Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одним из наиболее актуальных социально-нравственных вопросов современности, становится вопрос о положении инвалидов и/или людей с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) как «равных среди равных» и о создании доступной среды в истинно гуманном и инклюзивном обществе. Одним из направлений стратегии развития системы дошкольного образования до 2020 года является работа с детьми с возможными трудностями в развитии.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» (N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года), Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17.10.2013г.), Профессиональный стандарт педагога (Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г.) предъявляют современному педагогу дошкольных образовательных организаций новую трудовую функцию – работу с детьми с ОВЗ в рамках инклюзивного образования. К детям с ОВЗ относятся и дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), группа которых представляется одной из наиболее «сложных» относительно состава и вариаций нарушения. В процессе воспитания ребенка с ОВЗ, педагоги и родители неизбежно сталкиваются с проблемой социализации и адаптации ребенка в обществе. На данный момент не все организации готовы принять детей с подобными проблемами, педагоги-практики ДОО затрудняются выстраивать взаимодействие с дошкольниками, имеющими трудности в развитии, помимо этого и не все дети с ОВЗ зачастую готовы к одномоментному включению в детский коллектив. Поэтому перед педагогами встает проблема «щадящего» включения ребенка в группу сверстников. Одним из перспективных направлений в рамках обозначенной «щадящей» работы по адаптации, социализации, коррекции и развитию, в частности дошкольников, является применение методов арт-терапии. Данное направление обширно по своей наполненности и позволяет варьировать применение арт-терапевтических методов в зависимости от сложности нарушения и развития ребенка.
Наиболее благоприятным для коррекции нарушенных психических функций и предупреждения дальнейшего аномального развития является дошкольный возраст. В то же время диагностика и коррекция нарушений речи у дошкольников с НОДА имеет известные трудности как в силу сложности этого заболевания, так и в связи с недостатком специальных знаний по данной проблеме. Кроме того, существует необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей психолого-педагогической коррекционно-развивающей работы, что и обуславливает актуальность и выбор темы исследования: «Арт-терапевтические методы в программе психолого-педагогической реабилитации дошкольников с НОДА». Актуальность исследования обусловлена также необходимостью продолжения теоретической и экспериментальной работы по изучению вопросов связанных с поиском путей реабилитации дошкольников с НОДА.
Объект исследования: программа психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей с НОДА дошкольного возраста.
Предмет исследования: арт-терапевтические методы в психолого-педагогической реабилитации (абилитации) дошкольников с НОДА.
Цель исследования: разработать психолого-педагогическую программу реабилитации (абилитации) детей с НОДА с включением арт-терапевтических методов, на основе определения особенностей эмоционально-аффективной сферы дошкольников с НОДА.
Цель исследования: разработать психолого-педагогическую программу реабилитации (абилитации) детей с НОДА с включением арт-терапевтических методов.
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогические особенности детей с НОДА;
- описать направления психолого-педагогической реабилитации дошкольников с НОДА;
- рассмотреть методы арт-терапии в психолого-педагогической реабилитации дошкольников с НОДА;
- проанализировать прикладные аспекты использования арт-терапевтических методов в программе психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей с НОДА дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования являются работы Э.С.Калижнюка, В.В. Ковалева, К.А. Семеновой. Вопросами особенности психического развития детей дошкольного возраста занимались И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, Н.В. Симонова и др.), описывал метод коррекции деятельности у детей с НОДО Метод Войта.
Клинико-психолого-педагогические особенности этой группы детей были рассмотрены в трудах A. Р. Лурия, М.В. Ипполитовой, Э.С. Калижнюк, И.Ю. Левченко, И.И.Мамайчук, О.Г.Приходько, Н.В. Симоновой.
Вопросами особенности психического развития детей дошкольного возраста занимались И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, Н.В. Симонова и др., описывали методы коррекции деятельности у детей с НОДА (Э.С.Калижнюк, Е.М. Мастюкова, М. Хари).
Методы исследования: теоретический анализ и синтез, наблюдение, тестирование по методикам.
1.Карта наблюдения А.Г. Долговой;
2.Проективная методика «Кактус»;
3.Тест тревожности Р.Тэммл, М. Дорки, В.Амен;
4.Тест – сказка «Дурной сон» Л. Дюсс.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в научной, преподавательской, диагностической, реабилитационной работе психологов и педагогов с детьми с НОДА и их семьями.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПРОГРАММЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ (АБИЛИТАЦИИ) ДЕТЕЙ С НОДА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогические особенности детей с НОДА
Нарушения опорно-двигательного аппарата довольно разнообразны. При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата, у большинства детей с НОДА наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Нарушения функций опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5 –7 % детей и могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей этой категории отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.
В зависимости от причины и времени действия вредных факторов отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата:
1)Заболевания нервной системы: ДЦПи полиомиелит
2)Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз (врожденное уродство).
3) Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения головного мозга, спинного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит);системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).
К нарушениям ОДА также относят: нарушение мышечного тонуса (гипо-; гипер-); ограничение или невозможность произвольных движений (парезы, параличи); наличие насильственных движений (гиперкинезы, тремор); нарушение равновесия и координации движений; нарушение ощущения движения (кинестезия); недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных рефлексов (стато-кинетических); синкенезии (непроизвольные содружественные рефлексы). Примерно 89% детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата страдают церебральным параличом. Особенностью таких детей является то, что у них двигательные расстройства нередко сопровождаются комплексом других нарушений: психическими и речевыми. Поэтому такие дети нуждаются не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции[19, с.4].
При органической задержке психического развития у детей с ДЦП может выявляться вторичная задержка развития, которая может быть связана с дефектностью двигательной и речевой сферы, и так же с условиями окружения и воспитания ребенка. Задержка главным образом выявляется на начальных этапах обучения и характеризуется нехваткой знаний и представлений об окружающем мире, отставанием формирования высших корковых функций и вербального мышления. У большинства детей с церебральным параличом возникают проблемы с формированием одной из наиболее сложно организованных психических функций – речи. Эти проблемы могут быть различного порядка: полное отсутствие речи, искаженное ее формирование, обусловленное болезнью своеобразие. Частота нарушений речи при ДЦП велика, так как они вызываются и повреждением двигательных механизмов речи, и расстройством смежных психических функций, и спецификой взаимодействия больного ребенка с окружающими. Именно поэтому в разных странах специалисты утверждают, что логопед должен начинать работу с таким ребенком как можно раньше, практически со времени постановки диагноза «детский церебральный паралич».
Рассмотрим особенности развития познавательных процессов и личностных компонентов детей с НОДА.
Внимание детей с НОДА характеризуется неустойчивостью. Дети повышено отвлекаемы, недостаточно сконцентрированы на объекте. Недостатки внимания сказываются негативно и на процессах ощущения и восприятия. Так как формирование образов окружающего мира осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений, недостаточность психической сферы значительно снижает у детей качество знаний и представлений об окружающем мире. В частности, особенности развития внимания и памяти, ведут к медленному накоплению знаний и умений[4, с.31].
У многих детей отмечаются нарушения восприятия и формирования пространственных и временных представлений, схемы тела. Следует отметить, что у большинства этих детей имеются достаточные потенциальные возможности развития высших психических функций, но, физические недостатки (нарушения двигательных функций, слуха, зрения), нередко множественные: речедвигательные трудности, астенические проявления и ограниченный запас знаний вследствие социально-культурной депривации, порой не дают раскрыться этим возможностям[7, с.43].
У большинства учащихся отмечаются нарушения умственной работоспособности, которые, проявляются двумя вариантами[5]:
1)стойкое равномерное снижение работоспособности, астенические проявления. У таких детей низкая активность восприятия учебного материала, ослабленное внимание. У детей быстро наступает психическое истощение, на которое ребенок может реагировать вспышками раздражения, активным избеганием от контакта или полным отказом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом / Е.Ф. Архипова. – М.: Просвещение, 2010. – 77 с.
2. Арт-терапия в эпоху постмодернизма / под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Речь, 2012. – 221 с.
3. Вараксина А. В. Анализ программ коррекции страхов у младших школьников средствами арт-терапии / А. В. Вараксина // Молодой ученый. – 2015. – № 21. – С. 700-703.
4. Варенова Т.В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями: учебно-метод. пособие / Т.В. Варенова. – М.: Форум, 2012. – 272 с. С.31
5. Власова Т.А. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушением ОДА / Т.А. Власова. – М.: Просвещение. – 2005. – 245 с.
6. Грозина В. А. Возможности игровых и рисуночных техник для развития эмоционального интеллекта старших дошкольников [Текст] / В.А. Грозина // Научный диалог. – 2012. – №6. – С. 85-93.
7. Дементьева И.Ф. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы [Текст] / И.Ф. Дементьева, С.А.Сопыряева // Социальная педагогика. – 2012. – № 2. – С. 43-47.
8. Деркач О. Феномен и исторические источники развития арт-терапии // Мастер класс: Теория, практика, поиск. – №1. – 2010. – С. 8-9.
9. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для вузов / М.В. Жигорева. – М.: Аcademia, 2006. – 239 с.
10. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по креативной терапии. - СПб.: Питер, 2011. - 280 с.
11. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путешествие в страну сказок, 2011. - 500 с.
12. Калинина А. А. Использование арт-терапии в коррекции эмоциональной напряженности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / А.А. Калинина // Вестник СамГУ. – 2010. – №77. – С. 223-225.
13. Крамер Э. Арт-терапия в работе с детьми // пер. с англ. Е. Макаровой. – М.: Генезис, 2014. – 320 с.
14. Кисилева Т.Ю. Педагогическая арт-терапия как средство социокультурного становления личности / Т.Ю. Кисилева //: Социокультурные проблемы современного человека: сборник материалов III международной научно-практической конференции, 22-26 апреля 2018 / ред. О.А. Шамшикова, Н.Я. Большунова. – Новосибирск: Новосибирский ГПУ, 2019. – Ч. 3. – С. 47–52.
15. Колмогорцева Н.Н. Арт-терапия в работе с педагогическим коллективом / Н.Н. Колмогорцева // Вестник Шадринского государственного педагогического института: научный журнал. – 2014. – № 2. – С. 82–87.
16. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: Академия, 2001. — 192 с.
17. Николаева В. В. Использование средств арт-терапии в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников / В. В. Николаева, А. Е. Байкенова // Актуальные проблемы современности: наука и общество. – 2015. – №4 (9). – С. 34-38.
18. Никитин В.Н. Арт-терапия / В. Н. Никитин. – М.: Когито-центр, 2014. – 336 с.
19. Организация и содержание психолого-педагогической работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата: методические рекомендации с использованием опыта работы МАДОУ «Детский сад № 8 компенсирующего вида» г. Сыктывкара [Электронный ресурс] / [сост. А. В. Королева] ; Мин-во образования Респ. Коми, Коми респ. ин-т развития образования. – Сыктывкар: КРИРО, 2015. – 63 с.
20. Пурнис Н.Е. Арт-терапия в развитии персонала / Н.Е. Пурнис. – СПб. : Речь, 2018. – 176 с.
21. Попова Е.В. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебно-практическое пособие / Е.В. Попова. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гумна.-пед. ун-та, 2016. – 149с
22. Соколова Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н.Д. Соколова, Л. В. Калинникова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011. – 448 с.
23. Хрисанова, Е. Артпедагогика в системе современного воспитания / Е. Хрисанова, Н. Сергеева // Народное образование: Российский общественно-педагогический журнал. – 2013. – № 7. – С. 137–139.
24. Mancini G., Agnoli S., Baldaro B., Pio E. Ricci Bitti, Surcinelli P. Facial Expressions of Emotions: Recognition Accuracy and Affective Reactions During Late Childhood. The Journal of Psychology, 2013, 147(6), 599-617.