Фрагмент для ознакомления
2
нескончаемые скитания. Из страны в страну, из одного края земли в другой. И только в Египте вернулся Ио прежний человеческий образ.
Имя Ио сохранилось не только в мифах. Так по легенде, море, которое пришлось переплыть Ио, чтобы попасть в Египет, с тех пор называется Ионическим.
Многие европейские народы отметили бабочку-траурницу похожими названиями. Например, английское mourning cloak переводится как «траурная мантия», а французское deuil как «траур», «скорбь», «печаль». У поляков же название бабочки-траурницы переводится как «садовник-жалобник».
Эти названия, вероятно, были известны Карлу Линнею, но он придумал для траурницы другое, мифологическое и с его точки зрения более яркое — Nymphalis antiopa. В те времена греческий язык и историю Древней Греции изучали в гимназиях, и «имя» бабочки было всем хорошо знакомо по мифу об Антиопе. Несчастная женщина на долгие годы потеряла своих сыновей, а когда, наконец, нашла их, то дети не узнали свою мать. Так имя Антиопы стало символом печали и скорби.
Название бабочки «адмирал» понятно любому европейцу. Не удивительно, что и в английском языке этот вид бабочек имеет то же имя – Admiral или Red admiral (красный адмирал). Более того, в английском языке существуют еще и другие бабочки-адмиралы: например японскую траурницу за синие полосы на крыльях англичане называют «синим адмиралом», одного из видов ленточников – «белым адмиралом»». Есть еще длиннохвостый, короткохвостый и австралийский адмиралы.
Что касается латинского имени бабочки – Аталанта, то оно взято из античной мифологии, где обозначало знаменитую красавицу-охотницу и самую быстроногую женщину Аталанту. Дочь царя, Аталанта выросла в лесу, где ее вскормила медведица и бегала быстрее всех людей. Возможно, этим именем подчеркивается редкая способность адмирала к перелетам на большие расстояния.
Все известные названия переливницы очень метки. Её называют не только «большой», но еще и «переливницей ивовой», поскольку ива служит основным кормовым растением для гусениц переливницы. А латинское название вида (Apatura iris) произведено от имени греческой богини радуги Ириды и подчеркивает сходство переливов крыльев бабочки со взаимопревращением цветов радуги.
Первые виды перламутровок были описаны Карлом Линнеем. Этот шведский ученый не поскупился придумать каждому виду достойное красивое латинское название. Так в мире перламутровок воскресли женские имена, заимствованные из древнегреческих мифов – Пафия, Эуфросина, Аглая, Ниоба, Латона, Диа. Причем, существовала и некоторая связь между названием бабочки и мифологическим персонажем. Например, «аглая» по-гречески означает «блестящая», и это слово вполне применимо как к блестящим пятнам на задних крыльях бабочки, так и к самой Аглае – одной из трех прекрасных богинь-харит или граций. Пафия – одно из имен богини Афродиты, а серебристые полосы на задних крыльях перламутровки-пафии напоминают о знаменитом поясе Афродиты.
В последствии зоологии продолжили эту традицию. Появились перламутровки с названиями Селена, Пандора, Геката, Ино, Дафна, Фригга, Аталия и др.
Перечислим те русские названия бабочек, названия которых достаточно легко объяснить: парусник (=хвостоносец), белянка, капустница, репница, брюквенница, боярышница, крушинница (=лимонница), белянка горошковая, желтушка, голубянки, зорька, бархатница, луговой глазок, воловий глаз, краеглазка, пестрокрыльница, сенница, чернушка, крапивница, адмирал, павлиний глаз, переливница, перламутровка, шашечницы, толстоголовки, червонец, бражник, медведица, шелкопряд, мешочница, совка, пяденица, плодожорка.
Другая категория – названия, заимствованные из древнегреческих мифов и предложенные К.Линнеем: мнемозина, парнассиус, аполлон, подалирий, махаон, гиала (желтушка), эгерия (краеглазка), мегера (краеглазка), галатея (пестроглазка), аркания (сенница), памфил (сенница), лигея (чернушка), семела (бархатница), бризеида (бархатница), ирис (переливница), камилла (ленточник), ио (павл. глаз), антиопа (траурница), аталанта (адмирал), пафия (перламутровка), адиппа (перламутровка), аглая (перламутровка), латона (перламутровка), эвфросина (перламутровка), арион (голубянка), аргус (гоубянка).
Народные и научные названия совпадают редко. Названия бабочек, данные учеными в честь героев греческих мифов и по физиологии развития, сохранили латинские названия (Насекомые, 2005.).
2.2. Латинские названия бабочек.
Бабочки – один из наиболее крупных отрядов насекомых. Общая численность отряда приближается к 160 тысячам и ежегодно описывается много новых видов бабочек. На территории России уже зарегистрировано около 9 тысяч бабочек.
Первые научные латинские названия бабочек придумал знаменитый шведский естествоиспытатель Карл Линней. В 10-м издании его знаменитого труда «Система природы», изданном в 1758 г. было описано несколько десятков европейских бабочек. С тех пор после названия каждого вида ставится фамилия описавшего его учёного (не только Линнея) и год опубликования описания. Например, научное название бабочки-боярышницы – Aporia crataegi (Linnaeus, 1758) – означает, что ее описал Линней в 1758 г., а из названия желтушки ракитниковой - Colias myrmidone (Esper, 1781) – следует, что этот вид описал зоолог Эспер в 1781 г. (Ситников В.П., 2005. С. 301)
1. У всех бабочек есть названия. Более 300 лет назад шведский учёный Карл Линней предложил называть растения, животные, минералы двумя словами: первое – род, второе – вид. Для бабочек родовым названием стало слово «папилио» (бабочка), видовые названия Карл Линней искал в мифах древности. Научные названия на международных конгрессах договорились писать на латинском языке. В средние века латынь была предметом школьного обучения и ее знал всякий ученик. Однако чтобы понимать смысл этих названий современному человеку и учителю в том числе приходится пользоваться специальной литературой (Мифологический словарь (ред. Е.М. Мелетинский), 1991; Мифы народов мира, 1991; Флора и Фавн. Мифы о растениях и животных, 1998)
Бабочки – это одни из самых красивых живых творений природы. Они издавна очаровывали своими формами, великолепием рисунка и изяществом оттенков. Поэтому и неудивительно, что в честь героев древнегреческих мифов и древних богов было названо много видов этих красавиц. Вот всего лишь несколько видов, которые гордо носят имена персонажей мифологии (Бабенко В.Г. Алексеев В.Н., 2004):
Аполлон (Parnassius Apollo)). Аполлон, в греческой мифологии сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец девственной богини охоты Артемиды. Он считался богом-стреловержцем, прорицателем, светоносным покровителем искусств;
Дафна (Brenthis daphne). Так звали возлюбленную Аполлона. Она была прекрасной лесной нимой, дочерью речного бога Пенея. Но девушка не разделяла чувств бога, она молила отца защитить ее от Аполлона. Отец спас ее, превратив в лавровое дерево;
Дриада (Minois dryas). Дриады в античной мифологии были нимфами деревьев, обитательницами лесов и рощ. Девушка-нимфа не просто жила в дереве, но была его душой и даже носила его имя;
Икар (Polyommatus icarus). Легенду об Икаре и Дедале, первых покорителях воздуха, наверняка знают все;
Сатир (Hipparchia statinus). По легендам, сатиры – это спутники бога Диониса, причем самые веселые и проказливые.
Какими бы не были легенды, сейчас бабочки – это олицетворение красоты и изящества.
2.3 Карл Линней как автор латинских названий бабочек
Знаменитый шведский естествоиспытатель Карл Линней родился 300 лет назад, 23 мая 1707 года. Это событие произошло в семье Нильса Линнеуса – священника маленького селения Росхульт (или Розгульд) на юге Швеции. Настолько маленького, что обнаружить его можно только на очень подробных картах страны. Но именно этому селению было суждено войти во все энциклопедии мира (Бобров Е. Г., 1970).
Научные открытия Карла Линнея были так велики, что он получил графское достоинство. Девиз герба Линнея гласил: «Делами увеличивает славу». А ученые дали Линнею не менее почетный титул: «князь ботаники». (Алексеев, 2011. С. 109).
Биографии К. Линнея посвящены специальные работы (Бобров, 1970; Комаров, 1945). Перечисляя заслуги Линнея, его биографы, а также школьные и вузовские учебники сообщают, что он установил единую терминологию, закрепил использование в науке бинарной (двойной) номенклатуры для названия видов, создал самую совершенную для его времени систему органического мира. Эту систему принято называть искусственной, поскольку, по понятиям эволюционистов, она не отражала собой идею происхождения современных животных, растений и даже минералов от более примитивных предков. Линней тоже понимал несовершенство своих построений. Он также стремился к созданию естественной системы, хотя последняя, по его мнению, должна помочь проникнуть в тайны плана творения жизни на Земле.
В таком виде достижения К. Линнея представляются нам не только слишком кратки (даже в учебнике для университетов «Эволюционное учение» (Яблоков, Юсуфов, 2006) сведения о К. Линнее занимают всего 7
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. 365 рассказов о животных. М. Росмэн. 2007
2. Алексашина И.Ю. Естествознание: 10 кл.: учеб для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень/ [И.Ю.Алексашина, К.В.Галактионов, И.С. Дмитриев и др.]; под ред. И.Ю.Алексашиной; Рос. акад. Наук, Рос. акад. образования, изд-во “Просвещение” . – М. Просвещение, 2007.
3. Алексеев В.Н., Бабенко В.Г. Бабочки в мифах и легендах. М. «Дрофа». 2006. 192 с.
4. Алексеев В.Н., Бабенко В.Г. Бабочки. Москва. Росмэн. 2010 г.
5. Алексеев В.Н., Бабенко В.Г. Бабочки средней полосы России. М.: Фитон+, 2013. 144 с.
6. Алексеев В.Н. Шведский граф и князь ботаников // Православная гимназия, № 3, 2011.
7. Арсеньева Е. Бабочки Креза. Камень богини любви. – М.: Эксмо, 2014.- 576 с.
8. Бабенко В.Г. Алексеев В.Н. Лучезарный аполлон. М. Школа-пресс, 1995. 304 с.
9. Бабенко В.Г. Алексеев В.Н. Атлас бабочек. Москва. Росмэн. 2003 г.
10. Бабенко В.Г., Алексеев В.Н., Дорохина Л.Н.. Мифы и растения. М. Росмэн. 2004.
11. Бабенко В.Г. Алексеев В.Н. Мифы и животные. М. Росмэн. 2004.
12. Бабенко В.Г., Алексеев В.Н., Птицы в мифах и легендах. М. «Дрофа». 2005. 240 с.
13. Биологические экскурсии: Книга для учителя / И.В. Измайлов, В.В. Михлин и др. М.: Просвещение, 1983.
14. Бобров Е. Г., Линней, его жизнь и труды, М. — Л., 1970.
15. Буксман A.A. Развитие творческих умений школьников в гимназии эстетического профиля: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Оренбург: ОГПУ, 2004. - 22 с.
16. Евдокимова Р. М. "Внеклассная работа по биологии". Саратов. - 2005
17. Воронина Г.Г. Развитие личности средствами искусства // Зб1рник нау-ковихъ праць/ Гол. редактор: Г.П. Шевченко Вип. 2. - Луганськ: Вид-во Схщноукр. нац. ун-ту, 2005. - С.47 - 52.
18. Голоса и лица / Владимир Лакшин. М.: Гелеос, 2004. - 608 с.
19. Гребнюк Г. Н. "Внеклассная работа по экологическому воспитанию школьников: учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений". Ханты-Мансийск: Полиграфист. - 2005. - С. 313-327
20. Демяшева Е.Д. Межпредметные связи на уроках литературы. (Литература и музыка в старших классах) // Проблемы преподавания литературы в средней школе: Пособие для учителя / Т.Ф. Курдюмова, И.С. Збарский, B.П. Полухина и др. / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. М.: Просвещение, 1985. -С.183- 191.
21. Детки - бабочки: Сибил фон Олферс — Санкт-Петербург, Рипол Классик, 2013 г.- 24 с.
22. Дунаева Ю.А.Бабочки. – СПб.: БКК, 2008. С. 1-94.
23. Животные. Большая иллюстрированная энциклопедия, составители Бойчук Ю.Д., Шаламов Р.В. – 2-е изд., перераб. – Харьков: Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга»; 2008. С. 97-105.
24. Журнал “Биология в школе”, 1990–2003. Раздел “Внеклассная работа”.
25. Капустин А.П. Педагогические технологии адаптационной школы.–М: Высшее образование. 2001г.
26. Касаткина Н. А. "Внеклассная работа по биологии". Волгоград: Учитель - 2004. - 160 с.
27. Комаров В. Л., Жизнь и труды Карла Линнея. 1707—1778, в его кн.: Избр. соч., т. 1, М. — Л., 1945
28. Кошмина, И. В. Межпредметные связи в начальной школе / И.В. Кошмина. - М.: Владос, 2003. - 144 c.
29. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
30. Лункевич В. В., От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии, т. 2—3, М. — Л., 1940—43
31. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1988 г.
32. Малашенков А. С. "Внеклассная работа по биологии". Волгоград: Корифей. - 2006. - 96 с.
33. Мифологический словарь (ред. Е.М. Мелетинский). М.: М.: Советская энциклопедия, 1991.
34. Мифы народов мира. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1991. Т.1., Т. 2.
35. Моррис Т. Пчелы, бабочки, стрекозы. «Мир на ладони»/ пер. с англ. – М.: Махаон, 2008. С. 36-64.
36. Насекомые. В кн. Малая детская энциклопедия. Биология. М. Русское энциклопедическое общество. М.: 2005. 287 с.
37. Никишов А. И. "Теория и методика обучения биологии: учебное пособие". М.: КолосС. - 2007. - 303 с
38. Объемные модели из бумаги. Бабочки в цветах: — Санкт-Петербург, Проф-Пресс, 2012 г.- 16 с.
39. Объемные модели из бумаги. Бабочки-красавицы: Е. Барабаш — Москва, Проф-Пресс, 2012 г.- 18 с.
40. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для учащихся ООУ. 10-е изд. – М.: Просвещение, 2009. С. 135-139.
41. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни / Сост.: В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. Волгоград: Учитель, 2001.
42. Потебня А. А. Мысль и язык — Типография Адольфа Дарре, 1892. — 228 с
43. Ситников В.П. Кто есть кто в мире животных. – М.: Слово, 2007. – С. 301 - 305.
44. Собиратель бабочек: Йоэл Хаахтела — Москва, Текст, 2012 г.- 144 с.
45. Федорова В. Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи – М., Педагогика, 1989.
46. Флора и Фауна. Мифы о растениях и животных. Краткий словарь. М.:Русь, 1998. 256 с.
47. Цветы и бабочки. Раскраска: — Москва, Книжный Дом, 2015 г.- 16 с.
48. Шашурина М. А. Возможности экологизации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. - 2001.
49. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. М.: Высшая школа, 2006.
50. http://ru.wikipedia.org/wiki/, 01.08.2011г.,14.00.
51. www.danaida.ru/obsh/dnev.htm, 30.09.2011г., 19.00.
52. http://ecotext2.ru/211.html, Э.К. Акопян. Современное состояние фауны булавоусых чешуекрылых ХМАО-Югры. 08.10.2011г., 19.00.
53. http://www.admhmao.ru/obsved/Gordeev/baboch.htm, 08.10.2011г., 20.00.
54. http://netnotes.narod.ru/interest/t8.html, Происхождение слов: названия животных. 01.09.2011г., 18.00.
55. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%F0%F4%EE%EB%EE%E3%E8%FF_(%E1%E8%EE%EB%EE%E3%E8%FF) 05.02 2012, 17.45
56. http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_biology/6072/ 05.02 2012, 17.50