Фрагмент для ознакомления
2
Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.
При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Должностные лица, которым направлен протест, могут отклонить протест полностью или в части, направив свои доводы прокурору, который принес протест. Одновременно с направленными доводами могут представляться соответствующие документы, материалы, справки, сведения.
Представление об устранении нарушений закона вносится во¬енным прокурором в орган воен¬ного управления, общественную организацию либо командиру (начальнику) или должностному лицу, полномочному устранить нарушение закона, и подлежит безотлагательному рассмотре¬нию. Представление вносится воен¬ным прокурором в те органы или тем должностным лицам, за закон¬ностью деятельности которых осуществляется надзор. В соответствии с законом не позднее чем в месяч¬ный срок должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и о результатах сообщено прокурору в письменной форме.
Военный прокурор в зависи¬мости от характера нарушения закона командиром (начальни¬ком), иным должностным лицом, военнослужащим или другим гражданином вносит мотивиро¬ванное постановление о возбуждении уголовного дела, возбуж¬дении дисциплинарного произ¬водства или производства об ад¬министративном правонарушении.
Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом не позднее чем в 10-дневный срок. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
Мотивированное постановление выносится военным проку¬рором и в иных случаях, пред¬усмотренных законом (например, постановление об отказе в воз¬буждении уголовного дела, по¬становление об отказе в санкцио-нировании выселения в админи¬стративном порядке и т. п.).
Постановление направляется в соответствующий орган или должностному лицу, полномочному принять меры к наказанию виновных или применить к ним меры общественного воздей¬ствия. При возбуждении уголов¬ного дела по материалам общего надзора военный прокурор по-ручает расследование преступле¬ния органу дознания или предва¬рительного следствия.
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Важное место в деятельности прокурора занимает надзор за соблюдением прав и свобод человека органами военного управления.
Прокурор при этом не подменяет государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, также не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность части.
При осуществлении возложенных на него функций прокурор:
рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
использует полномочия, указанные выше .
При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.
В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
При осуществлении надзора за соблюдением законов и воин¬ских уставов на гауптвахтах военный прокурор в пределах своей компетенции:
– в целях проверки соблюде¬ния законов и воинских уставов посещает систематически и в лю¬бое время гауптвахты;
– знакомится с документами, на основании которых лица под¬вергнуты аресту в дисциплинарном порядке, а так¬же отбывают наказание на га-уптвахте;
– немедленно освобождает ли¬цо, которое незаконно содержит¬ся на гауптвахте;
– производит опрос арестованных;
– проверяет соответствие при¬казов и распоряжений команди¬ров (начальников) и других должностных лиц законам и по¬ложениям воинских уставов, ре¬гулирующим порядок и условия содержания аресто¬ванных.
Постановления и предложе¬ния военного прокурора относи¬тельно соблюдения установлен¬ных законом и воинскими уста¬вами порядка и условий содер¬жания арестован¬ных подлежат обязательному исполнению соот¬ветствующими командирами (начальниками) и другими долж¬ностными лицами .
§ 2. Проблемы, возникающие при осуществлении прокурорского надзора и предложения по их решению
Одним из важных направлений работы прокуроров в ходе призыва является предупреждение и пресечение надзорными средствами фактов уклонения от призыва на военную службу, привлечение виновных в этом лиц к установленной законом ответственности.
В ходе надзора над исполнением законодательных и нормативно-правовых актов органами военного управления, а также за соблюдением прав и свобод военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, членов их семей и работников военный прокурор имеет право:
- беспрепятственного входа на территорию воинской части гарнизона при предъявлении служебного документа;
- доступа к документальным материалам;
- проверить фактическое исполнение законов в соответствии с имеющейся информацией о фактах нарушений;
- потребовать от должностных лиц воинских частей выделения специалистов для проведения разбирательства; - проверить ревизии деятельности воинских частей гарнизона; - вызывать в прокуратуру должностных лиц воинской части гарнизона для дачи объяснений по проверяемым вопросам.
При становлении фактов нарушений закона военный прокурор или его заместитель:
- выносит постановление об освобождении лиц, незаконно задержанных по решению несудебных органов;
- опротестовывает незаконные правовые акты, требует признания их недействительными; - вносит представление об устранении нарушений закона, а также возбуждает производство об административном правонарушении .
Характерные нарушения при призыве:
- принятие решение о призыве граждан, которые на момент оформления протокола не достигли 18 лет, но с фактической отправкой в войска после достижения этого возраста;
- принятие решение о призыве граждан, которые освобождены или не подлежат призыву, а также имеющих отсрочку от призыва;
- вынесение решения неправомочной призывной комиссией (например, участие лиц, которые в нее не входят, при замене по различным причинам ее членов без учета ее резервного состава либо той комиссией в отношении призывника, который проживает на территории, обслуживаемой другой комиссией - характерно для объединенных военных комиссариатов).
При проведении проверок в военных комиссариатах прокурорские работники должны выяснить, все ли граждане, призванные на военную службу, отправлены в войска.
При этом необходимо учитывать, что на практике имеют место случаи, когда лиц, призванных на военную службу, после отправки из районного военного комиссариата на сборный пункт субъекта Российской Федерации по различным причинам возвращают назад, а в учетно-алфавитной книге граждан, состоящих на учете в данном военном комиссариате, делается отметка о том, что данные лица отправлены в войска. Фактически же указанные лица для прохождения службы не направлялись и их не вызывают на призывную комиссию для повторного рассмотрения вопроса о призыве с учетом новых данных, полученных со сборного пункта субъекта Российской Федерации.
Для того, чтобы установить, все ли призванные на военную службу лица, отправлены к местам ее прохождения, необходимо ознакомиться, со вторыми экземплярами именных списков команд, которые составляются районными (городскими) военными комиссариатами на каждую отправляемую команду и вручаются старшему команды. В ходе изучения этих документов можно установить, все ли призванные на военную службу лица отправлены для ее прохождения, а также причины их возвращения со сборного пункта.
С учетом специфики и компетенции органов военной прокуратуры в ходе надзора за исполнением Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при осуществлении воинского учета интерес представляет деятельность военного комиссара по привлечению к ответственности лиц за допущенные нарушения указанного законодательства.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и п.п. 50, 51 Положения о воинском учете граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны:
-состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - в указанных органах;
-явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет;
-при исключении их из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, получении гражданином женского пола военно-учетной специальности, приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет) явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет;
сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;
-явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;
-бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет.
Главой 21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение в области воинского учета (ст.ст.21.1-21.7), в том числе для граждан (ст. ст. 21.5-21.7):
- неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей;
- уклонение от медицинского обследовании - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей;
- умышленная порча или утрата документов воинского учета - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей;
Характерные нарушения:
- пропуск срока давности привлечения к административной ответственности - два месяца с момента совершения (ст. 4.5 Кодекса);
- не составление протокола об административном правонарушении, либо его несоответствие предъявляемым требованиям, в том числе отсутствие объяснения виновного лица;
- вынесение постановления неправомочным на то лицом военным комиссаром или лицом, его замещающим, а другим должностным лицом военного комиссариата;
- наложение штрафа в большем размере, чем предусмотрено санкцией статьи.
Типичные нарушения законодательства о призыве граждан на военную службу.
Результаты надзорной деятельности свидетельствует о том, что наиболее характерными в сфере исполнения законодательства о призыве граждан на военную службу являются:
1. Нарушения требований статьи 8 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закона), статьи 33 Положения о воинском учете (утверждено постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719), изданной в их развитие «Инструкции по подготовке и проведению мероприятий связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе» (утверждена приказом Минобороны России от 02.10.2007 г. № 400) при организации первичного воинского учета, а также при первоначальной постановке граждан на воинский учет, сборе сведений о призывниках.
В результате ненадлежащей организации работы по воинскому учету граждан во многих военных комиссариатах субъектов Российской Федерации и их отделах личные дела призывников оформляются и ведутся небрежно, полнота и достоверность внесенных в них сведений надлежащим образом не проверяются. В нарушение статьи 8 Закона в личных делах не содержатся полные сведения о призывнике, а имеющиеся не обновляются, отсутствуют диагнозы о результатах медицинского обследования, протоколы о первоначальной постановке на воинский учет не подписываются членами комиссий по постановке граждан на воинский учет.
Эти нарушения, в свою очередь, влекут за собой незаконный призыв на военную службу лиц, негодных или ограничено годных к ней, с неснятой судимостью, являющихся гражданами других государств, незаконное предоставление отсрочек от военной службы, причинение государству материального ущерба, в том числе вследствие обучения воинским специальностям в образовательных учреждениях ДОСААФ граждан, которые в последующем не могут быть призваны на военную службу по законным основаниям.
2. Как свидетельствуют результаты прокурорских проверок, на призывных и сборных пунктах ряда субъектов Российской Федерации по-прежнему не обеспечиваются конституционные права граждан на охрану жизни и здоровья при призыве, доведение в полном объеме положенных норм довольствия. Допускались отдельные нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, требований и правил пожарной безопасности (приняты меры к устранению выявленных нарушений).
На указанных пунктах призывники размещались скученно. Объем воздуха на одного человека в помещениях, предназначенных для временного размещения указанной категории граждан, а также санитарного оборудования в комнатах для умывания и туалетах не соответствовали установленным статьями 172, 182 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – УВС ВС РФ) нормам.
В столовых отсутствовало необходимое количество столовых приборов, инвентаря и иного предусмотренного нормами оборудования, а также определенных законодательством помещений. Кроме того, выявлялись продукты питания с истекшим сроком хранения.
Не все пункты соответствовали требованиям пожарной безопасности.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации Принята всеобщим голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ от 30.12.2008 №6ФКЗ, от 30.12.2008г. №7-ФКЗ, от 05.02.2014г. №2-ФКЗ, от 21.07.2014г. №11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. 02.08.2019 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017 // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52 (ч. 1). – Ст. 4921.
2. Федеральный закон РФ от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 26.07.2019) N 238-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. − №47. – Ст. 4472. (ред. от 26.07.2019)..
5. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL : http://pravo.gov.ru/ (Дата обращения: 03.03.2020)
Научная литература
6. Анищенко, Р.О. Роль военной прокуратуры в вооруженных сила РФ/Р.О. Анищенко //Современные тенденции в науке и образовании.-2018.-С. 150-153.
7. Военные прокуроры взялись за помощников уклонистов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://военное.рф/2019/344529/. (Дата обращения:03.03.2020).
8. В Генштабе России озвучили число призывников в весеннюю кампанию [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://voenkom.ric.mil.ru/Stati/item/227543/ (Дата обращения: 1.03.2020).
9. Глухов, Е.А. Отчуждение от человека в бюрократических структурах (на примере военных организаций) / Е.А. Глухов // Военное право. - 2018. - № 1 (47). - С. 66-72.
10. Душкин, И.В. Что изменилось в регулировании заключения контракта о прохождении военной службы до наступления предельного возраста пребывания на военной службе // Право в Вооруженных Силах. 2015. № 4. С. 18 - 20.
11. Количество выявляемых в РФ нарушений при призыве в армию выросло за пять лет в 1,5 раза[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/armiya-i-opk/4147691 (Дата обращения: 09.03.2020).
12. Корякин, В.М., Харитонов, В.С. Об обеспечении законности при подготовке граждан к военной службе и призыве на военную службу /В.М. Корякин, В.С. Харитонов //Право в вооруженных силах.-2019.-№12.-С.60-65.
13. Маликов, С.В. Факторы, влияющие на выработку тактики надзорной деятельности военного прокурора /С.В. Маликов//Военное дело.-2020.-№1.-С.183-189.
14. Маликов, С.В. Факторы, влияющие на выработку тактики надзорной деятельности военного прокурора /С.В. Маликов//Военное дело.-2020.-№1.-С.183-189.
15. Махьянова, Р. М. Профессиограмма военного прокурора / Р. М. Махьянова // Военное право. - 2018. - № 2 (48). - С. 139-153.
16. Махьянова, Р. М. Содержание понятия тактики надзорной деятельности военного прокурора / Р. М. Махьянова // Военное право. - 2018. - № 4 (50). - С. 190-195.
17. Методика и тактика проведения прокурорской проверки : учебное пособие / [О. Н. Коршунова, Е. Л. Никитин, Н. В. Кулик, И. И. Головко, Е. А. Бурмистрова, Г. В. Дытченко, Д. М. Плугарь, К. А. Чуклинов] ; под ред. О. Н. Коршуновой. - СанктПетербург : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014. - 240 с.
18. Методические рекомендации о проведении проверок исполнения законодательства при призыве граждан на военную службу [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=home#doc/EXP/368906/4294967295/0 (Дата обращения: 01.03.2020).
19. Настольная книга военного прокурора (под общ. ред. заместителя Генерального прокурора Российской Федерации С.Н. Фридинского). – «За права военнослужащих», 2012
20. Никитин Александр Павлович. Роль военной прокуратуры защите прав военнослужащих: современное состояние вопроса // Вестник военного права, 2017. № 1. С. 7-12.
21. Никитин, А.П. Роль военной прокураты в защите прав военнослужащих: современное состояние вопроса /А.П. Никитин // Вестник военной права. № 1. 2017. С. 7-12.
22. Павлова, Н.В. Место и роль прокуратуры в конституционной системе органов государственной власти Российской Федерации в механизме защиты прав и свобод граждан /Н.В. Павлова //Глобальный научный тенциал.-2014.-№4.-С.101-106.
23. Полевец, И.М. Соотношение военной службы с иными видами федеральной государственной службы // Административное и муниципальное право. 2015. № 6. С. 530 - 537.
24. Правовые акты прокурорского надзора / [Т. А. Васильева,Н. П. Дудин, Г. В. Дытченко, Е. Л. Никитин, А. Е. Скачкова];науч. ред. Н. П. Дудин. - СПб. : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2011 - 256 с.
25. Прокудин, А.А. Понятие, задачи и принципы деятельности военной прокуратуры в Российской Федерации /А.А. Прокудин//Молодой исследователь: Вызовы и перспективы.-2019.-С.123.
26. Прокуратура Курской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://prockurskobl.ru/orientation/3297.html (Дата обращения: 10.03.2020).
27. Прокуратура потребовала прекратить призыв «одним днем» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://realarmy.org/prokuratura-potrebovala-prekratit-prizyv-odnim-dnem/. (Дата обращения: 08.03.2020).
28. Прокурорский надзор за весенним призывом [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://redstar.ru/prokurorskij-nadzor-za-vesennim (Дата обращения 03.03.2020)
29. Прокурорский надзор за весенним призывом [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://redstar.ru/prokurorskij-nadzor-za-vesennim (Дата обращения 03.03.2020).
30. Рене Декарт. Французский философ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://en.ppt-online.org/490999. Дата доступа: 18.10.2019.
31. Савельев, И.В. Военная прокуратура как субъект обеспечения национальной безопасности /И.В. Савельев //Синергия наук.-2017.-№15.-С.526.
32. Савельев, И.В. Военная прокуратура как субъект обеспечения национальной безопасности /И.В. Савельев //Синергия наук.-2017.-№15.-С.526.
33. Соколов, Я.О. О нарушении закона и прав граждан при публикации списков уклоняющихся от военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2015. № 12. С. 112 - 123.
34. Спирин, А. В. О роли приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации в регулировании уголовно-процессуальных отношений // Вестник Уральского юридического института МВД России.- 2017. -№3. -С. 10.
35. Филиппова, Н.В. Деятельность органов военной прокуратуры как важный фактор обеспечения прав и свобод военнослужащих /Н.В. Филиппова [ и др.] //Вопросы науки и образования.-2018.-№27.-С.73-75.