Фрагмент для ознакомления
2
Таким образом, самооценка - объективный фактор, влияющий на притязания личности, взаимоотношения между людьми. Она способствует организации процесса воспитания, содействует выработке объективных критериев своих поступков поведения, зарождает чувство неудовлетворённости собой, влияет на эффективность работы над собой.
Итак, самооценка - это компонент самосознания, субъективное и личностное образование психики человека, при рассмотрении которого необходимо учитывать факторы, влияющие на его формирование. Этому вопросу посвящено наше эмпирическое исследование.
1.3 Особенности самооценки в подростковом возрасте и личности Интернет-зависимых подростков
Подростковый возраст - период онтогенеза, соответственный переходу от детства к юности. Это время является важным для каждого человека, так в этот период мы проходим сложные перемены в жизни, пересматриваем свое отношение к миру, к людям. Проблемами подросткового возраста занимались Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова. Подростковый возраст характеризуется ими как переходный, сложный, трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объем деятельности, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления. Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания. Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка.
Ф. Райс и К. Долджин отмечают, что подростковый возраст - это период жизни между детством и зрелостью». По их мнению, подростковый период не един и однороден. И. Г. Малкина-Пых говорит о том, что «не существует жестких границ начала и завершения каждой стадии» и «существует много классификаций возрастов, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания (а, следовательно, и основанных на разных критериях)». В психологии критерии возрастной классификации определяются:
1) конкретно-историческими и социально-экономическими условиями воспитания и развития, которые соотносятся с разными видами деятельности;
2) возрастной физиологией;
3) созреванием психических функций, которые определяют само развитие и принципы обучения.
Главное новообразование переходного возраста, по Л. С. Выготскому, - то, что теперь «в драму развития вступает новое действующее лицо, новый качественно своеобразный фактор - личность самого подростка». В связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития.
Одним из главных моментов является то, что в подростковый период происходит выход человека на качественно новую социальную позицию, в которой формируется и активно развивается сознание и самосознание личности. Постепенно происходит отход от прямого копирования оценок взрослых, возрастает опора на внутренние критерии. Поведение подростка начинает все больше регулироваться его самооценкой. Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов. Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, В.С, Мухина, Е.А. Серебрякова, А.Г. Спиркин, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон; А. Адлер, Р. Бернс, К. Левин, К. Роджерс.
Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личный статус. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а не на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения. Но самооценка может быть и неоптимальной - чрезмерно завышенной или слишком заниженной. На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. Завышенная самооценка приведет и к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он не редко сталкивался с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться. [4, с.61]
По мнению К. Роджерса представление о себе, если Я в собственном восприятии и идеальное Я начинают сливаться, то подросток может принять себя, а если нет, то это может привести к психологическим проблемам. Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность.
В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему - «Я- концепцию» Р. Бернс дал свое определение «Я-концепции» и разработал ее структуру. «Я-концепция» - это совокупность всех представителей индивида о себе, сопряженная с их оценкой. «Я-концепция», в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Структура Я-концепции является действенным регулятором поведения подростка, изменяющегося в зависимости от четкости или неясности Я-образов. Особенно важными в плане регуляции поведения являются контакты со значимыми людьми, которые, в сущности, и определяют представления подростка о самом себе. Я - концепция является организующим ядром личности, ключом к нормальной адаптации в социуме. В норме она отличается гармоничностью (минимум внутренних противоречий и единый взгляд на жизнь) и автономностью (сформированность коммуникативных особенностей и уверенность в себе), отвечает за адекватную переработку поступающей информации и ответные поведенческие реакции. [3, с.89]
Развитие когнитивной сферы в подростковом возрасте имеет две стороны - количественную (заключается в степени и уровне развития, подросток быстрее и легче решает интеллектуальные задачи) и качественную (сдвиги в структуре мыслительных процессов, то есть способ решения задач).
Для подростков в отличие от детей характерно:
1) более эффективное использование отдельных компонентов обработки информации, таких как память, запоминание, а также ее использование в других ситуациях;
2) более сложные стратегии решения различных типов проблем;
3) более эффективные способы овладения и символического сохранения информации;
4) более высокая степень исполнительных функций, включая планирование, принятие решений, гибкость при выборе стратегий из широкого ряда сценариев.
Умственное развитие подростка заключается в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. «В познавательных процессах он выступает как стиль мышления, т. е. устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации». Стиль мышления во многом зависит от типа нервной системы.
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния интернет зависимости на самооценку подростков
2.1 Методология изучения интернет зависимости и самооценки подростков
Исследование было проведено на базе (указать). Способ построения выборки - метод приближенного моделирования. Всего в исследовании приняли участие 60 человек, из них 17 (28%) мальчиков и 47 (72%) девочки. Возраст испытуемых: 14-16 лет.
Цель исследования: выявить влияние интернет-зависимости на формирование самооценки подростков
Объект исследования: Интернет-зависимость у подростков.
Предмет исследования: личностные особенности подростков с разными стадиями сформированности Интернет-зависимости.
Основная гипотеза исследования: существует связь между стадиями сформированности Интернет-зависимости, личностными особенностями подростков и их самооценки.
Основная гипотеза была конкретизирована в следующих частных гипотезах:
1. Существуют различия в личностных особенностях подростков с разными стадиями сформированности Интернет-зависимости.
2. Существует обратная связь между стадиями сформированности Интернет-зависимости и коммуникативными умениями.
3. Существует обратная связь между стадиями сформированности Интернет-зависимости и самооценкой подростков.
Достижению поставленной цели послужило решение следующих задач эмпирического исследования подправьте, как во введении:
1. Провести диагностику личностных особенностей испытуемых.
2. Выявить стадии сформированности Интернет-зависимости у подростков.
3. Выявить особенности отношений подростков с их родителями.
4. Провести корреляционный анализ с целью установления наличия корреляционных связей между личностными особенностями подростков и стадиями сформированности у них Интернет-зависимости.
Процедура исследования:
Это можно убрать, а написать, что исследование проводилось на базе СОШ №….г В исследовании приняли участие обучающиеся ……класса, в количестве -……человек, средний возраст испытуемых - …… лет. Исследование проводилось в течение нескольких дней, во второй половине дня и занимало около 1,5 часа.
Учащимся предлагалось принять участие в исследовании, посвящённом изучению уровню сформированности Интернет-зависимости и самооценки. После получения согласия испытуемым раздавались тексты опросников и бланки методик и проговаривалась инструкция по способу заполнения и работы с ними.
Для проведения исследования были использованы следующие методики:
1) Способ скрининговой диагностики Интернет-зависимости Л.Н. Юрьевой, Т.Ю. Больбот
2) Диагностика самооценки Т. Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.
Данные методики соответствуют цели исследования и удобны при одновременном исследовании большого числа испытуемых. Перейдем к описанию методик.
Методика «Способ скрининговой диагностики Интернет-зависимости» Л. Н. Юрьевой и Т. Ю. Больбот
Цель: выявление кибер-аддикции (в том числе интернет-аддикции).
Описание. Опросник состоит из 11 утверждений относительно проявлений эмоционального состояния личности за компьютером или в Интернете, рассуждений относительно реализации замыслов и предчувствия удовольствия, количества времени пребывания за компьютером и материальных расходов, связанных с этим, волевых свойств, ощущений, получаемых во время провождения компьютерного досуга, ассоциативного характера восприятия получаемого удовольствия, влияния увлечения компьютером на социально-бытовые обязанности, роли социальных обязательств в повседневном быте, влияния компьютера на психофизическое состояние, режим сна и бодрствования.
Инструкция:
Обработка и анализ. Каждое утверждение сопровождается 4 степенями согласия с ним. Возможным ответам «никогда», «редко», «часто» или «очень часто» присваивают баллы 1, 2, 3 и 4, соответственно. Максимальный балл по единственной шкале методики составляет 44 балла. Все утверждения учитываются в прямые значения. Высчитывается сумма пунктов по всем показателям
16 баллов - риск развития интернет-зависимости равен 0.
16-22 балла - стадия увлечения, «прилипания» к зависимости, так называемого аттачмента. Реабилитационные мероприятия дадут наибольший эффект.
23-37 баллов - первая стадия зависимости.
38 и более баллов - вторая стадия зависимости.
Тест коммуникативных умений Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха)
Цель: Определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.
Описание. Данный тест представляет собой разновидность теста достижений, то есть построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на неправильные «снизу» (зависимые) и неправильные «сверху» (агрессивные). Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов поведения. Надо выбрать один, присущий именно ему способ поведения в данной ситуации. Нельзя выбирать два или более вариантов, или приписывать вариант, не указанный в опроснике.
Инструкция: Просим вас внимательно прочитать каждую из описанных ситуаций и выбрать один вариант поведения в ней. Это должно быть наиболее характерное для Вас поведение, то, что Вы действительно делаете в таких случаях, а не то, что, по-вашему, следовало бы делать.
Тест акцентуаций свойств темперамент (В.В. Плотников, Л.А. Северъянова, Д.В Плотников, Д.В. Бердников)
Цель: диагностика акцентуация свойств темперамента и типов акцентуации свойств темперамента.
Описание: позволяет быстро, просто, надежно и научно обоснованно исследовать отдельные свойства темперамента, акцентуированные его типы и выявлять дисгармоничные сочетания свойств и типов акцентуаций.
Тест акцентуаций свойств темперамент основан на глубоком изучении известных опросников структуры темперамента В.М. Русалова и акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека, также были отобраны наиболее информативные для отечественной выборки вопросы из других известных тестов (ММР, 16 PF Кеттелла и др.). Тест содержит 125 вопросов, ответы на которые занимают 10-15 минут.
Методика диагностика самооценки Т.Дембо-С.Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан
Цель: диагностика самооценки и уровня притязаний.
Описание. Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание. Изображено семь линий, длина каждой - 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина - едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально - с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.
Инструкция: Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. На следующей странице изображены семь таких линий. Они обозначают:
1) здоровье;
2) ум, способности;
3) характер;
4) авторитет у сверстников;
5) внешность;
6) уверенность в себе.
Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.
Обработка и интерпретация. Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная - «здоровье» - не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы подростков получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).
По каждой из шести шкал определить:
а) уровень притязаний - расстояние в мм от нижней точки шкалы («О») до знака «х»;
б) высоту самооценки - от «0» до знака «х»;
в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой - расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
2.2 Обработка и интерпретация результатов исследования Интернет-зависимости у подростков
Используя описанные выше методики, мы получили данные о стадиях сформированности Интернет-зависимости, личностных особенностях подростков и их самооценки. После проведения диагностики испытуемых бланки были обработаны в соответствии с ключами, затем была проведена статистическая обработка данных. Рассмотрим результаты, которые были получены по каждой из методик отдельно.
Результаты, полученные по методике «Скрининговая диагностика Интернет-зависимости»
В соответствии с целью нашего исследования первым этапом было выявление стадий сформированности Интернет-зависимости у испытуемых. Полученные результаты представлены на рис.1.
Рис. 1. Распределение подростков по уровню сформированности Интернет-зависимости
Как можно увидеть на рис. 1, среди испытуемых нет тех, кто находится на третьей стадии зависимости или независим вообще. На стадии увлеченности находится 31 подросток (52%), на первой стадии Интернет-зависимости - 29 подростков (48%).
В соответствии с полученными результатами диагностики подростки были поделены на 2 группы. В первую группу входят подростки, находящиеся на стадии увлеченности (31 человек), во вторую - подростки находящиеся на первой стадии Интернет-зависимости (29 человек).
2.3 Обработка и интерпретация результатов изучения самооценки подростков
Результаты, полученные по методике «Тест акцентуаций свойств темперамента». Полученные данные по каждой шкале позволили разделить испытуемых на 3 группы: 1 - подростки, обладающие выраженной акцентуацией; 2 - подростки, обладающие умеренной выраженностью акцентуации; 3 - подростки, обладающие акцентуацией противоположных свойств. Полученные результаты представлены на рис. 2.