обеспечением тех, кто в этом нуждается. Призрение было поручено надзору и попечительству в лице Патриарха, а также тем структурам, которые были непосредственно подчинены ему.
По мере того, как общество развивалось, и усиливалось значение общественного призрения, более четко стали определяться направления социального обеспечения и социальной сферы. Например, первое направление предполагало движение в сторону уже имеющихся традиций, которые были заложены князем Владимиром, а также другими киевскими князьями. Они на своем собственном примере показали, как можно помогать немощным, совершать благие деяния и покровительствовать убогим и престарелым, детям без родителей и другим страждущим, которые не могут найти помощи в иных сферах. Что касается второго направления, то оно предполагает усиления организующего начала, а также совершенствование масштабов и форм государственного общественного призрения. При этом крайне важно было сохранить традиционную основу, особенно ту, в которой большое значение отводится благотворительной деятельности церковных работников.
Уже к 19 веку в российской законодательной системе было осуществлено деление всех нищих и страждущих на несколько основных категорий:
1. Нищие, которые не могут собственным трудом добывать пропитание по причине тяжелых физических или психических недугов;
2. Те, кто по причине сиротства или в связи с временной нетрудоспособностью не может обеспечить самого себя. Однако, эта категория граждан в принципе может трудиться;
3. Те, кто может трудиться, но при этом остается неимущим из-за собственной лени или дурного поведения;
4. Те, кто случайным образом оказался страждущим, и теперь нуждается в помощи извне, чтобы восстановить свое положение.
Таким образом, социальное обеспечение складывалось на различных исторических этапах развития самого социума. Оно изменялось и трансформировалось в соответствии с теми изменениями, которые происходили в обществе, и сегодня представляет собой совершенную систему, которая опирается на исторические основания социальной сферы.
В советский период некоторые пособия, а также льготы были направлены на то, чтобы частично компенсировать гражданам малую заработную плату, которая была ниже прожиточного минимума, из-за чего люди не имели возможности полноценно удовлетворять свои потребности и интересы. Также в советский период пенсионное обеспечение выступало в качестве одного из мотивационных стимулов к тому, чтобы граждане осуществляли свою деятельность в достаточно сложных условиях, которые связаны с риском для жизни и для здоровья.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014 № 11 -ФКЗ) // «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.12.2001, № 49, ст. 4552.
3. Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
4. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ. (действующая редакция от 28.12.2013)
5. Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы: Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р // СЗ РФ. 2012. № 53 (часть II). Ст. 8029.
6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 6989.
7. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Российская газета, № 296, 31.12.2013.
8. Федеральный закон от 04.12.2013 № 351-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения» // Собрание законодательства РФ, 09.12.2013, № 49 (часть VII), ст. 6352.
9. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4920.
10. Федеральный закон от 29.12.2015 № 384-ФЗ «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2016 год» // Собрание законодательства РФ, 04.01.2016, № 1 (часть I), ст. 4.
11. Федеральный закон от 28.12.2016 № 481-ФЗ «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2017 год» // Собрание законодательства РФ, 02.01.2017, № 1 (Часть I), ст. 22.
12. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3686.
13. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ, № 19, 11.05.1998, ст. 2071.
14. Федеральный закон от 30.11.2011 № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» // Собрание законодательства РФ, 05.12.2011, № 49 (ч. 1), ст. 7038.
15. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Собрание законодательства РФ, 01.04.1996, № 14, ст. 1401.
16. Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3028.
17. Постановление Правительства РФ от 28.03.2014 № 241 «Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2014 г. размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца» // Собрание законодательства РФ, 07.04.2014, № 14, ст. 1634.
18. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, № 53 (ч. 2), ст. 8029.
Специальная литература
19. Аракчеев, В. С. Пенсионное право России / В. С. Аракчеев. - М.: Юридический центр Пресс, 2014. - 384 с.
20. Аранжереев, М. М. Негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного обеспечения России / М. М. Аранжереев. - М., 2014. - 254 с.
21. Беликова, Т.Н. Все о пенсиях / Т.Н. Беликова, Л.Н. Минаева. - М.: СПб: Питер, 2016. - 224 с.
22. Белянинова, Ю. В. Ваша пенсия. Ответы на все вопросы / Ю. В. Белянинова. - М.: Эксмо, 2011. - 320 с.
23. Бушуева, И. В. Современные проблемы системы пенсионного обеспечения в РФ / И. В. Бушуева // Сервис в России и за рубежом. - 2016. - № 1. - С. 273-282.
24. Василёнок, В. Л. Зарубежный опыт пенсионного обеспечения и реформирование пенсионной системы РФ / В. Л. Василёнок, К. С. Мельников. - (Экономика и экономические науки) // Научный журнал НИУ ИТМО. - 2015. - № 2. - С. 10.
25. Галимова, И. В. Пенсионное обеспечение населения России / И. В. Галимова. // Междунарордный научный журнал Инновационная наука. - 2016. № 5. - С. 43-51.
26. Галимова, И. В. Проблемы пенсионной реформы в России / И. В. Галимова. - (Экономика и экономические науки) // Научный журнал Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. - 2015. - № 4. - С. 69-74.
27. Грянченко Т. В. Основные проблемы пенсионной системы РФ и ориентиры ее совершенствования // Труд и социальные отношения / Т. В. Грянченко. - М., 2015. - 183 с.
28. Ерофеева, С. С. Институциональные проблемы реформирования системы пенсионного обеспечения в России / С. С. Ерофеева. - // Известия Российского государственного педуниверситета им. А.И. Герцена. - 2016. - № 120. - С. 290-295.
29. Каминский, П. Л. Финансовая система обязательного пенсионного страхования в России / П. Л. Каминский, В. Г. Павлюченко, С А. Хмелевская. Указ. Соч.; А.К. Соловьев. - М.,2013. - 198 с.
30. Каспарьянц, Н. М. Сущность и содержание системы пенсионного обеспечения/ Н. М. Каспарьянц. - (Экономика и экономические науки) // Концепт. - 2014. - № 05. - С. 15.
31. Каспарьянц, Н. М. Сущность и содержание системы пенсионного обеспечения в России / Н. М. Каспарьянц // Концептуальные основы. - 2015. - № 5. - С. 65-70.
32. Кокорев, Р. А. Негосударственные пенсионные фонды: болевые точки и возможности роста / Р. А. Кокорев // Аналитический вестник (издание Аналитического управления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации). - 2014. - № 11(289). - С. 45.
33. Кот, Е.М. Эволюция Пенсионной системы: тенденции и перспективы развития в условиях социально-ориентированной рыночной экономики / Е. М. Кот // Бухгалтерский учет в бюджетных и экономических организациях. - 2015. - № 11 - С. 4-7.
34. Кузнецова, О. В. Пенсия 2015: порядок расчета и выплаты / О. В. Кузнецова. - М. : Феникс, 2014. - 208 c.
35. Кутепова, К. О. Все о пенсиях. Виды, условия назначения, размер / К. О. Кутепова, А. Г. Степанов. - М.: Омега-Л, 2015. - 144 c.
36. Линева, С. А. Пенсионная реформа в вопросах и ответах / С. А. Линева. - М. : Феникс, 2015. - 128 с.
37. Лушникова, М. В. Курс права социального обеспечения / М. В. Лушникова, А. М. Лушников. - М.: Юстицинформ, 2016. - 656 с.
38. Малинкин, А. С. Пенсионные системы зарубежных стран / А. С. Малинкин // Отечественные записки. - 2015. - № 3 - С. 22-26.
39. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения / Е. Е. Мачульская. - М.: Юрайт, 2016. - 576 с.
40. Михалкина, Е. В. Принципы, механизмы и эффективность современной системы пенсионного обеспечения / Е. В. Михалкина // TerraEconomicus. - 2016. - № 3 - С. 54-63.
41. Павлюченко, В. Г. Социальное страхование / В. Г. Павлюченко. - М., 2014. - 128 c.
42. Панков, Ю. В. Пенсионная система Российской Федерации / Ю. В. Панков. – М.: 2016. - 232 c.
43. Роик, В. Д. Пенсионная система России: история, проблемы и пути совершенствования / В. Д. Роик. - М., 2015 - 116 c.
44. Роик, В. Д. Право социального обеспечения России / В. Д. Роик. - М., 2014. - 209 с.
45. Семенов, В. В. Как получить вторую пенсию в Российской Федерации / В. В. Семенов. - М., 2015. - 84 c.
46. Симонов, А. Н. Соцзащита и проблемы системы пенсионного обеспечения пожилых людей в современной РФ / А. Н. Симонов // Вестник ВГУ. - 2016. - № 1. - С. 100-102.
47. Финогенова Ю. Ю. Пенсионное страхование / Ю. Ю. Финогенова. - М., 2014. - 203 с.
48. Чеснокова, Ю. В. Становление пенсионного обеспечения в России в XVI - Начале XX вв. / Ю.В. Чеснокова. - (Государство и право. Юридические науки) // Известия ПГПУ им. В. Г. Берлинского. - 2014. - № 28. - С. - 173-175.
49. Шевченко М.В. Реформирование пенсионной системы РФ // Science Time. - 2015. - №12 (24). - C. 880-885.
50. Болотская Д.В. Опыт формирования систем пенсионного обеспечения в развивающихся странах мира // Экономика промышленности. - 2014. - № 2 (66). - С. 53-67.
51. Захаров М.Л. Международные стандарты и российская пенсионная система / М.Л. Захаров // Журнал российского права. - 2012. - № 9 (189). - С. 5-18.
52. Киоркова А.Д. Изменения в пенсионной реформе 2014 года / // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2013. - № 6. - С. 25-26.
53. Милоенко Е.В. Пенсионная реформа в России: достойная старость или бедность /// Научно-исследовательские публикации. - 2013. - № 3. - С. 74-78.
54. Островский Н.В. О пенсионной системе и пенсионной реформе. //Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2013. - № 4-1. - С. 8-13.