Фрагмент для ознакомления
2
8. утилизацию товара.
К структурным показателям ресурсоемкости относятся показатели, характеризующие долю ресурса на каждой из стадий жизненного цикла единицы товара или за весь период жизненного цикла.
К относительным показателям ресурсоемкости относятся показатели расхода ресурса на единицу качества продукции или товара.
К удельным показателям ресурсоемкости относятся показатели, показывающие расход ресурсов или их совокупности на отдельной стадии жизненного цикла товара на единицу его полезного свойства, например, расход материала на единицу мощности электродвигателя, расход материала или совокупных производственных или эксплуатационных затрат.
По перечисленным группам показателей конкурентоспособности выполняются расчет, оценка, анализ и нормирование уровня конкурентоспособности продукции и товаров. С этой целью осуществляются сбор и систематизация исходной информации по тем же показателям сначала по конкурентам, а затем по анализируемым товарам и организациям. Если инвестор еще не определился с выбором будущего товара, он должен установить для себя нормативы по параметрам конкурентов, спрогнозированным на период выхода на рынок с новым товаром.
2. Анализ деятельности и оценка конкурентоспособности продукции ООО «Элемент Трейд»
2.1. Общая характеристика и анализ финансово-хозяйственных показателей предприятия
Организационно-правовая форма анализируемого предприятия - общество с ограниченной ответственностью (ООО) – одна из простых форм при создании и управлении. Исходя из этого, можно определить конкурентные преимущества ООО «Элемент Трейд»: возможность заниматься предпринимательством в качестве юридического лица, ограничение предпринимательского риска размером уставного капитала, легкая возможность привлечения инвестиций и расширения бизнеса за счет инвестирования, а регистрация магазина – сравнительно несложная юридическая процедура.
Помещения объекта исследования делятся на 5 групп:
1. Торговое помещение ООО «Элемент Трейд».
2. Помещения для приемки, хранение и подготовки товаров к продаже:
3. Подсобные помещения:
4. Административно – бытовое:
На ООО «Элемент Трейд» разработана и принята политика в области качества, которая согласуется с назначением предприятия и включает обязательства соответствовать требованиям и постоянно совершенствовать Систему менеджмента качества.
Управление персоналом ООО «Элемент Трейд» осуществляет один специалист, выполняющий соответствующую функцию, в качестве работника кадровой службы. Цель отдела кадров ООО «Элемент Трейд» - это способствование достижению целей ООО «Элемент Трейд» путем обеспечения ее необходимыми кадрами и эффективного использования их квалификации, опыта, мастерства, работоспособности, творческого потенциала. Основными задачами отдела кадров ООО «Элемент Трейд» являются:
организация отбора, набора и найма персонала, необходимой квалификации и в требуемом объеме;
создание эффективной системы штатных сотрудников;
разработка карьерных планов сотрудников;
разработка кадровых технологий и др.
В магазине ООО «Элемент Трейд» используются следующие методы продаж:
1. Самообслуживание. Товары в торговом зале ООО «Элемент Трейд» открыто выставлены на торговом оборудовании. Покупатель имеет свободный доступ к товару, может его рассмотреть, ознакомиться с интересующими сведениями, содержащимися на упаковке и ценнике товара, не прибегая к помощи продавца.
2. Продажи через прилавки обслуживания. В магазине ООО «Элемент Трейд» организуют продажу товаров, требующих нарезки и взвешивания продавцами в присутствии покупателей, через прилавки обслуживания, расположенные в зале самообслуживания. Оплата за эти товары производится в едином контрольно-кассовом узле.
Кассовые кабины ООО «Элемент Трейд» располагают так, чтобы контролеры-кассиры были обращены лицом в сторону торгового зала, а при использовании современных кассовых боксов — лицом к покупателю и боком к торговому залу.
При этом соблюдаются следующие параметры:
место для прохода одного человека с корзиной составляет 2-2,5 м;
соотношение ширины прохода и высоты оборудования – 3 : 4.
Привлечению внимания покупателей к различным видам особой выкладки товаров в ООО «Элемент Трейд» способствуют следующие факторы:
движение покупателей;
цвет;
массовость;
указатели, объявления и рекламные плакаты в местах продажи.
Для изменения существующего положения вещей необходимо провести работу по совершенствованию методов продажи товаров, это направление соответствует улучшению системы сбыта ООО «Элемент Трейд», а, следовательно, повышает его конкурентоспособность.
Анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли проводится на основе отчета о финансовых результатах.
Динамика финансово - экономической деятельности ООО «Элемент Трейд» за 2014-2016гг приведена в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Динамика финансово-экономической деятельности ООО «Элемент Трейд» за 2014-2016 гг.
Доходы и расходы по обычным видам деятельности Значение показателя, тыс. руб. Абсолютное изменение 2016-2015, тыс. руб. Темп роста 2016/2015, % Абсолютное изменение 2016-2014, тыс. руб. Темп роста 2016/2014, %
2014 2015 2016
Выручка 479112 547685 545468 -2217 99,6 66356 113,8
Себестоимость продаж 451664 522804 532664 9860 101,9 81000 117,9
Валовая прибыль (убыток) 27448 24881 12804 -12077 51,5 -14644 46,6
Прибыль (убыток) от продаж 27448 24881 12804 -12077 51,5 -14644 46,6
Проценты к получению 213 922 150 -772 16,3 -63 70,4
Проценты к выплате 20 1000 980 5000,0 1000
Прочие доходы 6924 3504 2937 -567 83,8 -3987 42,4
Прочие расходы 9972 5929 4447 -1482 75,0 -5525 44,6
Прибыль (убыток) до налогообложения 24613 23358 10444 -12914 44,7 -14169 42,4
Текущий налог на прибыль 5902 5484 2749 -2735 50,1 -3153 46,6
Существенное отклонение налоговых обязательств 12 28 188 160 671,4 176 1566,7
Существенное отклонение налоговых активов 159 80 174 94 217,5 15 109,4
Прочее 18 21 -21 0,0 -18 0,0
Чистая прибыль (убыток) 18840 17905 7681 -10224 42,9 -11159 40,8
В 2016 году выручка предприятия составила 545468 тыс. руб., что выше данного показателя в 2014 году на 13,8%. По сравнению с 2015 годом выручка компании снизилась на 2217 тыс. руб. (0,4%).
На протяжении 2014-2016гг. отмечен рост себестоимости продаж. В 2014 году данный показатель равнялся 451664 тыс. руб., а в 2016 году – 532664 тыс. руб. (рост на 17,9%).
Снижение выручки и стремительный рост себестоимости продаж привели к снижению валовой прибыли предприятия ООО «Элемент Трейд» на протяжении рассматриваемого периода. В 2016 году валовая прибыль предприятия составила 12804 тыс. руб., что на 53,4% ниже, чем в 2014 году.
Негативной тенденцией деятельности ООО «Элемент Трейд» является резкое снижение чистой прибыли на протяжении 2014-2016 гг.
В 2014 году чистая прибыль предприятия равнялась 18840 тыс. руб., а в 2016 году 7681 тыс. руб. (за период снизилась на 59,2%).
Структура актива баланса ООО «Элемент Трейд» приведена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 - Структура актива баланса ООО «Элемент Трейд»
за 2014-2016 гг.
Из рис.2.2 видно, что для предприятия свойственной является «легкая» структура баланса, т.е. оборотные средства значительно превышают внеоборотные. Анализ динамики актива баланса ООО «Элемент Трейд» приведен в таблице 2.2
Таблица 2.2.
Анализ динамики актива баланса ООО «Элемент Трейд»
Актив 2014 2015 2016 Абс. изменение 2015-2014 Абс. изменение 2016-2015 Темп роста, % 2015/2016 Темп роста,% 2016/2015
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Нематериальные активы 1067 510 -557 -510 47,8 0,0
Основные средства 21465 26577 26412 5112 -165 123,8 99,4
Доходные вложения в материальные ценности 1361 194 -1167 -194 14,3 0,0
Отложенные налоговые активы 1433 1500 1674 67 174 104,7 111,6
Итог по разделу I. 25327 28782 28086 3455 -696 113,6 97,6
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Запасы 17864 27863 35283 9999 7420 156,0 126,6
Дебиторская задолженность 57171 111913 110597 54742 -1316 195,8 98,8
Денежные средства 12110 10668 6845 -1442 -3823 88,1 64,2
Прочие оборотные активы 2531 3286 3620 755 334 129,8 110,2
Итог по разделу II. 89675 153729 156346 64054 2617 171,4 101,7
БАЛАНС 115002 182511 184431 67509 1920 158,7 101,1
С таблицы 2 видно, что основную сумму внеоборотных активов формируют основные средства. Основные средства в 2014 году составили 21465 тыс. руб., в 2015 году – выросли на 23,8% и составили 26577 тыс. руб. В 2016 году отмечена негативная тенденция к снижению основных средств. Сумма основных средств в 2016 году по сравнению с 2015 годом снизилась на 165 тыс. руб. (0,6%).
Оборотные активы предприятия на протяжении 2014-2016гг постоянно увеличивались. Так в 2014 году оборотные активы составили 89675 тыс. руб., в 2015 году – выросли на 71,4%. В 2016 году оборотные активы предприятия выросли на 1,7 % и равнялись 156346 тыс. руб.
В целом валюта баланса ООО «Элемент Трейд» на протяжении 2014-2016 гг. постоянно растет.
Структура пассива баланса за 2014-2016 гг. показана на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 - Структура пассива баланса за 2014-2016 гг.
По рис. 2.3 видно, что основную часть в структуре баланса занимают капитала и резервы (собственные средства). Негативной тенденцией является увеличение доли краткосрочных обязательств в 2015-2016 гг. по сравнению с 2014 годом.
Динамика показателей пассива баланса ООО «Элемент Трейд» за 2014-2016 гг. показана в таблице 3.
Таблица 2.3
Динамика показателей пассива баланса ООО «Элемент Трейд» за 2014-2016 гг.
Пассив 2014 2015 2016 Абс. изменение, тыс. руб. 2015-2014 Абс. изменение, тыс. руб. 2016-2015 Темп роста, % 2015/2014 Темп роста, % 2016/2015
III.КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
Уставный капитал 1658 1658 1658 0 0 100,0 100,0
Добавочный капитал 289 289 289 0 0 100,0 100,0
Резервный капитал 83 83 83 0 0 100,0 100,0
Нераспределенная прибыль 76634 91154 94930 14520 3776 118,9 104,1
Итог по разделу III. 78664 93184 96960 14520 3746 118,5 104,0
ІV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Отложенные налоговые обязательства 120 143 331 23 188 119,2 231,5
Итого по разделу ІV. 120 143 331 23 188 119,2 231,5
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Заемные средства 9000 27000 9000 18000 300
Кредиторская задолженность 29014 72588 51694 43574 -20894 250,2 71,2
Оценочные обязательства 7204 7596 8447 392 851 105,4 111,2
Итог по разделу V. 36218 89184 87141 52966 -2043 246,2 97,7
БАЛАНС 115002 182511 184431 67509 1920 158,7 101,1
С таблицы 3 видно, что пассивы баланса имеют тенденцию к росту. Так в 2014 году валюта баланса равнялась 115002 тыс. руб., в 2015 году она выросла на 58,7% и составила 182511 тыс. руб. В 2016 году валюта баланса по сравнению с 2015 годом выросла на 1,1 % и равнялась 184431 тыс. руб.
Уставной капитал на протяжении 2014-2016 гг. остался без изменений и был равен 1658 тыс. руб.
Нераспределенная прибыль в 2014 году равнялась 76634 тыс. руб. Под влиянием постоянного роста, в конце 2016 года ее показатель составил 94930 тыс. руб.
Долгосрочные обязательства занимаю меньше 1% в структуре пассива. Краткосрочная кредиторская задолженность в 2015 году по сравнению с 2014 годом выросла на 43574 тыс. руб. (250,2%), что свидетельствует о возникновении новых обязательств предприятия. А в 2016 году по сравнению с 2015 годом отмечено снижение суммы краткосрочной задолженности до 87141 тыс. руб.
Привлечение заемных средств в оборот предприятия – явление нормальное. Это содействует временному улучшению финансового состояния при условии, что они не замораживаются на продолжительное время в обороте и своевременно возвращаются.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков погашения .
Условно все активы предприятия можно разделить на такие большие группы:
1. Высоколиквидные активы (А1)
2. Быстро реализуемые активы (А2)
3. Медленно реализуемые активы (А3)
4. Труднореализуемые активы (А4)
Пассивы предприятия в зависимости от сроков погашения обязательств объединяются в такие группы:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдонин Б.Н. Развитие теории и практики управления предприятиями высокотехнологичного комплекса: МЭСИ / Авдонин Б.Н., Батьковский А.М., Батьковский М.А. – М., 2013. – 365 с.
2. Батьковский А.М. Государственная поддержка инновационного развития базовых высокотехнологичных отраслей. Актуальные проблемы науки на современном этапе развития: сборник статей Международной научно - практической конференции (7 марта 2015 г.): Стерлитамак РИЦ «Агентство международных исследований» / Батьковский А.М. – М., 2015. – С. 139 - 141.
3. Бендиков М.А., Маркетинг в России и за рубежом: Рынки высокотехнологичной продукции: тенденции и перспективы развития / Бендиков М.А. Фролов И.Э. – М., 2010. – № 2. – С. 57-71.
4. Божко В.П. Модель формирования оптимальной программы инновационного развития экономической системы: Приволжский научный вестник / Божко В.П., Батьковский А.М., Мерзлякова А.П. – М., 2011. – № 1 (1). – С. 23 - 24.
5. Бубенок Е.А. Методические подходы оценки конкурентоспособности товара // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 3. С. 230-232.
6. Виноградова Е. Управление процессов внедрения технологических инноваций на промышленных предприятиях и в корпорациях / Е. Виноградова, В. Самочкин, В. Барахов. РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – М., 2013. № 2. С. – 88-92.
7. Виноградова Е. Управление процессом внедрения технологических инноваций на промышленных предприятиях и в корпорациях. РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция./ Виноградова Е., Самочкин В., Барахов В. – М., 2013. № 2. – С. 88-92.
8. Габинская О.С. Имидж торговой марки как критерий конкурентоспособности // Новые технологии. 2010. № 4. С. 71-73.
9. Гершман М. А. Инновационный менеджмент. - М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2012. - 482 с.
10. Головина Е. Стратегия новой промышленности: В мире науки. / Головина Е. М., 2013. № 7/8. – С. 36-39.
11. Гольдштейн Г. Я. Стратегические аспекты управления НИОКР. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2010. - 244 с.
12. ГОСТ Р ИСО 31000-2011. Менеджмент риска. Принципы и руководство. – М.: Стандартинформ, 2012 – 8 с.
13. Демин С. Стратегия инновационной модернизации высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики России: Общественные науки. / Демин С.С.
14. Донскова Л.Л. Конкурентоспособность продовольственных товаров: теоретические аспекты // Известия Уральского государственного экономического университета. 2010. Т. 31. № 5. С. 170-174.
15. Дракер П. Классические работы по менеджменту: Classic Drucker. «Альпина Бизнес Букс» / Дракер П. – М., 2008. – С. 220.
16. Дудкин В.И. Совершенствование механизма государственного регулирования стратегического развития высокотехнологичных предприятий: Стратегическое планирование и развитие предприятий. Материалы 15 всероссийского симпозиума. т. 1. / Дудкин В.И., Батьковский А.М. – М., 2014. – С. 65–67.
17. Зайцев А. Формирование стратегии развития высокотехнологичных предприятий на основе создания системы инноваций: Вопросы инновационной экономики. / Зайцев А.В. – М., 2011. № 3. – С. 19-29.
18. Иващенко Н. П. Экономика фирмы / под общ. ред. проф. Н. П. Иващенко - М.: ИНФРА-М, 2008. - 528 с.
19. Индикаторы инновационной деятельности: 2015: Статистический сборник ГУ-ВШЭ. – М., 2015. – 320 с.
20. Инновационные аспекты развития предприятий. Монография: Федеральное агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов». / Карлик А.Е., Титов А.Б., Алексеев А.А., Полшков Д.А., Самойлов А.В. – Санкт-Петербург, 2009 – 327 с.
21. Кильдияров Б.М. Проблема выбора стратегии инновационного развития промышленного предприятия радиоэлектронной промышленности: Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования № 5 (9). / Кильдияров Б.М. – Санкт-Петербург, 2012. – С. 4.
22. Коротков Э.М. История менеджмента: ИНФРА / Коротков Э.М. – М, 2010. – 240 с.
23. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография /под. ред. И.Ю. Беляевой, М.А. Эскиндарова. – М.: КНОРУС, 2008. - 504 с.
24. Кохно П. Мировые тренды инновационного развития высокотехнологичной промышленности: Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. / Кохно П. – М.,2015. – С. 52-62.
25. Кривошеина Н.С. Стратегии устойчивого развития и повышения конкурентоспособности предприятий промышленности: Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. / Кривошеина Н.С. – М.,2013. – С. 102-105.
26. Кроливецкий Э.Н. Обобщающая и частные стратегии инновационного и инвестиционного развития высокотехнологичного производства: Вестник Чувашского университета №4. / Кроливецкий Э.Н., Селиванов Д.В. – Чувашия, 2011. – С. 433- 436.
27. Куприн И.Л. Концептуальные основы формирования перспективных стратегий инновационного развития высокотехнологичных комплексов: Национальные интересы: приоритеты и безопасность. / Куприн И.Л., Тихонов И.П., Хрусталев О.Е. – М., 2013. – С. 19-24
28. Куприн И.Л. Модульная стратегия развития - системоэкономическая концепция интенсификации развития высокотехнологичных комплексов: Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. № 1. / Куприн И.Л., Давыдов А.Д., Селиванов С.Н. – Красноярск, 2012. – С. 78-85
29. Куприн И.Л. Принсистемоэкономическая концепция модульной стратегии развития высокотехнологичных комплексов как магистральный выход на формирование контуров технологии прорывного развития систем: Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академикаМ.Ф. Решетнева № 2 (23) / Куприн И.Л., Давыдов А.Д. – Красноярск, 2009. – С. 260-264.
30. Леонова М. О создании условий для интрапредпринимательства в высокотехнологичных отраслях промышленности Российской Федерации. Человеческий капитал и профессиональное образование. / Леонова М.В., Шинкевич А.И. – М., 2015. № 2 (14). – С. 31-38.
31. Макаров Ю.Н Методы анализа и разработки стратегии развития предприятий ракетно-космической промышленности: Национальные интересы: приоритеты и безопасность. / Макаров Ю.Н., Хрусталёв Е.Ю. – М., 2012. № 31. – С. 11-16.
32. Макашева З.М. Исследование систем управления.- 2-е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2009. - 176с.
33. Мищенко Т. Л. Особенности успешного бизнеса корпораций в современных экономических условиях: Современные исследования социальных проблем. / Мищенко Т. Л. – М., 2012. № 1. – С. 329-337.
34. Мызникова М.Н., Белов А.С. Реализация стратегии инновационного развития радиоэлектронной промышленности России: Казанский экономический вестник./ Мызникова М.Н., Белов А.С. – Казань, 2013. № 4 (6). – С. 43-47.
35. Сидорин А.В Моделирование инновационной деятельности на этапе проектирования и разработки радиоэлектронных средств: «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований», №8 (часть 2) / Сидорин А.В., Сидорин В.В., Покровская М.В. – М., 2015. – С. 227-232.
36. Сидорин А.В. Модель устойчивого развития предприятия на основе инновационной деятельности: Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований / Сидорин А.В., Сидорин В.В. – 2014. - №10. – С.12-22.
37. Симчук И.Н. Проблемы администрирования доходов бюджетной системы Российской Федерации и пути их решения в период РФ и пути их решения: теория и практика: Сб. научн. трудов 11-й Международной научнопрактической конф. Ч. 1. / Симчук И.Н. – СПб, 2010. – С. 119.
38. Синяева И. Особенности расчета конкурентоспособности инновационного продукта в медицине // Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. 2011. №4. С. 250-256.
39. Шуваев М.А. Особенности строительной продукции как товара и их влияние на оценку конкурентоспособности строительного предприятия // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2012. Т. 1. № 1. С. 282-284.
40. Щепетова С.Е. Менеджмент и экономика качества: от естественного к формальному, от формального к естественному. - М.: УРСС, 2008.