Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что бизнес-планирование играет определенно важную роль в деятельности каждого предприятия, так как посредством четкого и современного планирования с оценкой всех возможных рисков может быть принято управленческое решение по дальнейшему развитию бизнеса. Вместе с тем, острая необходимость в бизнес-планировании предопределена экономической нестабильностью в стране в последние годы и рост конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынке; многие российские предприятия находятся на грани банкротства, происходит потеря прибыли и доходности. Предусмотреть все возможные варианты развития событий можно посредством предварительного планирования бизнеса в краткосрочной и долгосрочной перспективе, которые позволит дать оценку на будущее.
Следует отметить, что в отечественной литературе по рассматриваемой проблематике крайне мало исследований. Ю. П. Анискин, И. Ю. Криночкин, О. В. Поляков, В. М. Попов, В. З. Черняк в своих трудах затрагивали тему составления бизнес-плана. Они подробно рассматривали наиболее важные вопросы, касающиеся бизнес-планирования, а именно: понятие, сущность, стратегию развития бизнес-планирования, механизмы его формирования, принципы и методы составления основных разделов бизнес-плана, а также процесс его реализации с учетом возможных рисков.
Цель исследования заключается в диагностике бизнес-планирования и его роли в деятельности российского предприятия и разработка методов по его совершенствованию.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность и значение организации бизнес-планирования на предприятии,
- классифицировать виды бизнес-планов и их содержание,
- рассмотреть методику оценки эффективности бизнес-планирования на предприятии,
- определить возможности развития бизнес-планирования на предприятии (организации),
- дать характеристику ООО «РосБио»,
- представить результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности ООО «РосБио»,
- провести анализ организации бизнес-планирования в ООО «РосБио»,
- разработать предложения по оптимизации бизнес-планирования в ООО «РосБио»,
- обосновать эффективность предлагаемых мероприятий.
Объект исследования – организация бизнес-планирования.
Предмет исследования – бизнес – планирование в ООО «РосБио».
Субъектом исследования является российское предприятие ООО «РосБио».
Информационной базой выпускной квалификационной работы явились фактические материалы, опубликованные в научной литературе и периодической печати, а также материалы, собранные непосредственно на рассматриваемом предприятии.
Методы исследования: изучение научной и специализированной литературы, анализ, конкретизация, аналитические и статистические методы, математические методы прогнозирования, экспертные оценки, метод оценки эффективности, метод прямого счёта.
Структура работы включает: введение, основную часть, состоящую из трех глав, и заключение, список использованных источников и приложения.
В введении определены основные цели и задачи, предмет и объект, методы и информационная база исследования. В первой главе раскрыта сущность и значение организации бизнес-планирования на предприятии, виды бизнес-планов и их содержание, методика оценки эффективности бизнес-планирования на предприятии, возможности развития бизнес-планирования на предприятии (организации). Во второй главе общая характеристика ООО «РосБио», проведены анализ финансово-хозяйственной деятельности и анализ организации бизнес-планирования в ООО «РосБио». В третьей главе разработаны основные направления совершенствования организации бизнес-планирования в ООО «РосБио» и приведено обоснование эффективности предлагаемых мероприятий.
Информационной основой послужили бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что благодаря методическим обоснованиям и научным результатам, полученным в работе, появляется возможность целенаправленно совершенствовать систему бизнес-планирование в рамках одного из российских предприятий и как следствие, оптимизировать структуру управления финансами на аналогичных предприятиях.
1 Теоретические основы организации бизнес-планирования на
предприятии
1.1 Сущность и значение организации бизнес-планирования на
предприятии
В настоящее время полицентрическая система хозяйствования, основанная на полной самостоятельности в принятии стратегических управленческих решений, диктует современным менеджерам условия, требующие овладения новыми методами управления организацией, позволяющими не только нейтрализовать, но и устранять отрицательные эффекты от изменений внешней среды на рынке сбыта [7, c.5-6].
Таким инструментом управления организацией в условиях непрерывных изменений во внешней среде выступает система стратегического управления, которая позволяет улучшать качество управления организацией в целом и преобразовывать предприятия в современные открытые системы, в высшей степени, приспособленные к конкуренции и рыночным ситуациям.
Именно особенности качества управления организацией выполняют в современных условиях важнейшую роль. Качество управления организацией позволяет не просто достигать поставленных целей, но и обеспечить выживание предприятия в условиях, когда каждая организация стремится одержать победу в достижении конкурентного преимущества. Для достижения очевидных конкурентных преимуществ руководству организации необходимо выявить продукцию, пользующуюся спросом у потребителя, а также осуществлять реализацию продукции высокого качества по сравнению с конкурентами.
Бесспорно, с одной стороны, предъявляются специализированные требования к техническому процессу производства в организации, что с другой стороны выражается в необходимости поддержки высоких требований к качеству управления организацией [10, c.4]. Организация высокоэффективного качественного управления связана, прежде всего, с экономической, финансовой и маркетинговой политикой предприятия, способной реагировать на все события и явления, происходящие во внешней среде организации.
Стратегическое управление – это одна из особых технологий управления, которая включает целеполагание, формирование концепции, стратегического плана и комплексной стратегии развития предприятия, обеспечивающая перманентную реализацию производственного процесса организации в постоянно трансформирующихся условиях [5, c.11].
Переход к новой модели управления развитием организации в условиях изменяющейся среды вызвал необходимость появления во второй половине 20 века термина «стратегическое управление», который внес различие между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Именно одной из ключевых составляющих стратегического управления является стратегия.
Родоначальником идей стратегического управления предприятием считают И. Ансоффа [25, c.45]. Стратегическое управление организацией представляет собой аналитическую информационную систему, поддерживающую решение основных задач стратегического управления предприятием. Это детальный долгосрочный план, позволяющий занять ведущие позиции на отраслевом рынке, состоящий из четырех ключевых звеньев.
Для принятия стратегических решений необходим точный диагноз не только финансово-экономического состояния организации, но и ее положения на рынке, следовательно, первым звеном стратегического управления является стратегическая диагностика [26, c.15].
Второе ключевое звено – это выбор стратегических целей, возникающих как компромисс возможностей организации. При этом проводится анализ стратегических альтернатив, оценка выгод и рисков, связанных с реализацией той или иной стратегии.
Роль третьего звена стратегического управления играет стратегическое планирование, базой которого являются стратегические проекты, обеспечивающие проведение изменений, ведущих организацию к намеченной цели.
Четвертое ключевое звено – стратегический контроллинг, призванный отслеживать по ведущим показателям процесс выполнения стратегии и, в случае необходимости, корректировать стратегические планы или пересматривать стратегические цели. Полученные данные контроллинга могут служить индикаторами для диагностики состояния исследуемой организации.
Взаимодействие данных звеньев обеспечивает непрерывность процесса стратегического управления.
Повышение количества и методов получения новых знаний — вынуждают субъекты хозяйственной деятельности искать способы для повышения методов адаптации к современным условиям [29, c.26]. Стоит отметить так же, нестабильность внешней экономической среды, на которую работники и руководители могут адекватно реагировать лишь, проявляя гибкость и инициативность.
Процесс планирования – один из самых сложных этапов деятельности предприятия, который требует не только умственных навыков, но и физических, а также времени и, самое главное, желания развиваться и достигать высот.
Планирование позволяет смотреть в будущее бизнеса, разработать тактику и стратегию деятельности предприятия и, в итоге приводит к намеченной цели с наиболее эффективным результатом.
Спланировать создание и развитие своей предпринимательской инициативы — это в первую очередь суметь верно, провести оценку возможности, объемы производимого товара, и его конкурентоспособность.
Планирование — это вид деятельности, связанный с постановкой целей, задач и действий в будущем. Это одна из основных функций менеджмента.
Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов [24, c.19]:
Постановка целей и задач;
Составление программы действий;
Выявление необходимых ресурсов и их источников;
Определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них.
Таким образом, ключевым элементом стратегического управления организацией является бизнес-планирование. Многие начинающие предприниматели, а также и высшее руководство многих организаций ошибочно недооценивают этот элемент стратегического управления и зачастую походят к вопросу бизнес-планирования не со всей серьезностью [17, c.558].
В настоящее время важность и экономическая эффективность применения бизнес-планирования являются неоспоримым [18, c.49]. Ведь бизнес-план постоянно направлен на развитие организации и разрабатывается в случаях формирования бизнеса, совершения значимой операции, обновления ассортимента выпускаемой продукции, реализации новой стратегии, реорганизации предприятия, выбора инновационных технологий.
В случае, если будущий бизнес-проект является краткосрочным и не требующим существенных капитальных вложений, бизнес-план может выступать в роли инвестиционного проекта, так как они очень близки по своей организационной структуре. Результатом стратегического управления с применением процесса бизнес-планирования должен быть грамотно составленный бизнес-план организации, который, несомненно, очень важен и для связи с внешней средой.
Пользователями бизнес-плана могут выступать [19, c.28]:
для предоставления кредитов и инвестиций – кредитные институты и инвесторы;
с целью принятия решений о сотрудничестве – партнеры и клиенты;
для формирования положительного имиджа организации – общественность и пресса;
в целях объединения усилий в достижении поставленных целей – трудовой коллектив организации.
Цели бизнес-планирования отражены на рисунке 1.1 [2, с.15].
Рисунок 1.1 – Цели бизнес-планирования [20, c.16]
Бизнес-план позволяет оценить общее состояние дел, предполагаемый результат и варианты исходов [16, c.280]. В процессе его разработки определяются цели и задачи, достижение которых позволит фирме обеспечить себе стабильность в будущем.
Основным документом в бизнес-планировании является бизнес-план.
Бизнес-план – это форма представления проектов и других деловых предложений, которая содержит в себе обоснованную и полную информацию обо всех видах деятельности предприятия и оценку перспектив, условий и форм сотрудничества в достижении социально-экономических целей [20, c.16].
Бизнес-план разрабатывается для планирования деятельности любых предприятий, независимо от их формы собственности, сферы деятельности, масштаба, а также для обоснования инвестиционных проектов и процессов.
Бизнес-план имеет четкие временные рамки. По истечении определенного периода времени поставленные и изложенные в бизнес-плане цели, и задачи должны быть выполнены. То есть бизнес-план по своей сути — это проект с конкретно проработанными шагами в определенные отрезки времени. Необходимо заметить, что грамотно разработанный бизнес-план обязателен для предприятий, желающих воспользоваться привлечением инвестиций. Именно по нему инвестор определяет целесообразность вложения средств. Чем больше вероятность получения в будущем стабильного высокого дохода, тем больше перспективы сотрудничества.
Кроме того, бизнес план помогает оптимизировать материальные и информационные ресурсы компании, а значит, усовершенствовать систему логистики на предприятии. Логистика – процесс управления материальными, информационными и людскими ресурсами в компании с целью их оптимизации и рационального использования. Таким образом, одна из самых важных задач для предпринимателя заключается в подготовке и собственно написании бизнес-плана.
1.2 Виды бизнес-планов и их содержание
Инфраструктуру процесса бизнес-планирования в отечественной бизнес практике составляет ряд особых параметров [21, c.51]:
1.Применение специальной методологии, позволяющей разработать и использовать бизнес - план;
2. Привлечение финансистов и экономистов высокой квалификации, с целью использования необходимой базы методов и способов реализации проекта.
3.Сбор и анализ актуальной информации об экономической ситуации в стране, а также о состоянии самого предприятия.
Бизнес-план должен отвечать ряду требований (рис.1.2).
Рисунок 1.2 – Требования, предъявляемые к бизнес-плану [20, c.22]
Любой бизнес-план представляет собой совокупность разных видов анализов, например, анализ отрасли, рынка, целевой аудитории, производственной деятельности и т.д. В связи с этим, необходимо определить из каких частей должен состоять бизнес-план, чтоб полно раскрывать картину деятельности предприятия и его особенностей.
На рисунке 1.3 представлена классификация бизнес-планов по признакам.
Рисунок 1.3 – Классификация бизнес-планов по направлениям
планирования [23, c.108]
Выделяют четыре группы бизнес-планов [27, c.34]:
1. Мини бизнес-план. Объем документа не более 10 страниц. Основное внимание, в котором сосредоточено на концепции бизнеса, его финансовых показателях, финансовой отчетности, маркетинговом плане, движение ликвидности и отображении доходов. Такой бизнес-план четко, ярко и доступно представит инвестору или партнеру концепцию бизнеса, текущее состояние организации и финансовые перспективы.
2. Рабочий бизнес-план. Разрабатывается как в подробной, так и в сжатой форме. Для такого вида бизнес-плана характерно соблюдение структурности, четкости, достоверности и доступности изложенного материала.
3. Презентационный бизнес-план. Для этого вида бизнес-плана характерны: аккуратность оформления, выдержанность в одном стиле, то есть содержание, графики и даже шрифт должен быть сделан в одном и том же стиле.
4. Электронный бизнес-план. В современном и развитом обществе актуальность все больше и больше набирает гаджеты (телефоны, компьютеры, ноутбуки, планшеты и т. д.), а значит, все расчеты могут производиться с использованием специализированного программного обеспечения. Такой вид бизнес-планирование может произвести впечатление на инвесторов и на партнеров по бизнесу.
В основные элементы бизнес-планирования входят [20, c.44]:
1. Резюме.
2. Описание проекта.
3. Описание продукции (товаров или услуг).
4. План маркетинга.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алиев, В.С. Практикум по бизнес-планированию с использованием программы Project Expert: Учебное пособие / В.С. Алиев. — М.: Форум, ИНФРА-М, 2018. — 288 c.
2. Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. — М.: Форум, 2018. — 256 c.
3. Бронникова, Т.С. Разработка бизнес-плана проекта: Учебное пособие / Т.С. Бронникова. — М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2018. — 224 c.
4. Буров, В.П. Бизнес-план фирмы. Теория и практика: Учебное пособие / В.П. Буров. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. — 192 c.
5. Басовский, Л.Е. Менеджмент: учебник. – М.: Инфра-М, 2017. – 240 с.
6. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник. - М.: Экономистъ, 2016. – 526 с.
7. Волков, А.С. Бизнес-планирование: Учебное пособие / А.С. Волков. — М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2018. — 81 c.
8. Гарнов, А.П. Экономика предприятия: современное бизнес-планирование: учеб. Пособие / А.П. Гарнов. — М.: ДиС, 2018. — 272 c.
9. Гладкий, А.А. Бизнес-план: Делаем сами на компьютере / А.А. Гладкий. — М.: Рид Групп, 2017. — 240 c.
10. Горбунов, В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: Научно-практическое пособие / В.Л. Горбунов. — М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2017. — 248 c.
11. Горемыкин, В.А. Бизнес-план: Методика разработки. 25 реальных образцов бизнес-плана / В.А. Горемыкин. — М.: Ось-89, 2018. — 592 c.
12. Джакубова, Т.Н. Бизнес-план: расчеты по шагам / Т.Н. Джакубова. — М.: Финансы и статистика, 2017. — 96 c.
13. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / И.А. Дубровин. — М.: Дашков и К, 2017. — 432 c.
14. Ермаков А.А., Ермаков И.А. Разработка методики совершенствования группировки товаров при прогнозировании спроса в управлении многономенклатурными товарными запасами / Интернет- журнал Науковедение // - 2015 г., № 1 (26), том 7. С. 1-11.
15. Золотухин, О.И. Бизнес-планирование: учебное пособие / О.И. Золотухин. — СПб.: ГУАП, 2018. — 84 c.
16. Карапетян В.А., Рыжкова И.Л., Синяева О.Ю. Первый опыт использования методологии проектирования бизнеса // Лидерство и менеджмент. – 2015. – Том 2. – № 4. – с. 279-288.
17. Коцкая О. О. О необходимости бизнес планирования // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 558-560.
18. Лопарева, А.М. Бизнес-планирование: учебно-методический комплекс / А.М. Лопарева. — М.: Форум, 2017. — 176 c.
19. Лосев, В. Как составить бизнес-план. Как составить бизнес-план: Практическое руководство с примерами готовых бизнес-планов для разных отраслей: Пер. с англ. / В. Лосев. — М.: Вильямс, 2018. — 208 c.
20. Любанова, Т.П. Сборник бизнес-планов. Методика и примеры: предпринимательская деятельность, экономическое обоснование инженерных решений в курсовом, дипломном проектировании, диссертационных работах: Учебное и научно-практическое пособие / Т.П. Любанова. — М.: ИКЦ МарТ, МарТ, 2017. — 408 c.
21. Морошкин, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Морошкин. — М.: Форум, 2017. — 288 c.
22. Мадера, А.Г. Риски и шансы: Неопределенность, прогнозирование и оценка / А.Г. Мадера. - М.: Красанд, 2016. - 448 c.
23. Нор С. А. Бизнес-план как ключевой документ при создании и развитии предприятия [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, октябрь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018. — С. 108-110.
24. Невская, Н.А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.А. Невская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 542 c.
25. Олейник, П.П. Организация планирование и управление в строительстве: Учебник. / П.П. Олейник. - М.: АСВ, 2015. - 200 c.
26. Орлова, П.И. Бизнес-планирование: Учебник / П.И. Орлова. — М.: Дашков и К, 2018. — 284 c.
27. Орлова, П.И. Бизнес-планирование: Учебник. 2-е изд., пер. и доп. / П.И. Орлова. — М.: Дашков и К, 2016. — 288 c.
28. Пластинин, А. В. Экономическая эффективность инвестиций: учебно-методическое пособие к выполнению контрольных работ, расчетно-графических заданий и экономической части выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций / сост. А. В. Пластинин О. П. Сушко. – Архангельск. –2017. – 73 с.
29. Петухова, С.В. Бизнес-планирование: как обосновать и реализовать бизнес-проект: Практическое пособие / С.В. Петухова. — М.: Омега-Л, 2017. — 171 c.
30. Сайбель Н. Ю., Кошкина Е. С. Бизнес-план как фундамент успешного развития предприятия // Вопросы экономики и управления. — 2017. — №1. — С. 15-25
31. Фомина Ю. А., Еременко Е. И. Выбор методики бизнеспланирования для предпринимательского проекта // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. - 2017. - №1. - С.141-151.
32. ТАСИС [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: http://решение-верное.рф/tacis (Дата обращения: 17.02.2020)
33. ЮНИДО [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: http:// www.unido.ru. (Дата обращения: 17.02.2020)
Приложения