Фрагмент для ознакомления
2
Рл1 и Рл2 - общий уровень рентабельности, достигнутый по этим двум вариантам инвестиций.
Таким образом, предпочтительным является вариант инвестиционных операций, который обеспечивает максимально возможное повышение доходности Банка.
С экономической точки зрения, имущество передается в лизинг на определенный срок (срок лизинга) с условием его возврата, за которые владелец получает определенную плату (лизинговые платежи).
Плата за использованные лизингодателем кредиты на приобретение имущества рассчитывается по формуле (см. формула 3) :
Следует отметить, что в каждом году расчетная оплата за используемые кредитные ресурсы соотносится со среднегодовой суммой непогашенного кредита или со среднегодовой стоимостью имущества, являющегося предметом договора (см. формула 4):
Расчет комиссионного вознаграждения Банка производится следующим образом (см. формула 5):
1.4 Анализ рынка лизинга в России
Роль лизинга в экономике страны складывается под влиянием ряда факторов, к которым относятся наличие налоговых льгот для лизинга, уровень развития банковской системы и финансовой сферы в целом, отраслевая структура экономики и уровень изношенности основных средств.
Наблюдаются существенные различия в структуре объёмов нового бизнеса между РФ и странами Европы: драйвером европейского рынка лизинга является сегмент пассажирского транспорта, в то время как в РФ значительно преобладает сегмент “big ticket” (ж/д техника, авиационная техника, суда). Доля лизинга в структуре инвестиций в основной капитал экономики РФ составляет 7,2% . Для сравнения: в странах с развитым рынком лизинга этот показатель существенно выше - 15 - 30%, что свидетельствует о наличии значительного потенциала в развитии лизинга в РФ в долгосрочной перспективе.
Спрос на объект лизинга определяется целым рядом факторов, среди которых наиболее значимыми являются: цена имущества, налоговые льготы для участников лизинговых отношений, платежеспособность потенциальных лизингополучателей, ставка банковского процента как альтернативная возможность приобретения основных средств.
Текущее состояние рынка лизинга РФ
В период 2008-2011 гг. наблюдалась тенденция активного роста доли сегмента ж/д техники в структуре рынка лизинга. Основными факторами роста спроса в этом сегменте стали привлекательные цены на вагоны, отложенный спрос (в конце 2008 г. - начале 2009 г. новый парк практически не закупался), упреждающее наращивание собственного парка операторами рынка, с учетом ожидающегося в ближайшие годы списания ОАО «РЖД» существенного парка изношенных вагонов. Причинами снижения доли сегмента в 2012-2014 гг. стали перепроизводство железнодорожных вагонов, изменение цен на подвижной состав, резкое снижение ставок аренды и уменьшение объема грузоперевозок. На этом фоне активно прирастали сегменты грузового и легкового автотранспорта, авиатехники, энергетического оборудования.
Сегментация лизинговых компаний на российском рынке позволила выделить следующие их группы:
- государственные лизинговые компании (6,5% рынка),
- лизинговые компании, принадлежащие банковским группам (51,4%),
- лизинговые компании, входящие в промышленные группы (8,9%),
- независимые лизинговые компании (33,2%).
Сегментация лизинговых компаний представлена на рисунке 1.4.1.
Рисунок 1.4.1 - Сегментация лизинговых компаний на российском рынке
В таблице 1 представлены преимущества и недостатки по каждой группе .
Таблица 1 - Сравнение групп лизинговых компаний
№ Наименование Преимущества Недостатки
1 Банковские группы
Преференции при финансировании, возникающие от аффилированности с банком;
Использование клиентской базы банка;
Эффект экономии благодаря наличию единых служб и технологий лизинговой компании и банка. Строгое следование правилам банка;
Финансовая зависимость от банка;
Отсутствие гибкости и оперативности.
2 Независимые компании Гибкость и динамичное решение любых вопросов;
Отсутствие аффилированных структур и быстрая реакция на рынок;
Универсальность в выборе поставщика и источников финансирования;
Отраслевая диверсификация. Привлечение финансирования на менее выгодных условиях по сравнению с другими группами конкурентов;
Самостоятельное решение вопросов безопасности сделок и юридической экспертизы;
Высокие затраты при региональной экспансии.
3 Промышленные группы Возможность привлечения финансирования по цене ниже рыночной;
Увеличение объемов реализации;
Минимизация налоговых отчислений;
Высокая надежность в работе с клиентами, минимальный риск неплатежей. Зависимость от холдинга, установка жестких рамок в деятельности;
Отсутствие инициативы к продвижению своих услуг;
Ограничения по ассортименту продуктов лизинга.
4 Государственные компании Значительный размер собственного капитала;
Доступ к дешевым долгосрочным государственным средствам;
Низкие процентные ставки и длительные сроки лизинга. Жесткие требования к лизингополучателям;
Ограниченность по ассортименту рамками одной отрасли (смежных отраслей);
Долгие сроки принятия решения по сделкам.
При этом наиболее рыночно-ориентированными являются независимые лизинговые компании за счёт гибкости и динамичности в решении любых возникающих в процессе согласования лизинговой сделки вопросов, быстрой реакции на рыночные изменения на фоне отсутствия аффилированных структур, универсальности в выборе поставщиков и отраслевой диверсификации.
Развитию рыночного ориентирования в лизинговых компаниях, входящих в банковские группы, препятствует прежде всего необходимость строгого следования правилам банка, отсутствие гибкости и оперативности в принятии решений, что является следствием финансовой зависимости от банка. В лизинговых компаниях, входящих в промышленные группы, наблюдается установка жёстких рамок в деятельности, выраженная прежде всего в ограничениях по ассортименту предметов лизинга, а также отсутствие инициативы в развитии продуктового предложения и продвижении лизинговых продуктов. Государственные лизинговые компании предъявляют жёсткие требования к лизингополучателям, зачастую ограничены по ассортименту рамками одной отрасли, либо смежных отраслей, а также вследствие забюрократизированности основных бизнес-процессов имеют долгие сроки принятия решения по сделкам.
Малый и средний бизнес: господдержка как фактор сохранения спроса на лизинг
Одной из главных тенденций рынка лизинга за последние годы стало значительное наращивание объёмов нового бизнеса с малыми и средними предприятиями. Так, по данным рейтингового агентства «Эксперт РА» , доля МСБ в объёме нового бизнеса лизинга (по стоимости имущества) в 2016 году составила 47,2% (для сравнения, в 2013 г. - только 32,3%). По данным выборочных обследований инвестиционной активности малых предприятий, проведённых Росстатом в 2016 г., основными целями инвестирования в основной капитал являются замена изношенной техники и оборудования (19%), автоматизация и механизация производства (13%), а также увеличение производственных мощностей с неизменной номенклатурой продукции (13%) .
К указанным факторам необходимо добавить одно из основных препятствий для развития рынка лизинга в сегменте МСБ - «серые» схемы работы предприятий. Данный фактор не позволяет провести достоверную оценку платёжеспособности хозяйствующего субъекта, что значительно увеличивает риски лизинговых компаний. В то же время для лизинговых компаний инвестирование финансовых средств в виде техники и оборудования большому количеству малых предприятий снижает риск невозврата вложений за счёт разделения инвестиций на несколько проектов.
Основные факторы роста объёмов нового бизнеса в сегменте МСБ -сокращение крупных сделок на рынке и переключение на лизинг части банковских клиентов, получивших отказ в кредите. При этом главной ценностью лизинга для клиентов, представляющих малый и средний бизнес, являются быстрая и простая альтернатива кредиту, возможность получения дополнительных ценовых преимуществ за счет скидок и субсидий.
Одним из факторов сохранения тенденции к росту в данном сегменте в 2016 г. была возможность предприятий участвовать в государственных программах поддержки МСБ.
Автолизинг
Изменение структуры рынка лизинга в РФ способствует его тяготению в долгосрочной перспективе к моделям рынка в развитых странах. Прежде всего это касается увеличения доли розничных сегментов. Крупнейшим сегментом рынка лизинга РФ становится автолизинг.
Анализ моделей рынка легкового автолизинга в ЕС и США показал, что в структуре продаж автомобилей в разрезе каналов наблюдается сокращение доли прямых продаж и рост реализации посредством операционного лизинга. Развитое продуктовое предложение европейских лизинговых компаний в сегменте автолизинга для корпоративных клиентов включает в себя полнофункциональную лизинговую услугу и управление парком автомобилей. В корпоративном сегменте в странах ЕС через лизинг покупается 55% автопарков, в США - свыше 35%. При этом операционный лизинг развит на высоком уровне (свыше 30% и 15% в структуре продаж соответственно). При этом дальнейший рост рынков автолизинга развитых
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая, глава 34 «Аренда», параграф 6 «Финансовая аренда (лизинг)».
2. Федеральный закон от 29.10.98 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (с изменениями от 3 июля 2016 года)».
3. Александрова О.Б. Механизм организации и функционирования отраслевого рынка лизинга // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире: сборник научных трудов IV международной научно-практической конференции. -СПб: Изд-во Стратегия будущего,2013. - Т.2. -С.85-88.
4. Багдасарянц Н.Г., Безрукавая И.В., Бессонов В.А., Власенко Н.А., Кириченко И.А., и др. Инвестиции в России. 2015: Стат. сб. / Росстат. -М.: И58 2015. -190 с.
5. Баталов Н.А. Исследование экономических отношений сферы финансирования лизинга в условиях экономической неопределенности //Науковедение. -Ярославль: ИГУПИТ, 2014. - Вып.2. (Март-апрель). - С.1-14.
6. Болдырев В.Н., Шаталов М.А. Лизинг как форма инвестиций в условиях антикризисного управления предприятием //Территория науки. -Воронеж: ВЭПИ, 2014. -No4. -С.28-32.
7. Бордин, Н.Ф. Лизинг как способ обновления ОПФ / Н.Ф. Бордин // Машиностроитель. – 2014. – 1. – С.18 – 29.
8. Васильев, Н.М. Лизинг: организация, нормативно-правовая основа, развитие / Н.М. Васильев, С.Н. Катырин. — Мн.: «ДеКА», 2014. – 458 с.
9. Вахитов Д.Р., Шабанова А.Б. Анализ современного состояния лизингового рынка в РФ: проблемы, индикаторы роста, перспективы развития, достоинства и недостатки // Актуальные проблемы экономики и права. - 2012. – № 3 (23). -С.54-62.
10. Витрянский, В.В. Договор аренды и его виды: прокат, фрахтование на время, аренда зданий, сооружений и предприятий, лизинг / В.В. Витрянский – Минск: Статус. — 2011, — 300 с.
11. Кабатова, Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика / Е.В. Кабатова. -М.: ИНФРА-М, 2015. – 204 с.
12. Карп, М.В. Финансовый лизинг на предприятии / М.В. Карп, Р.А. Махмутов -М.: Юнити, 2014, – 119 с.
13. Мельников, Л.В. Проблемы лизинга и сотрудничества / Л.В. Мельников // Лизинг и деловое сотрудничество: Тез. докл. науч. конф., Москва, 4-5 июня, 2014.-М.: Тандем-Информ, 2014. – С. 71-76.
14. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособие. -М.: Изд-во Высшее образование, Юрайт, 2011. - 906 с.
Электронные ресурсы
15. Консультант плюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/
16. НРА, журнал «Профиль» № 7 от 27.02.2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.profile.ru/archive.
17. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/.
18. Официальный сайт ПАО «БИНБАНК» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.binbank.ru/
19. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://raexpert.ru/.
20. Финансовый портал Банки.ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.banki.ru/products/leasing/companies/.
21. Уровень инфляции по годам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bankirsha.com/uroven-inflyacii-v-rossiyskoy-federacii-po-godam.html