Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития общества одной из актуальных проблем в дошкольном образовании выступает развитие речи. Данное обстоятельство обусловлено тем, что речь играет значимую роль в жизни людей. Она является не просто средством общения, но и средством мышления, воображения, осознания своего «Я», овладения своим поведением. То есть с развитием речи связано как формирование личности, так и всех ее основных психических процессов.
В аспекте дошкольного детства формирование речи рассматривается также как одна из ведущих линий развития ребенка на основе анализа нормативных документов («Закон об образовании», «Концепции модернизации российского образования», «Федерального государственного образовательного стандарта»). Большинство исследователей в области речевого развития дошкольников, Леонтьев А.А., Леушина А.М., Соловьева О.И., Тихеева Е.И., Лисина М. И. и др., – указывают на наличие тесной взаимосвязи между ним и непосредственным овладением родного языка с последующим их влиянием на умственное и познавательное развитие ребенка [2].
В свою очередь, одной из актуальных проблем речевого развития детей дошкольного возраста была и остается проблема овладения диалогической речью. Ее решение трудоёмко, поскольку напрямую зависит от ряда условий, которые следует учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания: речевой среды, социального окружения, познавательной активности ребенка, индивидуальных и возрастных особенностей его личности, возможностью и эффективностью применения специальных методик и др.
Кроме того, диалог представляет собой естественную среду развития ребёнка. А значит, формирование умений и навыков в построении диалоговой речи детей дошкольного возраста является неоценимым. Все обозначенное выше делает заявленную тему «Методологические основы формирования диалогической речи детей среднего дошкольного возраста» актуальным.
В данной работе будем опираться: на Закон об образовании, профессиональный стандарт педагога, а также на требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), включающего в содержание речевого развития детей наряду с монологической речью развитие речи диалогической. Такая позиция будет отвечать целевым ориентирам ФГОС ДО, способствуя обеспечению преемственности дошкольного образования начальной ступени общеобразовательной школы. Если ребёнок имеет высокий уровень владения устной речью, способен точно выразить собственные желания и мысли, строить речевые высказывания в общении, выделяет звуки в словах, у него формируются основы грамотности.
Теоретическим и методическим вопросам формирования диалогической речи детей старшего дошкольного возраста уделено много внимания. Особый вклад в раскрытие данной темы внесли: Винокур Т.Г., Выготский Л.С., Колодяжная Т.П., Колунова Л.А., Короткова Э.Л., Левшина Н.И., А.А. Леонтьев, Лисина М.И., Немов Р.С., Серебрякова Н.В. и др. исследователи [6].
Так, еще Пиаже Ж. утверждал, что именно в споре происходит осмысление логических правил и значение дедуктивных рассуждений, а потому диалоги детей дошкольного возраста необходимо углубленно изучать. Сохин Ф.А. отмечал, что диалог есть первая школа овладения речью. В трудах Жинкина Н.И., Мещеряковой С.Ю., Рубинштейна С.Л., Филиповой Г.Г., Эльконина Д.Б., подчеркивалась важность последовательного формирования диалогической речи в процессе общения и коммуникативной деятельности [22].
В последние десятилетия обучение диалогической речи активно рассматривается в соответствии с возрастными особенностями детей и насыщается новой методологией в исследованиях Алексеевой М.М., Арушановой А.Г., Казаковской В.В., Протасовой Е.Ю., Яшиной В.И. и др. [6]
Однако в отношении использования тех или иных методов и приемов при формировании диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в работах указанных авторов зачастую наблюдаются противоречия.
Объектом исследования является процесс формирования диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс дидактических игр и упражнений, целью которых является формирование диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на формирование диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Провести обзор работ различных авторов по формированию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить приёмы и методы формирования диалогической речи детей в старшем дошкольном возрасте.
3. Провести диагностику уровня сформированности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и апробировать комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на формирование диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ методической литературы по теме исследования, наблюдение процессов игровой деятельности, беседа, диалог, методы обработки и интерпретации данных.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса дидактических игр и упражнений, которые служат для формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
База исследования: МБДОУ «Сотниковский детский сад», старшая группа, в количестве 20 детей.
Глава 1. Теоретические основы формирования диалогической речи старших дошкольников
1.1. Диалог как форма связной речи, формирование в дошкольном детстве
Диалогическая речь является одним из ярчайших проявлений коммуникационной функции языка. Представляя собой непосредственный обмен высказываниями (репликами) двух или более людей», диалог выказывает ярко выраженную социальную направленность: служит потребности непосредственного живого общения, осуществляемого в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) его участников [29].
Таким образом, в данной работе под диалогом будем подразумевать процесс общения двух субъектов посредством языка, для которого характерна постоянная смена ролей этих субъектов и при котором реплика одного из них сменяются ответной репликой другого.
Различают два класса диалогов:
– информационный – характерен для такого диалога, когда на момент начала общения между его участниками имеется разрыв в знаниях;
– интерпретационный – характерен для такого диалога, когда знания его участников примерно равны, но носят разную интерпретацию [17].
Из этого следует, что одним из необходимых условий диалогической речи является хотя бы небольшой разрыв в знаниях: если участники коммуникации будут сообщать друг другу общеизвестные истины, то диалог не состоится. Для диалога необходима новая (неизвестная) информация.
Второе условие формирования диалога – потребность в общении. Она появляется тогда, когда имеющееся знание о предмете (явлении) у субъекта оказывается недостаточным и возникает необходимость восполнить его пробел или найти партнера, который потенциально или реально станет источником этой информации. Такая ситуация делает вероятным рождение диалога.
Немаловажным условием диалога является наличие у его участников памяти: субъекты должны иметь хотя бы минимальный общий запас сведений (о прошлом, о предмете (явлении, действии) общения).
Формированию диалогической речи служат и общие языковые знания. Если участники диалога говорят на разных языках, не понимая друг друга, диалог между ними не состоится [31].
Непременным условием диалога является и его семантическая связность – наличие общей (интересной участникам диалога) темы.
В диалогической речи наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи важную роль играют и невербальные компоненты коммуникации (мимика, жесты, средства интонационной выразительности). При этом структура диалога настолько подвижна, что допускает грамматическую неполноту, опускание тех или иных отдельных элементов высказывания, повтор лексических элементов, употребление стереотипных конструкций (речевых штампов).
Таким образом, отвечая всем перечисленным условиям и обогащаясь невербальными компонентами, коммуникация субъектов превращается в диалогическую речь, в общение друг с другом [23].
Общение по своей сути – обмен идеями, интересами, знаниями, опытом – составляет внутренний механизм жизни любой социальной группы, общества. Именно благодаря общению осуществляется переход индивидуального сознания к общественному и наоборот, идет процесс социального наследования, передается познавательный опыт предыдущих поколений.
Насущная потребность делиться своими впечатлениями на основе личного опыта – одна из особенностей дошкольников четырех-пяти лет. В этом возрасте ярко выражена потребность в самопрезентации, во внимании взрослых, а особенно сверстников, желание донести до партнера по общению цель и содержание своих действий.
Очень часто в аспекте построения диалога речевое общение детей такого возраста представляет собой их охотный отклик на предложение рассказать о любимых игрушках, друзьях, питомцах. Однако ряд детей испытывают ряд трудностей в общении. Так, например, застенчивость является источником проблемы знакомства с новыми людьми, излишней сдержанности, неумелого представления себя самого, вызывает трудности в выражении собственного мнения, скованность в присутствии других людей и даже отрицательное эмоциональное состояние в ходе общения [33].
Другой, не менее частой проблемой общения выступает повышенная детская агрессивность. Непосредственные ее проявления (прозвища, ссоры, драки) у некоторых детей трансформируются в устойчивое качество личности. Как результат снижается продуктивный потенциал ребенка, развивается завышенная или заниженная самооценка, зачастую имеющая существенное расхождение с ожидаемой оценкой со стороны сверстников. Все это приносит массу коммуникативных проблем ребенку с окружающими его людьми.
К проблемам в общении приводит и такая форма межличностных отношений, как обида на других, тяжелое переживание реальных или надуманных неудач. Феномен обиды возникает в дошкольном возрасте и во всей полноте начинает проявляться на пятом году жизни ребенка. Это связано с появлением у него потребности в признании и уважении. В той или иной мере обижаться свойственно каждому, однако, порог обидчивости у всех разный. В одних и тех же ситуациях (выигрыша или проигрыша в игре, например) некоторые дети чувствуют себя уязвленными и обиженными, а другие не испытывают подобных переживаний. Только что играющий с друзьями, такой ребенок начинает «страдать», отворачивается, «закрывается», перестает отвечать на вопросы, не реагирует в принципе. Общение прекращается [25].
Препятствием к общению может стать и наличие у ребенка такой черты, как демонстративность, когда основным мотивом его поведения становится похвала окружающих, удовлетворяющая его потребность в самоутверждении. Представления о собственных способностях и достоинствах демонстративных детей постоянно нуждается в подкреплении через сравнение с чьими-то другими. Хвастовство, подчеркивание своих преимуществ компенсируют боязнь ребенка оказаться хуже других, излишнюю тревожность, неуверенность в себе. Такие дети, как правило, активны в общении. Но они не испытывают реального интереса к партнерам по общению, что чувствуется последними [7].
Все отмеченные проблемы детского межличностного общения приводят детей к коммуникационному неравенству, нередко заканчивающему процесс общения в принципе.
Предоставить опыт такого равенства в общении и позволить дошкольникам содержательно общаться между собой способен диалог. Поэтому так бесценно его влияние на данной ступени возрастного развития. И поэтому таким необходимым является процесс его обучению. Так, Д.Б. Эльконин, отмечал, что «диалогическая форма речи ребенка неотделима в своих существенных звеньях от деятельности взрослого», и подчеркивал, что «в пределах диалогической формы речь ребенка приобретает связный характер и позволяет выражать многие отношения» [41].
В процессе освоения диалогической речью дети остро нуждаются в помощи взрослого. В свою очередь, взрослый способен научить детей контролировать себя и партнера в ходе беседы, задавать вопросы и отвечать на них, пытаться рассуждать, говорить связно, грамотно, понятно для собеседника. Такое обучение должно идти, как в семье, так и в рамках детского сада.
Педагоги детского сада направляют свои усилия на то, чтобы процесс речевого общения дошкольников был содержательным и проходил в формах, отвечающих требованиям, предъявляемым к поведению человека в обществе.
Этому способствуют, прежде всего, требования ФГОС ДО, задающего целевые ориентиры речевого развития для детей средней группы:
– имеет сформированные специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности;
– проявляет стремление к общению со сверстниками, нуждается в содержательных контактах с ними, по предложению воспитателя может договориться со сверстником;
– с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками;
– речевые контакты становятся более длительными и активными;
– для привлечения и сохранения внимания сверстника использует средства интонационной речевой выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи).
– использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и взрослыми [24].
А также ряда программ, по которым осуществляется образовательно-воспитательный процесс в дошкольных учреждениях. Авторы многих из них (Арушанова А.Г., Струнина Е.М., Павлова А.А., Ушакова О.С., Юрьева Н.М. и др.) признают важность обучения диалогической речи. Учитывая, что в развитых формах диалог – «не просто бытовой ситуативный разговор, но богатая мыслями произвольная контекстная речь, вид логического взаимодействия, содержательное общение». Именно поэтому в разделах по формированию диалогической речи, разработанные ими программы, сводятся к тому, чтобы научить детей пользоваться, прежде всего, устными формами речи: вопрос, ответ, краткое сообщение, пересказ, развернутый рассказ. Для этого предусматриваются занятия, специальные упражнения, игры [29].
То, что у дошкольников необходимо развивать диалогическую форму речи, подчеркивают в своих работах Колодяжная Т.П. и Колунова Л.А. На протяжении всего дошкольного возраста необходимо формировать у детей умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, возражать, подавать реплику). С данной целью целесообразно использовать в общении с детьми беседы на самые разнообразные темы: о жизни ребенка в семье, детском саду, его отношениях с друзьями, об увлечениях, получаемых впечатлениях. Очень важно развивать умение слушать партнера по общению, задавать ему при необходимости вопросы и учиться отвечать на них в зависимости от его контекста.
Диалог в качестве ведущей формы общения ребенка со взрослым признает Лисина М.И. Совместная игра, чтение и обсуждение книг, беседы на личностные темы, по ее мнению, помогают ребенку выступать равноправным и активным участником общения [19].
Акцентируют внимание на разговор с дошкольником Яшина В.И. и Алексеева М.М. Подчеркивая, что диалог – это «сложная форма социального взаимного контакта», они включают в него три группы умений, необходимых для более полного овладения диалогической речью: вступать в контакт, эмоциональное общение, развитие связной устной речи. Беседа взрослого с ребенком, по их мнению, способна позволить оценить у него ряд критериев, нужных диалогической речи: коммуникабельность, экспрессивность общения, интонационную выразительность, полноту изложения, связность и логичность высказывания [42].
Таким образом, многочисленные исследования в области развития диалогической речи дошкольников говорят о том, насколько необходима и объемна данная работа. Несомненно, специальные упражнения и игры, разработанные представленными выше, а также другими авторами – верные помощники данного образовательного процесса. Однако для развития диалогической речи дошкольников наряду с такими занятиями не меньшее значение имеет непосредственное речевое общение детей с воспитателем и друг другом в повседневной жизни в рамках дошкольного учреждения.
Программа детского сада предусматривает работу по развитию диалогической речи, направленную на формирование необходимых коммуникативных умений. В отношении детей среднего возраста такая работа должна вестись в отношении следующих диалогических умений.
1. Собственно-речевые умения: вступать в общение (знать, когда и как можно начинать разговор со знакомым и незнакомым человеком, либо занятым (разговаривающим с другим)), поддерживать и завершать общение (учитывать ситуацию и условия общения), проявлять инициативу в общении, уметь слушать и слышать собеседника, переспрашивать при необходимости, высказываться логично и связно, выражать отношение к предмету разговора, доказывать свою точку зрения, сравнивать, приводить примеры, соглашаться либо возражать, пользоваться интонацией и т.п.).
2. Умения речевого этикета: знакомство, обращение, приветствие, прощание, поздравление, привлечение внимания, просьба, отказ и др.
3. Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.
4. Умение общаться с целью планирования совместной деятельности, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
5. Неречевые (невербальные) умения: уместное использование жестов, мимики [24].
В отношении детей среднего дошкольного возраста педагог детского сада должен стремиться уделить больше внимания качеству ответов детей, обучать их отвечать на вопросы, не уклоняясь от сути. Также он должен приобщать дошкольников к участию в коллективных обсуждениях, беседах, учить слушать и слышать друг друга. Продолжать у детей воспитание культуры общения: умение знакомиться, приветствовать, начинать разговор с незнакомыми людьми, отвечать и разговаривать по телефону, встречать гостей и общаться с ними, с уважением относиться к разговору взрослых, не вмешиваясь в него, yа прогулке, в группе, во время одевания, умывания, в игре – воспитатель должен уметь использовать любую возможность для
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аветисян, Н. К. Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи // СТУДЕНЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ. Сборник статей IV Международного научно-исследовательского конкурса : в 2 ч.. Пенза, 2019. С. 218-22
2. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
3. Арушанова, А. Г. Речевое общение детей 3-7 лет. –М, 2004 – 288 с.
4. Беспалова, Н. Р. Использование арт-технологий в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими проблемы в развитии речи // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2016. № 4. С. 2074-2077.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
7. Выскорко, А. А. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование //
Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 254-256.
8. Голуб, И. Б. Риторика. Учитесь говорить правильно и красиво / И.Б. Голуб. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2014. - 416 c.
9. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
10. Граудина, Л. К. Русская риторика / Л.К. Граудина, Г.И. Кочеткова. - М.: Центрполиграф, 2011. - 670 c.
11. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6-7 лет / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М.: Просвещение, Росмэн, 2018. - 224 c.
12. Гуцу, Е. Г. Развитие навыков общения у детей младшего школьного возраста в группе сверстников // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1549.
13. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
14. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-Мансийск, 2014. С. 49-57
15. Завалко, Е. А. Развитие коммуникативных навыков в речи детей дошкольного возраста. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Самарский государственный университет. Самара, 2012
16. Калинина, К. М. Взгляды исследователей на развитие связной речи у детей дошкольного возраста в онтогенезе // Теоретические и методологические проблемы современного образования. Материалы XVII Международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований". 2014. С. 79-80.
17. Колодяжная, Т. П. Зарождение идей личностно-ориентированного образования в педагогических системах Ж-Ж. Руссо и Л. Н. Толстого. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Ростов н/д, 2004. – 28 с.
18. Криницкая, О. И. Влияние зрительной депривации на развитие моторной сферы и речи детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 2. С. 229-232.
19. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка. Под редакцией Рузской А.Г. — М.: Институт практической психологи, Воронеж: Модэк, 1997. — 384 с.
20. Маврина, Л. Развитие речи / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2015. - 16 c.
21. Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду: пособие для воспитателя.- 2-е изд., испр. – М, «Гном и Д», 2000
22. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
23. Москвин, В. П. Риторика и теория коммуникации. Виды, стили и тактики речевого общения / В.П. Москвин. - Москва, 2015. - 218 c.
24. Некрасова, Ю. В. Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе подготовки учебной деятельности // Педагогические традиции в развитии современной личности. Сборник научных трудов. Елец, 2018. С. 89-92.
25. Николенко, Л. А. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с помощью сказок в работе воспитателя // ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией профессора В.Н. Скворцова. 2014. С. 313-317.
26. Носенко, Н. П. Использование физкультурных минуток на занятиях по развитию речи с детьми дошкольного возраста // Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. 2011. С. 122-123.
27. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
28. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
29. Привалова, С. Е. Технологическая модель реализации коммуникативного подхода в работе по развитию речи детей дошкольного возраста. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Екатеринбург, 2002
30. Севостьянова, Е. С. Современное состояние проблемы использования дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Физиология, психология и медицина. 2008. № 12. С. 174-179.
31. Серебренникова, М. В. Развитие образного строя речи у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2015. № 2 (107). С. 44-48.
32. Скворцова, М. Л. Игры и игрушки из дерева в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2017. № 3. С. 473-476.
33. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
34. Соловьёва, О. И. Методика развития речи и обучения в детском саду. М, «Просвещение», 1966.
35. Сомкова, О. Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. 2012. № 3. С. 6-17.
36. Судакова, Е. Н. Развитие образности речи детей дошкольного возраста в разных типах высказываний. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2007
37. Ушакова, О. С., Струнина, Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. —М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.—288 с.
38. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] – URL: https://fgos.ru/ (Дата обращения: 22.09.2019
39. Черемных, Н. В. Игровые технологии в развитии речи детей младшего и среднего дошкольного возраста // Современные тенденции развития дошкольного и начального образования в Дальневосточном регионе. 2013. № 1. С. 263-269.
40. Чулкова, А. В. Методика обучения диалогической речи детей дошкольного возраста. Автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / Одесса, 1994
41. Эльконин, Б.Д., Островерх, О.С. и др. Формирование индивидуального учебного действия младшего школьника // «Завуч», №6, 2002.- с.23-30.
42. Яшина, В. И., Алексеева, М. И. Теория и методика развития речи детей. - под общ. ред. В. И. Яшиной. —4-е изд., перераб. и доп. —М. : Издательский центр «Академия», 2013. —448 с. —(Сер. Бакалавриат).