Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Придерживаясь общедидактических требований и требований частных дидактик, педагоги и целые школьные коллективы вынуждены прибегать к поиску и использованию современных элементов, для наполнения методической системы обучения, чтобы обеспечить формирование комплекта универсальных учебных действий у обучающихся.
Очевидно, достойное место в этой системе может занять кейс-технология вообще, кейсы и кейс-задания в частности, применение которых ориентировано на формирование умений и навыков обработки и применения информации в конкретной ситуации, для выработки тактики и стратегии разрешения многогранной проблемы, имеющей практическое значение.
Цель работы: охарактеризовать возможности воздействия кейс-заданий, включенных в учебно-воспитательный процесс по истории на уровень доминантности предмета и особенности мыслительной деятельности обучающихся.
Объект исследования: применение кейс-технологии в учебно-воспитательном процессе по истории.
Предмет исследования: влияние работы с кейсами на повышение уровня интеллектуального развития и интереса к истории у обучающихся.
Задачи исследования:
- рассмотреть Древнегреческое общество в отражении художественной литературы: от Гомера до Еврипида;
- разработать и апробировать комплекты кейсов в учебно-воспитательном процессе.
В основу исследования была положена гипотеза о том, что регулярная работа с кейсами на уроках истории может сделать учебный предмет привлекательнее, повысить уровень знаний обучающихся, создать благоприятную среду для интеллектуального развития.
Для решения поставленных задач, проверки гипотезы мы воспользовались следующим набором методов:
- теоретический анализ проблемы на основе изучения литературы по педагогике, психологии, частным дидактикам;
- интервьюирование и тестирование респондентов с использованием батареи психологических и педагогических тестов;
- проведение обработки собранных материалов и фиксирование
результатов в виде таблиц, диаграмм, рисунков;
- эксперимент.
Хронологические рамки исследования.
Исследование проведено в хронологических рамках с (IX до V вв. до н.э.).
База исследования. Апробация работы осуществлялась в учебно-воспитательном процессе по истории с МБОУ «Березниковской Средней школы»
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы учителями-предметниками общеобразовательных учреждений и средних специальных образовательных учреждений для организации учебно-воспитательного процесса по истории.
Наборы кейсов могут быть применены при подготовке учащихся к предметным олимпиадам.
Разработки могут быть включены в курс методики преподавания истории, использованы для подготовки студентов к педагогической практике.
1 ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО В ОТРАЖЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: ОТ ГОМЕРА ДО ЕВРИПИДА
1.1 Гомеровская эпоха в художественной литературе
Три века греки находились в условиях родовых отношений. Как нетрудно догадаться, Гомеровский период в истории Древней Греции был назван так в честь прославленного Гомера, великого древнегреческого поэта, автора поэм «Одиссея» и «Илиада» [8]. Гомера считают древнегреческим поэтом-сказителем, жившим в VII, или в VIII веке до нашей эры.
Биография Гомера реконструировалась многими исследователями, начиная от древних времен и до современности. Жизнеописание Гомера сказителя составили из разных античных источников. Несмотря на повышенный научный интерес оно не несет в себе исторической ценности, так как в нем отмечены лишь необоснованные факты и часто нереалистичные формулировки. Вопросы есть и к имени Гомера, которого иногда величают Мелисигеном [30]. Слово «Гомер» в переводе с древнегреческого дословно означает «слепец», поэтому существует такое мнение, что он являлся одним из аэдов. Аэдами называли незрячих сказителей народных песен, которые были положены в основу древнегреческого эпоса. В силу своих особенностей они не могли заниматься земледелием, в связи с этим зарабатывали деньги пением. До восстановления письменности, утраченной еще во времена «Тёмных веков», аэды импровизировали под аккомпанемент инструментов, таких, как лира, кифара или форминга. Толкование имени Гомера занимало ученых с древних времен.
Именно произведения «Одиссея» и «Илиада», а также результаты археологических раскопок, и являются главными источниками информации об этом историческом периоде. Поэма "Одиссея" - вторая поэма (первой была «Илиада») древнегреческого поэта Гомера о многолетних похождениях и подвигах Одиссея.
Он - сама практическая разумность, нескончаемая энергия, способность ориентироваться в сложных обстоятельствах, умение красноречиво и убедительно говорить, искусно обходиться с людьми.
Илиада - эпопея Гомера о Троянской войне. Это эпическое произведение, которое вместе с Одисеей, считается древнейшим памятником античной литературы [8]. Считается, что поэма была создана Гомером в VII или VIII веке до нашей эры.
Гомер не описывает всю Троянскую войну. «Илиада», состоящая из 24 глав и более 16 000 стихов, охватывает 51-дневный период, но относится ко многим событиям, связанным с различными этапами девятого года троянской войны. Сага открывается гневом Ахиллеса и заканчивается похоронами Гектора.
Одиссея - одна из знаменитых эпопей Гомера. Это одна из основ современной западной культуры и второй старейший образец западной литературы, сохранившийся после эпоса Илиады. По оценкам ученых, она была написана в конце 8-го века до нашей эры в (Ионии). Эпопея была в основном о греческом герое Одиссее и его возвращении домой после падения Трои. После десятилетия Троянской войны Одиссею требуется еще десять лет, чтобы вернуться в Итаку) где находится его дом. В отсутствие Одиссея, который считался мертвым, его жена Пенелопа и его сын Телемах должны иметь дело с группой (женихов), каждый из которых хочет жениться на Пенелопе [8].
«Илиада» и «Одиссея» – считаются великими древнегреческими поэмами, созданными на основе мифов о войне с Троей. Эти поэмы древнейшие из сохранившихся памятников европейской литературы. «Илиада» рассказывает о цикле событий, охватывающих последние пятьдесят дней Трои. Центральным эпизодом поэмы является ссора Ахилла с Агамемноном, в результате которой Ахилл отказывается от дальнейшего участия в военных действиях на стороне ахейцев. После данного события, войско бывших союзников героя потерпело ряд поражений в отдельных битвах, однако основным исходом событий является крушение Трои, которое предрешено богинями судьбы – Мойрами. «Одиссея» в отличии от «Илиады», являет собой проникновенный и единый рассказ о герое, ведущем борьбу за свою заветную мечту – оказаться на родине. События происходят после победы ахейского войска над воинами Трои. Современниками не оставлено о Гомере никаких бы то ни было достоверных сведений. Когда поэмы уже были созданы, несколько греческих городов вели спор за право называться родиной великого сказителя Гомера.
Есть два значения данных произведений.
Первое – литературное, это прекрасные произведения, которые описывают сильные стороны и торжество человеческого духа над опасностями.
Второе – историческое значение, потому что это первые памятники западной литературы, и потом эти произведения передают важнейшие сведения о жизни древних греков. И эти произведения были использованы для поиска Трои и дворца царя Приама [1, С. 3].
Большую часть реалий, которые авторы отражают в своих поэмах таких, как экономическое развитие, социальные и политические отношения, можно в первую очередь отнести как мне кажется к Гомеровскому периоду (IX-VIII века до нашей эры). Обобщая эти моменты можно выстроить картину жизни и быта людей послемикенского периода, когда после так называемой «дворцовой» цивилизации приходит эра временного исторического регресса и на первый план выходят небольшие сельские общины с их вождями-басилевсами.
Наиболее ярко и полноценно картину быта автор описал в «Илиаде». В первую очередь это относится к земледелию (пахоте и сбору урожая). Помимо этого, в представленном ниже отрывке можно найти данные о получивших в те времена широкое распространение виноградарстве, садоводстве, а также скотоводстве.
«Нива, хотя и златая, чернеется сзади орющих,
Вспаханной ниве подобясь: такое он чудо представил.
Далее выделал поле с высокими нивами; жатву
Жали наемники, острыми в дланях серпами сверкая»
Поэма Гомера показывает, что население проживало в сельских поселениях, главное их занятие - земледелие (ячмень), свиноводство. Ремесленники немногочисленны, их услуги мало востребованы. Торговые связи очень скудные. Быт (даже высших слоев) простой и патриархальный. Жили в грубых домах. Слабая имущественная дифференциация. Не было центральной власти, налогов тоже не было. Греция делилась на племенные образования (филы и фратрии), во главе вожди (военачальники), собирали ополчение в случае опасности (народное собрание). Характерна кровная месть.
Анализируя «Илиаду» можно сделать вывод о процветании кузнечного дела.
«Так произнесши, оставил ее и к мехам приступил он.
Все на огонь обратил их и действовать дал повеленье.
Разом в отверстья горнильные двадцать мехов задыхали,
Разным из дул их дыша раздувающим пламень дыханьем,
Или порывным, служа поспешавшему, или спокойным,
Смотря на волю творца и на нужду творимого дела»
Также следует обратить внимание на то, что в обществе Гомера cуществовала община, которая предстваляла из себя социальный организм, основной структурой которого был конгломерат ойкосов. Внутри общины все входящие в состав включая самих ойкосов группируются либо по принципу кровных связей, либо по принципу товарищества или сверстничества. Гомеровская община – позднеродовое или предклассовое общество, уже вступившее на стадию классообразования.
В отрывке предстваленном ниже, где разговаривают ликийские вожди Главка и Сарпедон наиболее ясно отражаются представления эпохи Гомера о прерогативах и обязанностях древних царей не столько самой Ликии или других государств, сколько самих жителей Древней Греции.
«Сын Гипполохов [Главк. — О.К.]! за что перед всеми нас отличают
Местом почетным, и брашном, и полной на пиршествах чашей
В царстве ликийском и смотрят на нас, как на жителей неба?
И за что мы владеем при Ксанфе уделом великим,
Лучшей землей, виноград и пшеницу обильно плодящей?
Нам, предводителям, между передних героев ликийских
Должно стоять и в сраженье пылающем первым сражаться»
Гомер в своих произведениях избегает упоминания названия «род». В его произведениях род ни одного раза не выступает в качестве четко оформленного социального организма, который имеет определенную внутреннюю организацию. Особую важность приобретает наличие большого круга родственников в таких ситуациях, как кровная месть. Человек лишенный родственников, является практически беззащитным, напротив тот, кто обладает их большим количеством, способен отважиться на беззаконные поступки. В описанных случаях род предстаёт не в собственном значении данного слова, а речь идёт лишь группой семей, связанных между собой.
О других звеньях «органического ряда», таких как филы и фратрии, дается скудная информация, из которой можно сделать вывод о том, что фратрии и филы - итог распада древнего рода, либо следствие позднейшей перестройки.
Родственные связи также играли важную роль в защите государства. Во многих греческих городах-государствах, вплоть до конца архаической эпохи, построение ополчения происходило по родовому признаку.
Однако, мы можем заметить, что у гомеровских героев присутствует не только чувство родовой привязанности, но и дружеской. Главной темой «Илиады» Гомера является мотив мести главного героя за погибшего друга. Месть за родственника пересекается с местью за гибель «милого друга», из этого вытекает, что чувство семейной привязанности и дружба стоят в гомеровской шкале этнических ценностей достаточно близко. [9, С. 162].
Практически все главные герои поэм имеют свои собственные дружины, а в каждой из них есть люди, связанные с героем-предводителем узами своей зависимости именно они названы «слугами». Слуги могут жить под одним кровом со своим покровителем, либо слуга получает от патрона участок земли, дом и живет сам по себе. Преданность слуги проверялась в бою. Также в дружину входят рядовые ратники (временные слуги). Дружина как таковая не существовала постоянно, всегда готовой к бою. Дружинников нужно было каждый раз собирать и распускать перед началом очередной битвы. При этом дружина не представляется известной Гомеру в том значении слова которое мы знаем сейчас. Данный элемент в условии гомеровского времени является лишь временным и по большей части случайным сборищем смельчаков, которые совершенно добровольно следуют за аристократом в опасном мероприятии. Также следует понимать, что содержание массы вооруженных людей в течении длительного периода было бы слишком неподъёмной роскошью для басилеев. При необходимости они приводили в действие сложный механизм связей между родственниками, товарищами, клиентами, что позволяло в короткий срок поднять на ноги большое количество надежных приверженцев в короткий срок. В основном, дружина предназначалась для кратковременных набегов.
Еще одним элементом общества в понимании Гомера были мужские союзы, включающие в себя группу сверстников и существующие безотносительно личности того или же иного героя. Именно это и является главным отличием от дружин, основанных на личной зависимости. При этом вовсе не каждый человек мог стать членом такого союза, а лишь тот, кто владел определенного рода собственностью.
Уяснение базовых принципов структуры общества Гомера затрудняется иллюзией всеобщей социальной гармонии и благополучия, в которых совершенно нет места для любого рода классового конфликта. Вообще мысль о биологической и, следовательно, социальной неравноценности людей, о разделении всего человечества на две обособленные породы «добрых» (ἀγαθοί) и «скверных» (κακοί) или «лучших» (ἀριστῆες) и «худших» (χέρηες) вовсе не свойственна Гомеру и, кроме того, можно уверенно говорить о принадлежности к числу фундаментальных идей, которые определяют собой мировоззрение эпического поэта.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев, Ю. В. Об историзме гомеровского эпоса / Ю. В. Андреев // ВДИ. – 1984. – № 4. – С. 3-11
2. Андреев, Ю. В. Труд в жизни гомеровских героев / Ю. В. Андреев // Проблемы античной истории и классической филологии. Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции 6-8 февраля 1980. Харьков, 1980. С. 86-87.
3. Андреев, Ю. В. Цари и царская власть в поэмах Гомера // Ю. В. Андреев // Проблемы отечественной и всеобщей истории. Л., ЛГУ, 1976. Вып. 3. С. 126-139
4. Аппиан. Гражданские войны: Пер. с греч. / Аппиан. – Москва, Российская политическая энциклопедия. Селена, 1994. – 416 с.
5. Геродот. История / пер. и примеч. Г.А. Стратановского. - Л., 1972.
6. Гесиод Полное собрание текстов. Поэмы. Фрагменты / Гесиод. - Серия: Античное наследие. – Москва: Лабиринт, 2004. – 256 с.
7. Гиндин, Л.А., Цымбурский В.Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. - М.: Восточная литература, 1996. - 328 с.
8. Гомер Илиада. Одиссея / Гомер. – Москва: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 688 с.
9. Гордезиани, Р. В. Проблемы гомеровского эпоса / Р.В. Гордезиани. - Тбилиси, 1978. С. 162
10. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. Образования / М.Н. Гуслова. – Москва: ИЦ Академия, 2013. – 288 c.
11. Дворецкая, И. А Кровная месть у древних греков и германцев / И. А. Дворецкая, Г. Т. Залюбовина, Е. А. Шервуд. – Москва: Литература, 1995.
12. Добротина, И. Н. Развитие умений информационной переработки текста с использованием приемов современных образовательных технологий [Текст] / И. Н. Добротина // Русский язык в школе. – 2013. – №10. – С. 15–18.
13. Еврипид. Трагедии: в 2 т. / пер. И.Ф. Анненского. - М., 1999. - Т. 1.
14. Ефросинина, Л. А. Урок – важнейшее условие формирования универсальных учебных действий. Курс литературного чтения [Текст] / Л.А. Ефросинина // Начальная школа. – 2012. – № 2. – С. 49–57
15. Зелинский, Ф.Ф. Софокл. Драмы / под ред. М.Л. Гаспарова, В.Н. Ярхо. - М., 1990
16. Зелинский, Ф. Ф. Идея возмездия в греческой трагедии и жизни [Текст] / Ф. Ф. Зелинский // Русская мысль. – 1912. – № 12
17. Кнабе, Г. С. Быт и история в античности / Г. С. Кнабе. – Москва: Наука, 1988. – 390 с.
18. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Г. М. Коджаспирова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 719 с.
19. Лосев, А. История античной эстетики в 14 томах. Т. VIII, кн. I и II / А. Лосев. – Москва: Искусство, 1992. – 312 с.
20. Лурье, С. Я. История Греции / Сост., авт. вступ. статьи Э.Д.Фролов. – Санкт-Петербург: Издательство С.-Петербургского ун-та. 1993. – 680 с.
21. Мирошенкова, В.И. Античная литература. Греция. Антология / ред. Н.А. Федоров, В.И. Мирошенкова. - М.: Высшая школа, 1989. - 870 c.
22. Науменко, Ю. В. УУД: алгоритм создания программы формирования для 5-9 классов [Текст] / Ю. В. Науменко // Народное образование. – 2013. – № 2. – С. 198–205.
23. Некрасова, С. В. Формирование универсальных учебных действий с помощью согласующих учебных заданий / С. В. Некрасова [Текст] // Школьные технологии. – 2014. – № 3. – С. 106–127.
24. Новейший философский словарь. – 3-е изд., исправл. – Минск: Книжный Дом, 2003. – 1280 с. - (Мир энциклопедий).
25. Пальцева, Л. А. Суд у Гомера и Гесиода / Л. А. Пальцева // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. – Санкт-Петербург, 2002
26. Платон. Собрание сочинений [Текст]: в 4 т. / под ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. - М., 1990
27. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в 2 томах. Т. 2. – Издание второе, исправленное и дополненное / Плутарх. – Москва: Наука, 1994. – 486 с.
28. Подласый, И. П. Педагогика. В 2-х т. Т. 1. Теоретическая педагогика: Учебник для бакалавров / И. П. Подласый. – Москва: Юрайт, 2013. – 777 с.
29. Софокл Антигона : [Трагедия] / Софокл ; [Перевод с древнегреч. А. Парина; Послесл. В. Ярхо; Коммент. Н. Подземской; Иллюстрации Н. Алексеева]. - Москва: Искусство, 1986. - [119] с.
30. Тахо-Годи А. А. Гомер и его поэмы // Гомер. Илиада. Одиссея. Пер. В. В. Вересаева, комментарии А. А. Тахо-Годи. – М.: Просвещение, 1987. – С. 5-20.
31. Темина, С. Ю. Кейс-метод в педагогическом образовании. Тематический сборник кейсов / С. Ю. Темина, И. П. Андриади. – Москва: Российская акад. образования, Московский психолого-социальный университет, 2014. – 94 с.
32. Тронский, И. М. История античной литературы. Учебник для студентов филологических специальностей университетов / И. М. Тронский. – Издание 4-е, исправленное и дополненное. – Москва: Высшая школа, 1983. – 312 с.
33. Хачатурян, В. М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10 – 11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений / Под ред. В. И. Уколовой. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Дрофа, 1999. – 512 с.
34. Фукидид. История [Текст] / пер. Ф.Г. Мищенко, С.А. Жебелева. - СПб., 1999
35. Брюханова, Е. Н. Об особенностях применения кейс-технологии на уроках литературы / Е. Н. Брюханова [Электронный ресурс]. URL: http://kampk.ucoz.ru. (Дата обращения: 13.04.2020).
36. Дзатцеева, Т. С. Кейс-технологии и их применение в современной школе на уроках истории / Т.С. Дзатцева [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru. (Дата обращения: 13.04.2020).
37. Долгоруков, А. Метод кейсов (case study) / А. Долгоруков. – [Электронный ресурс]. URL: http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600. (Дата обращения: 13.04.2020).
38. Завгородняя, Е. Г. Кейс-метод на уроках литературы как средство формирования метапредметных компетенций / Е. Г. Завгородняя. – [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru. (Дата обращения: 13.04.2020).
39. Казюлина, О. В. Использование кейс-метода на уроках литературы с целью повышения мотивации к обучению / О. В. Казюлина. [Электронный ресурс]. URL: http://www.uchportal.ru. (Дата обращения: 13.04.2020).
40. Лурия, А. Р. Методика «Пиктограмма» (опосредованное запоминание) PSY-Clinic. Клиническая психология / А. Р. Лурия. – [Электронный ресурс]. URL: http://psy-clinic.info. (Дата обращения: 13.04.2020).
41. Мартин, Т. Древняя Греция: От доисторических времен до эпохи эллинизма / Мартин Томас; Пер. с англ. [Петра Дейниченко] — Москва: Альпина нон-фикшн, 2020. — 472 с.
42. Мегалекции: Технология работы с кейсами. [Электронный ресурс]. URL: https://megalektsii.ru/s31512t8.html. (Дата обращения: 13.04.2020).
43. Методика создания кейсов. Современные образовательные технологии. [Электронный ресурс]. URL: https://studme.org/137314/pedagogika/metodika_sozdaniya_keysa. (Дата обращения: 17.04.2020)
44. Темина, С. Ю. Реализация проблемно-поисковых методов в воспитании молодого поколения как перспективное направление развития педагогической теории и практики [Текст] / С. Ю. Темина // Известия Российской академии образования. – 2017. – №1. – С. 59–64