Фрагмент для ознакомления
2
жизни. При низких оценках по шкале Е, ребенок демонстрирует зависимость от взрослых и других детей, легко им подчиняется.
У детей со средним уровнем учебной мотивации повышены показатели по следующим шкалам: A, B, D, H и понижены показатели по шкале I. Такие показатели можно интерпретировать следующим образом. Высокая оценка по шкале А характеризует ребенка как эмоционально-теплого, общительного, веселого. Дети с высокими оценками по фактору А лучше приспособлены социально, девочки в среднем имеют более высокие показатели по сравнению с мальчиками. Высокие оценки по фактору В отражают хороший уровень развития вербального интеллекта, таких его функций, как обобщение, выделение частного из общего, овладение логическими и математическими операциями, легкость усвоения новых знаний. Показатели по факторам А и В схожи с показателями детей с высокой учебной мотивацией. Дети с высокой оценкой по фактору D обнаруживают повышенную возбудимость или сверхреактивность на слабые провоцирующие стимулы, чрезвычайная активность у них порой сочетается с самонадеянностью. Для них характерно моторное беспокойство, отвлекаемость, недостаточная концентрация внимания. Формирование этого качества связано как с особенностями темперамента, так и с условиями воспитания. Ребенок с высоким значением по фактору Н непринужден и смел в общении, легко вступает в контакт со взрослыми и детьми. Низкие показатели по шкале I свидетельствуют о реалистическом подходе в решении ситуации, практицизме, мужественной независимости.
У детей с пониженной и низкой учебной мотивацией повышены показатели по следующим шкалам теста Кеттелла: Е, O, Q4 и понижены показатели по шкалам C, H, Q3. Такие показатели интерпретируются следующим образом. Высокие оценки по шкале Е регистрируются у тех, кто имеет выраженную склонность к самоутверждению, противопоставлению себя как детям, так и взрослым, и отличается стремлением к лидерству и доминированию. Проявление этого свойства у детей нередко сопровождается поведенческими проблемами, наличием агрессии; лидерские тенденции часто не находят реального воплощения, т.к. многим формам социального взаимодействия им еще предстоит обучиться. У детей проявление этого фактора нередко выражается в виде «разговорчивости». Ребенок, имеющий высокую оценку по фактору О, полон предчувствия неудач, легко выводится из душевного равновесия, часто имеет пониженное настроение. Высокий балл может быть показателем тревоги или депрессии в зависимости от ситуации. Ребенок с высоким значением фактора Q4 отличается избытком побуждений, которые не находят практической разрядки в процессе деятельности. В его поведении преобладает нервное напряжение. Низкие значения по шкале С регистрируются у детей, которые остро реагируют на неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению со сверстниками, обнаруживают неустойчивость настроения, плохо контролируют свои эмоции, испытывают трудности в приспособлении к новым условиям. На отрицательном полюсе группируются дети и с неблагополучием в учебной деятельности. Дети с низким значением фактора H проявляют при взаимодействии со взрослыми и детьми застенчивость и робость. Низкий Q3 выделяет того, кто не умеет контролировать свое поведение в отношении социальных нормативов, плохо организован.
У детей с пониженной и низкой учебной мотивацией наблюдается некоторая противоречивость полученных данных. С одной стороны, дети проявляют стремление к доминированию, склонность к самоутверждению, агрессивность, а с другой стороны, при взаимодействии с людьми проявляют застенчивость и робость. Это объясняется тем, что дети остро реагируют на неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению со сверстниками, обнаруживают неустойчивость настроения, плохо контролируют свои эмоции, испытывают трудности в приспособлении к новым условиям.
Сравнивая показатели по методике Кеттелла у детей с разным уровнем учебной мотивации, мы получили следующие результаты. У детей с высоким и средним уровнем учебной мотивации схожи (примерно на одном уровне выражены) показатели по шкалам A (высокие), B (высокие), C (средние), F (средние), O (средние), Q4 (средние). Другими словами, для младших школьников с достаточно высоко выраженным уровнем учебной мотивации характерны следующие личностные качества. Коммуникабельность, высокий уровень интеллекта, средняя эмоциональная устойчивость, баланс выраженности сдержанности и экспрессивности, баланс уверенности в себе, баланс консерватизма и радикализма.
Сравнивая показатели у детей с высокой и низкой учебной мотивацией, мы обнаружили, что у них противоположны показатели по шкале Q3. Другими словами у детей с высокой мотивацией развит самоконтроль и точность в выполнении социальных требований. Ребенок следует своему представлению о себе, контролирует свои эмоции и поведение, доводит дело до конца. Ему свойственна целенаправленность и интегрированность личности. У детей с низким уровнем учебной мотивации наблюдается недисциплинированность, внутренняя конфликтность представлений о себе, ребенок не обеспокоен выполнением социальных требований.
Для проверки гипотезы о том, что существуют различия в характере индивидуально-психологических особенностей школьников 1 и 3 классов, нами был использован Т - критерий Стьюдента.
Итоги сравнительного анализа по T - критерию Стьюдента в выборках представлены в таблицы 3.7.
Таблица 3.7
Сравнение средних значений изучаемых показателей по Т – критерию Стьюдента в выборках
№ Показатели 3 класс 1 класс t-критерий P
1 Принятие 21,83 26,80 -7,21 0,00
2 Кооперация 5,88 5,50 1,73 0,09
3 Симбиоз 3,78 4,48 -2,51 0,01
4 Контроль 4,35 4,21 0,43 0,67
5 Отношение к неудачам 2,67 1,23 7,72 0,00
Жирным шрифтом выделены переменные, по которым имеются статистически значимые различия. В обеих выборках по 60 респондентов.
В ходе проведенного сравнительного анализа нами были получены значимые различия по шкалам:
• Принятие;
• Симбиоз;
• Отношение к неудачам.
Перейдем к рассмотрению значимых различий, полученных в ходе проведенного нами сравнительного анализа по T - критерию Стьюдента в выборках. Для проверки гипотезы о взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей с учебной мотивацией младших школьников, 1 и 3 классов дополнительно также применялся корреляционный анализ К. Пирсона.
Рис.3.6 Взаимосвязи проявлений индивидуальных особенностей с учебной мотивацией 1 классов
Рис.3.7 Взаимосвязи проявлений индивидуальных особенностей с учебной мотивацией 3 классов
В результате проведенного корреляционного анализа были обнаружены связи между показателями индивидуальными психологическими особенностями и учебной мотивацией. На рисунках видно, что все связи получились уникальными.
Мы обнаружили, что между направленностью на познавательную потребность и симбиозом наблюдается связь в обеих группах. Познавательная потребность характеризуется стремлением к самому процессу познания. Симбиоз - показывает контактность ребенка и родителя в поощрении школьных успехов. Однако, в одной группе (3 класс) связь прямая, а в другой (1 класс) - обратная.
Связь обратная между направленностью на отметку и симбиозом. Направленность на отметку подразумевается, что главным итогом их обучения является отметка, а не знания.
Таким образом, были обнаружены противоположные связи: между направленностью на познавательную потребность и симбиозом, направленностью на знания и симбиозом, а также направленностью на отметку и контролем со стороны родителей. И в третьем классе это выражено значительнее, чем в первом.
Изучение особенностей мотивации младших школьников в зависимости от уровня выраженности познавательных мотивов показало, что наиболее значимые различия были выявлены в выраженности познавательных и широких социальных мотивов - они были более выражены у младших школьников с высоким уровнем познавательной мотивации.
Для повышения достоверности результатов исследования мы использовали методы статистической обработки данных. Сравнивая результаты по методике Н. Лускановой и методике Кеттелла, мы использовали коэффициент корреляции Пирсона. Корреляционный анализ проводили сопоставляя показатели учеников 1 группы (с высокой учебной мотивацией), 2 группы (со средней учебной мотивацией), 3 группы (с низкой учебной мотивацией). Ниже мы представим наиболее значимые корреляции, причём раздельно по первому и третьему классу.
1 группа учеников. Высокие корреляции обнаружены между следующими показателями. Повышение уровня учебной мотивации значимо коррелирует с повышением по:
- шкале А (Общительность) r=0,736 для первого класса и r=0,724 для третьего - тесная корреляционная связь, т.е. высокая учебная мотивация тесно связана с развитием таких качеств, как непринужденность в поведении, внимательность в отношениях, живости отклика на происходящие события, активности в устранении конфликтов;
- шкале В (Интеллект) r=0,796 для первого класса и r=0,763 для третьего – тесная корреляционная связь, т.е. высокая учебная мотивация тесно связана с сообразительностью и способностью к быстрому обучению, с высоким уровнем вербального интеллекта;
- шкале G (нормативность поведения) r=0,776для первого класса и r=0,704 для третьего – высокая корреляционная связь, т.е. высокая учебная мотивация связана с осознанным соблюдением норм и правил, настойчивостью в достижении цели, ответственностью, зависит от того, насколько нормы и правила регулируют поведение и отношения человека;
- шкале Q3 (степень самоконтроля) r=0,836 для первого класса и r=0,809 для третьего – тесная корреляционная связь, т. е высокая учебная мотивация связана с развитым самоконтролем, точностью выполнения социальных требований, контролем над эмоциями и поведением, стремлением доводить начатое дело до конца.
2 группа учеников. Высокие корреляции обнаружены между следующими показателями. Повышение уровня учебной мотивации значимо коррелирует с повышением по:
- шкале А (Общительность) r=0,69 в первом классе r=0,64 в третьем; по шкале В (Интеллект) r=0,814 в первом классе и r=0,75 в третьем, также как и у учеников с повышенной и высокой учебной мотивацией, что доказывает наличие тесной корреляционной связи повышенной учебной мотивации с развитием таких качеств, как: непринужденность в поведении, внимательность в отношениях, живости отклика на происходящие события, активности в устранении конфликтов, и с сообразительностью, способностью к быстрому обучению, с высоким уровнем вербального интеллекта;
- шкале Н (активность в социальных контактах) r=0,687 в первом классе и r=0694 в третьем, т.е. повышение учебной мотивации связано с социальной смелостью, активностью, готовностью иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми.
3 группа учеников. Высокие корреляции обнаружены между следующими показателями. Понижение уровня учебной мотивации значимо коррелирует с понижением по:
- шкале С (эмоциональная устойчивость – не устойчивость) r=0,715 в первом классе и r=0,778 в третем, т.е. чем более выражена подверженность чувствам, переменчивость интересов, склонность в лабильности настроения, раздражительность, утомляемость, тем ниже выражен уровень учебной мотивации младшего школьника;
- шкале Н (активность в социальных контактах) r=0,674 в первом классе и r=0,806 в третьем т.е. чем больше ребенок не уверен в себе, при высокой застенчивости, робости в выполняемой деятельности занижается уровень учебной мотивации младшего школьника;
- шкале Q3 (уровень самоконтроля) r=0,825 и в первом, и в третьем классах, т.е. учебная мотивация снижается при недисциплинированности, внутренней конфликтности, не следовании социальным нормам и требованиям.
По итогам исследования были также составлены типичные портреты школьников с разными уровнями учебной мотивации.
1-я группа учеников. Высокий уровень учебной мотивации. Типичный представитель этой группы и в 1-м, и в3-м классах отличается общительностью, непринужденностью в поведении, внимательностью в отношениях, живостью отклика на происходящие события, активности в устранении конфликтов; сообразительностью и способностью к быстрому обучению, с высоким уровнем вербального интеллекта; осознанным соблюдением норм и правил, настойчивостью в достижении цели, ответственностью, зависит от того, насколько нормы и правила регулируют поведение и отношения человека; развитым самоконтролем, точностью выполнения социальных требований, контролем над эмоциями и поведением, стремлением доводить начатое дело до конца.
Для данной группы необходимо поддерживать действующий уровень учебной мотивации.
2-я группа учеников. Средний уровень учебной мотивации. Также отмечаются непринужденность в поведении, внимательность в отношениях, живости отклика на происходящие события, активности в устранении конфликтов, и с сообразительностью, способностью к быстрому обучению, с высоким уровнем вербального интеллекта. У третьеклассников развиты социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Именно в этом направлении, для развития названных качеств следует вести коррекционную работу в данной группе в первом классе, а в третьем – дать представление о пределах социальной смелости и возможности недооценки опасности в общении.
3-я группа учеников. Низкий уровень мотивации. Портрет типичного представителя этой группы: более выражена подверженность чувствам, переменчивость интересов, склонность в лабильности настроения, раздражительность, утомляемость, тем ниже выражен уровень учебной мотивации младшего школьника; ребенок не уверен в себе, при высокой застенчивости, робости в выполняемой деятельности занижается уровень учебной мотивации младшего школьника; у большинства отмечена недисциплинированность, внутренняя конфликтность, не следование социальным нормам и требованиям.
Коррекционная работа с представителями этой группы должна быть более углублённой и вестись именно в отношении таких значимых направлений, как повышение дисциплинированности и ответственности, а также уверенности в себе.
3.3 Способы коррекции индивидуально-психологических особенностей младших школьников для повышения мотивации к учебной деятельности
В младшем школьном возрасте нормативность как характеристика личности имеет ряд особенностей, что связано с процессом формирования высших психических функций. Она характеризуется навыками успешного социального взаимодействия, умением строго выполнять заданные взрослыми правила, быть послушными, усваивать школьную программу, уметь обслуживать себя сами, уметь контролировать свои эмоции и поведение.
Основные принципы психокоррекционной работы основаны на разрабатываемых в отечественной психологии фундаментальных положениях о том, что личность - это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения.
Психическое развитие и формирование личности возможно только в общении со взрослыми и происходят прежде всего в той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей (в дошкольном детстве игра, детство-начальная школа - учебная деятельность). При определенных, строго рассматриваемых условий все здоровые дети обладают способностью к развитию.
В качестве основных условий развития можно назвать следующие.
1. Максимальная реализация в работе педагогического коллектива с учащимися возрастных возможностей и резервов с опорой на сензитивность того или иного возрастного периода, на зону ближайшего развития.
Так, в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание ребенка. Основным видом его деятельности является образовательная деятельность, которая играет важную роль в формировании