Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Известно, что статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает нашу страну социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Статья 39 Конституции конкретизирует данные нормы и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом определяется, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Тем самым предусматриваются следующие социально значимые обстоятельства, с которыми законодатель на основании Конституции России связывает приобретение права на пенсию: достижение определенного возраста, инвалидность и потеря кормильца. Соответственно, уже по существу на конституционном уровне закрепляются три вида пенсии: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Данные виды пенсий являются традиционными для отечественного пенсионного права.
Выделение в качестве самостоятельных видов пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца осуществляется в связи с состоянием здоровья субъекта (пенсии по инвалидности) и его семейным положением (пенсии по случаю потери кормильца) или, иначе говоря, по так называемым социальным мотивам. Инвалиды и лица, потерявшие кормильца, нуждаются в особой социальной поддержке, и поэтому в любой развитой пенсионной системе существуют пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые независимо от факта достижения общеустановленного пенсионного возраста. В государственной пенсионной системе изначально должен присутствовать протекционизм по отношению к инвалидам, детям, потерявшим родителей, и другим социально незащищенным категориям граждан, предусматривающий особые условия их пенсионного обеспечения.
Одновременно достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности и потеря кормильца в системе обязательного пенсионного страхования являются страховыми случаями, возникновение которых влечет за собой обязанность страховщика установить и выплачивать соответствующее страховое обеспечение (статья 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ).
Целью данной работы является комплексное изучение страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Задачами работы ставится:
• изучить понятие и законодательство о страховых пенсиях по случаю потери кормильца;
• проанализировать условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца;
• рассмотреть размер и структура страховой пенсии по старости;
• исследовать порядок индексации и перерасчета размеров страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Объектом данной работы являются общественные отношения возникающие в связи с назначением пенсии по случаю потери кормильца в современной России. Данный институт включает в себя различные аспекты - социальные, экономические, культурные, правовые.
Предметом исследования данной работы являются нормы действующего законодательства и иные нормативные правовые акты, регулирующие пенсионное обеспечение и социальную поддержку семей, потерявших кормильца, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Теоретическую основу данного исследования составили работы таких авторов как: Азарова Е.Г., Андриченко Л.В., Бочарникова М.А., Голованова Н.А., Захаров М.Л., Коршунова Т.Ю., Ломакина Л.А., Плюгина И.В., Серегина Л.В., Чиканова Л.А., Боголюбов А.В., Борисов А.Н., Воробьев Е.Г., Воронин Ю.В., Савицкая Т.М., Гусев А.Ю., Чирков С.А., Шкатулла В.И. и других.
Hормативно-правовой основой данной работы являются следующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ, ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и другие.
Методологическая основа работы - для достижения поставленных целей и решения задач использовались как общенаучные, так и частнонаучные методы познания правовых явлений.
B работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, исторический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Эмпирическую основу исследования составили материалы судебной практики, содержащие сведения о предоставлении страховой пенсии по случаю потери кормильца в гражданских судах Росиийской Федерации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и используемых источников.
Глава 1. Общие положения о страховых пенсиях по случаю потери кормильца
1.1. Понятие и законодательство о страховых пенсиях по случаю потери кормильца
Вначале работы следует отметить, что 2015 год стал отправной точкой реализации очередного этапа пенсионной реформы, направленного на усовершенствование пенсионной системы России. В частности, с 1 января 2015 г. вступил в силу Закон о страховых пенсиях, которым был введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения страховой пенсии. В соответствии со ст. 8 названного Закона условиями назначения страховой пенсии по старости являются:
1) достижение пенсионного возраста;
2) наличие минимального страхового стажа;
3) наличие индивидуального пенсионного коэффициента.
При этом возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) пока сохранен на прежнем уровне. Вместе с тем новый Закон направлен на стимулирование более позднего выхода на пенсию: введены коэффициенты, увеличивающие фиксированный платеж и размер страховой пенсии. Они предусмотрены для тех, кто при достижении установленного возраста не обратился за назначением страховой пенсии или отказался от ее получения. Например, при назначении страховой пенсии позднее наступления права на пять лет она увеличится на 45%. Фиксированный базовый размер будет больше на 36%.
Заметно изменились требования к минимальному стажу для получения права на пенсию по старости: с 5 лет, необходимых ранее, он вырастет до 15 лет. При этом продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, будет увеличиваться постепенно: в 2015 году - шесть лет; в 2016 году - семь лет и так далее до достижения 15 лет в 2024 году.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Нормативные правовые акты:
1. Конвенция N 128 Международной организации труда «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца. Заключена в г. Женеве 29.06.1967 //Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1531 - 1552.
2. Конвенция N 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения». Заключена в г. Женеве 28.06.1952 // Авторское право. Международная Организация Труда. Воспроизведение разрешено.
3. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
8. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст. 4832.
9. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 6965.
10. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст. 4831.
11. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (1 ч.), ст. 4920.
12. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (1 ч.), ст. 4920.
13. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ, N 22, 01.06.1998, ст. 2331.
14. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (ред. от 03.04.2017) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 04.03.1993, N 9, ст. 328.
15. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 22.11.1993, N 47, ст. 4531.
Судебная практика:
16. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 1131-О // СПС «КонсультантПлюс».
17. Определение Конституционного Суда РФ от 06.11.2014 N 2428-О // СПС «КонсультантПлюс».
18. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» // Российская газета, N 24, 05.02.2010.
19. Определение Верховного Суда РФ от 14.07.2015 N 26-КГ15-43 // СПС «КонсультантПлюс».
20. Определение Верховного Суда РФ от 29.04.2011 N 78-Впр11-3 // Бюллетень Верховного Суда РФ, 2012, N 1.
21. Определение Верховного Суда РФ от 18.11.2011 N 78-Впр11-31 // СПС «КонсультантПлюс».
22. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 30.01.1992, N 5, ст. 180.
23. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 22.09.2015 по делу N 33-13666/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
24. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 08.04.2014 N 33-3692/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
25. Постановление Президиума Московского областного суда от 30.11.2016 по делу N 44Г-229/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
Научная и учебная литература:
26. Азарова Е.Г. Конституционные гарантии социального обеспечения детей // Журнал российского права. 2015. N 2.
27. Азарова Е.Г., Андриченко Л.В., Бочарникова М.А., Голованова Н.А., Захаров М.Л., Коршунова Т.Ю., Ломакина Л.А., Плюгина И.В., Серегина Л.В., Чиканова Л.А. Аналитический обзор на тему: «Соответствие российского законодательства требованиям международной организации труда» / отв. ред. Л.А. Чиканова // СПС КонсультантПлюс. 2014.
28. Березина Е. Из чего складывается наша будущая пенсия // Налоговый вестник - Консультации. Разъяснения. Мнения. 2016. N 6.
29. Боголюбов А.В. О некоторых мерах социальной поддержки членов семей военнослужащих, потерявших кормильца // Право в Вооруженных Силах. 2013. N 11.
30. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О страховых пенсиях» (постатейный). М.: Деловой двор, 2015.
31. Воробьев Е.Г. Заявительный порядок в перерасчетах военных пенсий: судебный детектив о правовых последствиях нелегитимности свершившегося правосудия // Право в Вооруженных Силах. 2015. N 9.
32. Воронин Ю.В., Савицкая Т.М. Проблемы реализации стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. 2016. N 4.
33. Гусев А.Ю. Роль судебных органов различных уровней в защите прав граждан в области социального страхования // Российская юстиция. 2015. N 10.
34. Ефремов А.В. Правовые вопросы, возникающие при несвоевременном перерасчете военных пенсий, в том числе пенсий по случаю потери кормильца // Право в Вооруженных Силах. 2015. N 2.
35. Ефремов А.В. О некоторых актуальных правовых вопросах, связанных с повышением размера пенсии по случаю потери кормильца (по материалам судебной практики) // Право в Вооруженных Силах. 2015. N 1.
36. Комментарий к законодательству о страховых взносах и пенсиях / Отв. ред. Ю.В. Воронин. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012.
37. Роик В.Д. Экономика, финансы и право социального обеспечения. Институты и страховые механизмы. М., 2014.
38. Соловьев А.К., Донцова С.А. Проблемы применения показателя коэффициента замещения трудовой пенсии // Уровень жизни населения регионов России. 2008. N 8.
39. Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы. М.: Редакция «Российской газеты», 2016. Вып. 5.
40. Трофимова Г.А. Социальное государство как эффективный механизм // Административное и муниципальное право. 2016. N 8.
41. Чирков С.А. О факте нахождения детей на иждивении родителей при назначении пенсии по случаю потери кормильца // СПС КонсультантПлюс. 2016.
42. Шкатулла В.И. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»: постатейный научно-практический комментарий. М.: Редакция «Российской газеты», 2016. Вып. 23.