Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы связана с тем, что для гармоничного и разностороннего развития личности ребенка необходимо единство формирования интеллектуальной и эмоциональной сфер, воспитание эстетически развитой личности. Настоящее время характеризуется переходом от репродуктивной модели образования, работающей на воспроизводство и стабильность имеющихся общественных отношений, к продуктивной, гуманистической, культуро-ориентированной. Воспитать в подрастающем человеке способность воспринимать жизнь в ее красоте и гармонии – важная задача, которую необходимо в первую очередь решить в процессе художественно-эстетического воспитания детей. Образовательные учреждения играют в данном процессе важную роль. Прививая детям чувство прекрасного, педагог нацеливает учащихся иметь свое собственное отношение к тому или иному явлению действительности, художественной литературы, искусства.
В ходе воспитания художественно-эстетического отношения к различным явлениям и предметам ребенок приобретает важный эмоциональный опыт, помогающий ориентироваться не только в произведениях искусства, но и в реальной жизни; способность к эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного, доброго и осуждению безобразного. Все это способствует и нравственному развитию подрастающего человека.
Декупаж - интересная увлекательная техника, имеющая множество возможностей и преимуществ. Она позволяет увлечь и по-настоящему заинтересовать детей, развить у них чувство прекрасного, эстетический вкус. Однако, она достаточно сложна для применения в дошкольном образовательном учреждении ввиду технической сложности создания изделий. Поэтому проблема исследования заключается между технической сложностью применения техники декупаж в дошкольном образовательном учреждении и потенциале этой техники в художественно- эстетическом развитии детей.
Степень изученности темы:
Многие специалисты (Ю.Б.Борев, А.И.Буров, В.В.Бычков и другие) считают, что художественно-эстетическое воспитание играет огромную роль для формирования личности ребенка. Важность занятий аппликацией для детей дошкольного возраста отмечают Л.A. Головчиц, Н.Е. Граш, Т.Ю. Кулигина, М.И. Никитина, М. Ю. Pay, Е.Г. Речицкая и другие.
Анализ литературных источников показал, что существует достаточное количество публикаций, посвященных художественно-эстетическому воспитанию детей с использованием различных аппликационных техник: обрывная аппликация, модульное оригами, накладная аппликация, квиллинг, торцевание и др. В то же время, использование техники декупаж для формирования аппликационных навыков в старшей группе в исследованиях специалистов отражено недостаточно. Это определило цель нашего исследования: каковы возможности техники декупаж для развития аппликационных навыков в старшей группе.
Объект исследования: развитие аппликационных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: техника декупаж в развитии апликационных навыков старших дошкольников.
Гипотеза исследования: предполагаем, что развитие аппликационных навыков старших дошкольников будет эффективна при условии разработки и реализации программы по применению техники декупаж.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники по теме исследования.
2. Провести анализ возможности применения техники декупаж в рамках занятий по аппликации в ДОУ.
3. Разработать НОД по аппликации с применением техники декупаж
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы выпускной квалификационной работы был использован комплекс методов:
- теоретические: анализ литературы, обобщение;
- эмпирические: анализ документации ДОУ для детей.
Практическая значимость работы: представленная информация может оказать дидактическую помощь воспитателю в описании самого важного из огромного объема информации предоставленной в различных книгах, учебной литературе и интернет ресурсах.
Теоретическая значимость работы: систематизирован подход к использованию нетрадиционной техники «декупаж» в работе с детьми в рамках ДОУ.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
1.1 Аппликация как вид художественной деятельности
Ребенку зачастую бывает сложно рисовать образы, предметы, линии, сюжеты используя традиционные методы и обычные инструменты: кисть, карандаш, фломастер. При использовании обычных инструментов, ребенок не всегда имеет возможность широко развивать творческие способности. Они недостаточно помогают в развитии фантазии и воображения.
По мнению Дорофеевой Н. Г. [18, с.10] нетрадиционные техники изобразительной деятельности - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Такой творческий метод подходит для любого возраста. С помощью нетрадиционных техник рисования рисовать сможет каждый, с любым уровнем подготовки
Чем больше ребенок работает руками, тем активнее он стимулирует головные полушария, тем лучше развивается его речь, память, мышление. Тем быстрее развивается и сам ребенок. Недаром педагоги говорят, что таланты ребенка – на кончиках его пальцев. Поэтому пальчики ребенка, начиная с самого его раннего детства, должны быть постоянно заняты: сгибаться и разгибаться, хлопать в ладоши, растирать ладони или пальцы. Огромную роль в этом деле может оказать работа детей с бумагой, клеем и ножницами, т.е. выполнение аппликаций [12].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аранова, С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического / С. В.Аранова. - СПб.: КАРО, 2004. - 176 с.
2. Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник / Ю.Б.Борев. – М.: Высш. шк., 2002. – 511с.
3. Бычков, В. В. Эстетика / В. В.Бычков. - М.: Гардарики, 2004. — 556 с.
4. Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие / В. И.Волынкин. - М.: Феникс , 2007. – 441с.
5. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е.Н.Степанова. - М.: Педагогика, 2008. – 128 с.
6. Волосова Е.Б., Павлова Л.Н., Пилюгина Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. -М.: Мозаика – Синтез, 152с.
7. Ворожцова О.Ф. Музыка и игра в детской психотерапии. - М.: Издательство Института психотерапии. - 2004. - 564с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991г.
9. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1988. Гл. 7 и 8.
10. Гляделова Н.С. Уроки рисования для дошкольников: пособие для педагогов / Н.С. Гляделова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.
11. Головин С.Ю., "Словарь психолога - практика"/ Сост. 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, 2003.
12. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие/ Калининград Ун-т.- Калининград, 2000.]
13. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. - СПб.: Детство Пресс - 2000 - 95с.
14. Головчиц, Л.А. Конструирование и изобразительная деятельность детей с нарушениями слуха / Л.А. Головчиц, А.А. Катаева, Г.И. Обухова. // Искусство и художественная деятельность в системе психолого-педагогической помощи ребенку с проблемами в развитии : хрестоматия / Е.А. Медведева. – М.: Спутник+, 2010. – С. 130-146.
15. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 / Давыдова Г.Н. - М.: Издательство Скрипторий, 2007. 3-9 с.
16. Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для прак. работников ДОУ / Т.А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 160 с. - (Библиотека психолога образования).
17. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М. Просвещение, 2006.
18. Дорофеева Н. Г. Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2014. – № 14. – ART 131839
19. Запорожец, И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника / И.Д.Запорожец. - М.: Педагогика, 1985.-186 с.
20. Ильина, Е. Воспитание искусством / Е. Ильина // Искусство в школе. - 2009. - N 1. - С.13 - 15.
21. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники. ООО «феникс» г. Ростов – на – дону 2010г 350с
22. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2005. 43 с.
23. Ковалев А.Г. Психология. М.. Просвещение, 1966
24. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. – С.126.
25. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-синтез, 2009.- 142 с.
26. Кораблева, Л.В. Роль изобразительной деятельности в познании окружающего мира дошкольниками / Л.В.Кораблева // Тезисы международной конференции «Ребенок в современном мире», Т.II «Здоровье ребенка». СПб: Научный центр проблем диалога, 1993. - С. 25-26.
27. Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье - М., Педагогика, 1970 .
28. Леонтьев А.Н «Деятельность. Сознание. Личность». М.: Политиздат, 1975
29. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд.2-е. М., Политиздат, 1977.
30. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».- М.: «КАРАПУЗДИДАКТИКА», 2009.-144 с., переиздание дораб. и доп.
31. Морозов А. В. «Деловая психология»; С-П; 2002 год.
32. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Сфера. - 1999. - 235с.
33. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Издательство КАРО СанктПетербург 2008
34. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. М., 2004. Гл. 4,5
35. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002.
36. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве.-: Педагогика, 1965.-214с.
37. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.-М.: Просвещение, 1982.-208с.
38. Тургель В.А. Критерии диагностики качества образования в школе первой ступени. Диагностика психических новообразований младшего школьного возраста. // Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области. Информационно-справочный сборник №3. – СПб, «Техмаш», 2005, - 62 с., тираж 100 экз. - С. 22 - 51, -30 с
39. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой, — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.
40. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной - М. Педагогика, 1972 г
41. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2011.-128с. 32
Электронные источники
1. [Электронный ресурс] http://masterclassy.ru
2. [Электронный ресурс] http://kopilkaurokov.ru
3. Кириллова, Е. И. Вопросы современного эстетического воспитания ребенка посредством художественной творческой деятельности [Электронный ресурс] / Е. И. Кириллова // Науковедение. - 2013. - N6 (19). - Режим доступа: http://cyberleninka.ru /article/n/voprosy-sovremennogo-esteticheskogo-vospitaniyarebenka.