Фрагмент для ознакомления
2
предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
Таким образом, в зарубежных странах практика муниципальных закупок демонстрирует более высокий уровень организации всех процессов взаимодействия субъектов закупок и обеспечения их интересов. Более детально осуществлено распределение полномочий и ответственности на разных уровнях власти относительно обеспечения закупок для нужд государственных и муниципальных учреждений. Данный опыт интересен для российских условий и представляется целесообразным адаптировать некоторые его элементы.
Зарубежный опыт муниципальных закупок представляет положительный образец для формирования и развития многих процессов организации работы органов местной власти с муниципальными заказами и повышения эффективности использования муниципальных бюджетов, а также решения социальных задач территории.
Таким образом, в данной главе определено, что муниципальные закупки – это важный аспект повышения качества выполнения муниципальных заказов с учетом интересов местного населения и объективного выбора исполнителей и поставщиков.
Также определено, что планирование муниципальных закупок – это сложный и объективно необходимый процесс, направленный на обеспечение высокого качества закупаемых товаров и услуг, обеспечение регламентации всех этапов закупок и объективности принятия решений, а также исключение дискриминации их поставщиков и производителей.
Организация муниципальный закупок осуществляется согласно следующей схеме (рис.4):
Рисунок 4. - Схема организации муниципальных закупок
Согласно данной схеме организация муниципальных закупок осуществляется по двухуровневой системе. Правовая и методическая основа позволяет сформировать необходимые процессы взаимодействия муниципального органа и поставщика товаров и услуг и обеспечить законность и экономическую эффективность закупок.
Организационная основа обеспечивает непосредственное взаимодействие поставщика и органа власти, обеспечивает открытость и законность электронного тендера или аукциона, принятие решения по поставщику и заключение контракта.
Важным аспектом организации муниципальных закупок является кадровое обеспечение. До последнего времени механизм муниципальных закупок не требовал серьезных трудовых затрат, однако в связи с изменениями в законодательстве объем работ по организации муниципальных закупок существенно возрос, что обусловило необходимость поиска специалистов с соответствующими знаниями и навыками.
Так как данный вид профессиональной деятельности достаточно новый и образовательные учреждения фактически не осуществляют подготовку специалистов по данному направлению, то муниципальным органам Ленинградской области пришлось производить ротацию кадров с целью поиска специалистов, которых можно обучить и использовать для осуществления данного вида работ.
Среди основных проблем организации муниципальных закупок можно выделить следующие:
- недостаточный уровень правового обоснования муниципальных закупок, обусловленный практическим отсутствием местных нормативно-правовых актов и методических материалов;
- сложный организационный механизм проведения муниципальных закупок,
- кадровый дефицит муниципальных органов власти, вызванный нехваткой обученных специалистов,
- большой объем работ по обеспечению муниципальных закупок,
- сложность процедуры подготовки для потенциального поставщика к участию в муниципальных закупках,
- отсутствие адаптированных к местным условиям методик расчета экономической эффективности муниципальных закупок .
В результате дублирования одних и тех же процессов информационными системами будет увеличиваться трудоемкость работ, связанных с процессом планирования и размещения закупок государственными заказчиками регионов. В данном случае речь идет не только о затратах времени сотрудников на внесение данных о закупках в региональную систему, сколько о переобучении сотрудников в результате модернизации программных продуктов под стать требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
На современном этапе организация муниципальных закупок находится в стадии развития и формируется система, которая постоянно совершенствуется.
ГЛАВА 2. Разработка предложения по совершенствованию системы управления закупками для муниципальных нужд на примере Всеволожского района Ленинградской области
2.1. Общий анализ построения системы закупок для муниципальных нужд в МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области.
Контрольным органом в сфере закупок на муниципальных территории Всеволожского района Ленинградской области является Администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области. Данная задача поступательно решается посредством организации системы муниципальных закупок, разработки региональных нормативно-правовых актов и методических рекомендаций, внедрению инноваций в технологию и процесс организации закупок.
Систему нормативно-правовых основ организации муниципальных закупок во Всеволожском районе Ленинградской области можно представить в виде структурированной схемы (рис.5):
Рисунок 5. Система нормативно-правового регулирования организации муниципальных закупок во Всеволожском районе Ленинградской области
Регламентация организации муниципальных закупок во Всеволожском районе Ленинградской области осуществляется на основе действующего федерального и регионального законодательства.
Следует отметить, что представленный перечень нормативно-правовых актов не является исчерпывающим и постоянно расширяется.
Однако особенностью Всеволожского района Ленинградской области является неразвитость нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, что свидетельствует об их низкой правовой активности и необходимости стимулирования правотворческой деятельности. Основой нормативно-правовой базы в сфере муниципальных закупок в Ленинградской области являются федеральные законы.
В то же время актуальность данной работы обоснована высоким уровнем спроса на регламентацию некоторых процессов проведения муниципальных закупок с учетом местных условий и специфики, обеспечения более высокого уровня правовой защиты муниципальных контрактов. Отражение данной тенденции мы можем увидеть в Постановлениях Правительства Ленинградской области.
В Ленинградской области в рамках построения региональной контрактной системы было проведена работа в сфере нормативно-правового регулирования контрактной системы. Это было необходимо для нормального осуществления деятельности органов и реализации своей деятельности при решении вопросов, находящихся в их ведении. Без нормативного регулирования это стало бы невозможным.
Несмотря на первостепенную роль федеральных законов в сфере закупок необходимо бы развитие нормативно-правового регулирования на уровне региона с учетом специфики его развития. Эффективность управления напрямую зависит от совершенствования процессов организации, планирования и процедур закупок, их контроля .
Аппарат управления структурирован следующим образом:
Рисунок 6. Организация управления муниципальными закупками в Администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области
Таким образом, в данном структурном подразделении всего три специалиста, которые ведут работу по организации муниципальных закупок и внесению информации в электронную систему.
Данные о муниципальных закупках отражаются на официальном сайте Администрации Всеволжского района Ленинградской области (рис.4):
Рис.7. Скрин вкладки муниципальных закупок Администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области
Таким образом, муниципальные закупки во Всеволожском районе Ленинградской области – достаточно новое направление деятельности муниципальных организаций и предприятий, в то же время, показавшее свою инновационность и эффективность. Развитию данного направления способствует не только воля руководящего звена, политика Правительства Российской Федерации, но и осознание местным руководством эффективности и значимости процесса оптимизации муниципальных закупок. В связи с этим особое внимание уделяется формированию соответствующей нормативно-правовой базы.
Ранее данные о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, не размещались.
Далее рассмотрим уровень открытости муниципальных закупок, осуществляемых в Ленинградской области. Данный информационный срез проводился органами региональной власти методом анализа действующих нормативно-правовых актов и их размещения на отрытых ресурсах (рис.5).
Рисунок 8. Данные о размещение на официальном сайте правового акта, утверждающего нормативные затраты по федеральным государственным органам и внебюджетным фондам
Таким образом, очевидной становится проблема о незаконном не информировании заинтересованных лиц о нормативных затратах по федеральным государственным органам и внебюджетным фондам.
Одним из важных методов оценки эффективности муниципальных закупок в Ленинградской области является анализ экономии бюджетных средств, который демонстрирует насколько правильно муниципалитеты используют механизм муниципального заказа для обеспечения экономической эффективности расходования бюджетных средств.
Согласно данной диаграмме более 30% муниципальных контрактов имеют высокий уровень экономии более 9,04%. Данная форма оценки позволяет выделить муниципальные образования, в которых данный показатель слишком низкий и предпринять меры по исправлению данной ситуации.
Таким образом, выявлено, что в Ленинградской области сформирован организационный механизм осуществления муниципальных закупок, регламентируемый системой нормативно-правовых актов и направленный на оптимизацию и экономию бюджетных расходов местных органов власти.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст (по состоянию на 01.06.2016 г.)./ М.: ИНФРА-М, 2016, - 218 с.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 года № 145-ФЗ /// СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173022/.
3. Федеральный закон от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2005. - № 30. - ч. 1. - Ст. 3105.
4. ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС Консультант-плюс. СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173022/.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173022/.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «Консультант Плюс».– Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173022/.
7. Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173022/.
8. Федеральный закон от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173022/.
9. Указ президента РФ 31 июля 2008 года «Об утверждении Национального плана противодействию коррупции на 2010-2011 гг.» // СПС «Консультант Плюс».–Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173022/.
10. Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 года № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов» // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173022/.
11. Приказ Минэкономразвития / Казначейства России № 761/20н от 27.12.2011 года «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказа» // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173022/.
12. Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 года № 926 «Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)» // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173022/.
13. План проведения проверок контрольным органом в сфере закупок в первом полугодии 2015года. Наименование контрольного органа в сфере закупок:Администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области. // Официальный сайт Муниципального Образования «Всеволожский муниципальный район» // http://www.vsevreg.ru/orders/
14. Абросимова О.В. Некоторые проблемы правового регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд / О.В. Абросимова. // Вестник Самарской гуманитарной академии. - Серия: Право. - 2014.- № 2(16). - С. 64-66.
15. Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование / Л.В. Андреева. - М.: ВолтерсКлувер. 2009. – 296 стр.
16. Андрианова В.Н. История становления и развития правового регулирования государственных закупок в электронной форме в Российской Федерации / В.Н.Андрианова. // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2015. - № 27. - С. 23-26.
17. Анчишкина О.В. Особенности ценообразования в закупках // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. - 2015. - №2. - С.56-60.
18. Баранникова Е.С. Понятие, сущность и содержание гражданско-правового регулирования закупочных отношений в Англии, США и Российской Федерации // Бизнес в законе. - 2014. - № 2. - С. - 160-164.
19. Баранникова Е.С. Проблемы нормативного регулирования тендеров: английская практика // Пробелы в российском законодательстве. -2014.- № 3. -С. 31-35.
20. Баскакова Н.М. Централизация государственных и муниципальных закупок – основа повышения эффективности системы размещения заказов // Вестник АКСОР. - 2011.- № 1. - С. 109-112.
21. Белов В.Е. Нормирование в системе планирования государственных и муниципальных закупок: экономико-правовые аспекты// Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - №4. - С.57-62.
22. Зайцев В. И. К вопросу о совершенствовании регулирования сферы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 438-440
23. Золотарева А.Б. Рациональна ли существующая система централизации закупок? // Юридические исследования. - 2015. - № 12. - С.19-41.
24. Кривенчук Е. О. Формирование системы управления муниципальными закупками в Ленинградской области // Молодой ученый. - 2016. - №14. - С. 356-358.
25. Маковлева Е.Е. Актуальные вопросы применения национального режима в сфере государственных и муниципальных закупок // Вестник ОрелГАУ. - 2015. – №3. – С. 54-56.
26. Мамедова Н.А., Щербакова К.С. Оценка результативности деятельности ФАС России по осуществлению контроля в сфере государственных закупок // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право».- 2016. - №2.- С.33-41.
27. Медведева Н. Г. Проблемы правового обеспечения сферы управления государственными и муниципальными закупками // Инновационная наука. 2015.- № 5–3. С. 115-119.
28. Нестеров Н.В. Эффективность государственных закупок: «экономика должна быть» // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение – 2015 - №40.- С.58-63.
29. Национальный план противодействия коррупции // Российская газета - Федеральный выпуск №4721 (0). [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2008/08/05/plan-dok.html (Дата обращения: 22.05.2017)
30. Новый уровень контроля. Интервью начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Татьяны Демидовой // Бюджет.- 2016.- №. 4. – С. 23.
31. Отчет РАНХиГС при Президенте РФ о НИР по теме «Формирование и развитие контрактной системы в сфере закупок в субъектах Российской Федерации» // Москва, РАНХиГС, 2015.- 312 с.
32. Першин Д. А. Инфраструктура государственных и муниципальных закупок // Социально-экономические явления и процессы. 2014.- № 1.- С. 67–72.
33. Петров Д.А. Контрактная система в сфере закупок и публичные закупки как способы государственного воздействия на экономику. Конкурентное право. - 2013.- №3. - С 3.
34. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // [Электронный ресурс]. URL: http://asozd2.duma.gov.ru. (Дата обращения: 22.05.2017)
35. Проблемы закупки у единственного поставщика согласно ФЗ №44-ФЗ // Тендер РТС. Электронная площадка России. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.rts-tender.ru/HtmlView/HtmlView.aspx?ItemId=1277 (дата обращения: 30.05.2017).
36. Саакян Т.В., Хабаев С.Г., Крадинов П.Г. Нормирование государственных закупок как инструмент их интеграции с бюджетным процессом // Финансовый журнал. - 2015. - №5. - С. 5-10.
37. Сорокина Н.П. Механизмы и процедуры государственных и муниципальных закупок и особенности их применения // Современные научные исследования и инновации. 2015. - № 7 - [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56664 (дата обращения: 19.05.2017).
38. Червяковский А. В. Актуальные проблемы официального опубликования нормативных правовых актов // Юридическая техника. - 2012. - №6.- С. 662.
39. Официальный сайт Администрации Всеволожского района Ленинградской области (Дата обращения: 22.05.2017)
40. Официальный сайт Государственной информационной системы. - Электронный источник. Режим доступа: URL: http://zakupki.nso.ru/ (Дата обращения: 22.05.2017)
41. ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ Электронный источник. Режим доступа: URL: https://www.pro-goszakaz.ru /(Дата обращения: 22.05.2017)
42. Pierre-Henri Morand. SMEs and public procurement policy / P-H Morand // Revie of Econjmic Design.- 2003. - №8. - С. 301 - 318.