Фрагмент для ознакомления
2
педагогов на поиск новых подходов в обучении, стимулирует их профессиональный рост.
Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой так же, как он использует авторучку или мел на уроке. Для учителя компьютер - это уже не роскошь - это необходимость.
В практике учителей русского языка ИКТ занимает одно из приоритетных мест, так как без использования мультимедийных средств современный урок представить достаточно сложно. Какие же средства ИКТ используются на уроках русского языка в нашей школе:
1.Электронные уроки и тесты.
Мультимедийные уроки виртуальной школы, содержат теоретический, практический и тестовый материал по темам каждого класса. Каждый такой урок имеет иллюстрации, таблицы, схемы. Теоретический материал в большинстве случаев подается блоками, что дает возможность овладевать образовательными компетенциями и экономить время на практическую работу над орфографическими и пунктуационными правилами.
Серия «Семейный наставник» дает возможность не только повторить пройденный материал, но и закрепить его, произвести корректировку знаний, проводить системно работу над ошибками.
Электронные учебные издания издательства «Дрофа» к УМК под редакцией М.М. Разумовской способны обогатить урок, сделать его наиболее наглядным и интересным. Особенность этих изданий в том, что в них даны звуковые диктанты ко всем темам учебного курса.
Электронное пособие для учителей «Русский язык» помогает проверить знания учащихся по всем темам. В нем даны разные виды работ: контрольные, проверочные работы, тесты. Тексты взяты из произведений художественной литературы.
2.Презентации. На разных этапах уроков русского языка «продвинутые» учителя используют электронное сопровождение в виде презентации. Презентации отражают не только основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила, но и содействуют решению задач конкретного урока. Заранее созданная, грамотно оформленная презентация может заменить традиционную работу у доски для акцентирования внимания учащихся на каких-либо моментах, при объяснении нового материала или как итоговый продукт серии уроков. С помощью презентаций учителя организуют разные виды контроля в рамках как одного урока, так и фрагмента этого урока.
3.Компьютер и интерактивная доска. Компьютер становится неотъемлемой частью урока. С его помощью можно демонстрировать схемы, таблицы, опорные конспекты. Используя возможности интерактивной доски, учителя разнообразят свои уроки и, как результат, ученикам хочется узнать больше, поработать с интерактивной доской, внести что-то своё, на уроках становится интересно как учителю, так и ученику. Возможности интерактивной доски и компьютера достаточно разнообразны. Но не стоит забывать, что создание и применение на уроках электронных презентаций требует от учителя полной готовности и знания материала и возможностей интерактивной доски.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) - огромная помощь учителю и ученику. Учителя русского языка активно используют материалы ЦОР, так как они удобны и экономят время при подготовке к урокам.
Исходя из сказанного выше, можно сделать, что учитель сегодня может качественно изменить процесс обучения: этому способствуют информационные и коммуникационные технологии, которые облегчают творческую работу учителя; помогают разнообразить подходы к различным этапам урока, делать уроки более интересными и красочными, а также формировать у учащихся интерес к предмету, повышать уровень умений работать с информацией, реализовать творческие возможности, увеличивать долю самостоятельной работы учащихся, повышать темп урока.
Глава II. Исследование интереса изучению лексики младших школьников с использованием электронных ресурсов
2.1.Выявление уровней изучения лексики детей 2 класса (констатирующий эксперимент)
В основу исследования было положено предположение о том, что использование в процессе обучения лексики электронных ресурсов, будет способствовать развитию познавательного интереса младших школьников.
В эксперименте приняли участие учащиеся 2 «А» класса в количестве 29 человек и 2 «Б» класса в количестве 28 человек. Итого в констатирующем эксперименте приняли участие 57 обучающихся начальных классов.
Эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап - констатирующий.
На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательных интересов детей младшего школьного возраста на уроках лексики.
2 этап - формирующий.
На этом этапе проводились занятия, направленные на формирование познавательных интересов детей младшего школьного возраста на уроках лексики. С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводились занятия, предусмотренные учебным планом. Дети, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.
3 этап - контрольный.
На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности познавательных интересов детей младшего школьного возраста на уроках русского языка, проведен анализ полученных результатов. Проведение опытно-экспериментальной работы предусматривало положительные изменения главных характеристик познавательного интереса младших школьников. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определить три уровня сформированности познавательного интереса младших школьников: низкий, средний и высокий [19, с.40], на которые мы будем ориентироваться при оценке результатов.
Низкий уровень - не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
Средний уровень - большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к учителю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.
Высокий уровень - проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Раскроем описание каждого этапа, которые были организованы в ходе выполнения всей опытно-исследовательской работы.
Констатирующий этап. Для изучения возможностей электронного ресурса как средства развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста необходимо провести диагностику уровней сформированности познавательных интересов.
Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень познавательного интереса обучающихся к такому учебному предмету как «русский язык», а именно диагностировать знания обучающихся по разделу «Лексика» в рамках учебной программы, выявить наличие интереса, отношение обучающихся к лексике.
В ходе эксперимента, разделили классы: 2 «А» стал экспериментальным (применение электронных ресурсов), а 2 «Б» - контрольны (традиционные методы). При проведении исследования в двух классах были созданы одинаковые условия, влияющие на результат тестирования:
1. Содержание текстового материала:
2. Сложность вопросов;
3. Время, отводимое на ответы;
Для выявления уровня сформированности познавательных интересов младших школьников выделим следующие критерии и показатели:
• мотивационный (наличие интереса обучающихся к лексике как учебному предмету, целенаправленность деятельности, ее завершенность, умение преодолевать трудности);
• когнитивный (наличие знаний обучающихся про пройденным темам курса, наличие познавательных вопросов);
• действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности, активности, дисциплинированности ребенка).
Каждый из критериев включается в себя ряд показателей, конкретизирующих эти проявления.
В данном исследовании использовались критерии, показатели и методы диагностики, представленные в таблице 1.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)
2. Анохина Т. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка // Начальная школа. 1999. № 12. С. 57-59.
3. Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка: учеб, пособие для учителей начальной школы. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 144 с.
4. Баранов М.Т. Межпредметные связи русского языка в учебном процессе // Русский язык в школе. 2003. -№ 3.С.14 - 19
5. Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2009.191с.
6. Беккер И. Л., Дубовицская С. В. Воспитывающая среда как фактор становления и развития личности.// Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2011. - № 24. С. 631 -638.
7. Болотов, В. А., Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе ъ // Педагогика. - 2003. - № 10. С. 8-14.
8. Братчикова Ю.С., Плотникова М.М. Развитие мотивации младших школьников в проблемно-диалогическом обучении // Современная педагогика. - 2015. - № 3. - С. 67 - 71.
9. Валгина Н.С. Современный русский язык: Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2002.528 с.
10. Введение в детскую психологию /Сост. Э.А. Баранова. - СПб.: Речь, 2012. - 176 с.
11. Вохмянина Л. А. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). - М.: Просвещение, 1998. - 624 с.
12. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Изд-во ACT, 2008. -671 с.
13. Газман О.С. Технология педагогической поддержки. http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/11/06/tekhnologiya-pedagogicheskoy-podderzhki
14. Герасимчик Л. В. Формирование мотивации и познавательной активности школьников - один из факторов повышения учебной успешности // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С. 686-687.
15. Головнева Е.В. Теория и методика воспитания: учеб. пособие. - 2 изд. - М.: Высш. шк., 2011. -256 с.
16. Гришанова И. А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01. – Ижевск, 2010. – 307 с.
17. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 2010.
18. Данилков А. Игра как инструмент воспитания //Воспитательная работа в школе. - 2013. - № 1. - С. 71-84.
19. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2010.
20. Киянченко Е.А. Предмет «Культура общения» в начальной школе //Начальная школа. - 2002. - № 6. - С. 68.
21. Константинова Н. И. Динамика развития учебной мотивации школьников в современной начальной школе (Лонгитюдное исследование) / Константинова Н. И. // Начальная школа до и после. - 2014.- №1.- С. 73-77.
22. Краснова, Г. М. Использование возможностей MS PowerPoint проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе / Г. М. Краснова // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2008. - №5 (15). - С. 91 - 94. (Информатика и информатизация образования)
23. Крючкова, О. В. Комплексная информатизация образования [Текст]/ О. В. Крючкова. - Минск: Красико-Принт, 2006. - 176с.
24. Кудряшов Н.И. О межпредметных связях литературы с другими гуманитарными предметами // Литература в школе. 1979. № 4. С.7-9.
25. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 464с.
26. Курапова Т. Ю. Психологические факторы успешности обучения школьников / Куратова Т. Ю. 2011. Учёные записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2011.- № 5 . - С. 223- 225.
27. Львова С. В. Возрастные особенности развития познавательных потребностей и мотивации учения у школьников // Системная психология и социология. - 2014.- № 1 (9). - С. 79- 85.
28. Матвеева А.Н. О преемственности в изучении лексики // Русский язык в школе. 2010. № 5. С.5 - 8.
29. Мошнина Р.Ш. Компетентностный подход в образовании как основа реализации принципа непрерывного образования в соответствии с ФГОС общего образования // Сборник трудов участников IV Всерос. науч-практ. конф. «Современное непрерывное образование и инновационное развитие» / Под ред. проф. А.Н. Царькова и проф. И.А. Бугакова. Серпухов, 2014.
30. Никифорова Ф. В. Развитие и формирование мотивации учения // Эксперимент и инновации в школе.- № 3.- С. 53-55.
31. Петренко Е.Г. Внутришкольное управление процессом развития коммуникативной компетентности младших школьников: автореф. дис. канд. психол. наук. 13.00.01. - Белгород, 2010. - 24 с.
32. Поваренков Ю.П. Уточнение предмета, метода и основных задач психологии профессионального становления личности // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 2. - Том II (Психолого - педагогические науки). - С. 156 - 164.
33. Погосян А. А, Медведева Н. И. Взаимосвязь адаптации младших школьников к учебной деятельности с типом детско-родительских отношений / Погосян А., Медведева Н. И. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.- № 1. - С. 136 - 137.
34. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике [Текст]/ В. М. Полонский. - М.: Высшая школа, 2004.
35. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е издание - М.: ТЦ «Сфера», 2010- 528с.
36. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: 1973
37. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция. - СПб.: Речь, 2011.
38. Сапронов И. А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника. // Проблемы педагогики и психологии. - 2008. - №3. - С. 185- 188.
39. Соловьева Н.Г. Психическое развитие в младшем школьном возрасте //Лекции по психологии развития - 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://psy-profy.ru
40. Степанов С. В. Ключевые компетенции в современной школе: новые требования к содержанию образования и педагогу.
41. Степанова Н.А. Особенности интеграции эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности младшего школьника на протяжении обучения в начальной школе // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79) . - С. 134-140.
42. Степанова Н.А. Особенности психического развития личности младшего школьника // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2009. - № 4. - С. 128 - 132.
43. Сухарева Н. Ф., Кондренкова З. А. Формирование учебной мотивации у младших школьников из неблагополучных семей //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.- 2011.- № 18.- С. 125-130.
44. Ткаченко, И. С. Методика использования электронной презентации на уроке / И. С. Ткаченко, О. В. Антропова // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2008. - №5 (15). - С. 165-166 (Информатика и информатизация образования).
45. Царева Е. В, Гордеева Н. П. Особенности развития учебной мотивации младших школьников.// Актуальные проблемы и перспективы развития современный психологии.- 2015. - № 1. - С. 258-263.
46. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. - М.: Гардарики, 2011. – 349 с.
47. Шевырдяева К. С. Психолого - педагогические особенности мотивации младших школьников // Вестник Пензенского государственного университета. - 2013. - № 4. – с.25-27
48. Шитов, С. Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость / С. Е. Шитов, И. Г. Агапов. - Мир образования - образование в мире. - 2001. - №4 Батырева С.Г. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Литературное чтение. 1 класс: Пос. для учащихся общеобразовательных учреждений. М., 2012.
49. Шкуричева Н.А. Формирование позитивных межличностных отношений первоклассников, М.: Маска, 2008. – 226с.