Фрагмент для ознакомления
2
изменению подходов к подготовке и повышению квалификации работников в сфере образования;
популяризации эффективных моделей организации образовательного процесса;
увеличения разнообразия образовательных программ в едином образовательном пространстве.
НОКО реализуется через:
Привлечение некоммерческих организаций и физических лиц для оценки качества образования
Координацию деятельности всех агентов по повышению качества условий образовательного процесса
Улучшение способов организации и содержания образовательного процесса
Мероприятия по повышению качества, эффективности и доступности образовательных услуг
Результаты НОКО могут использоваться различными группами для решения как профессиональных, так и личных задач:
Обучающиеся и их родители (в целях выбора места обучения для себя и/или своих детей):
для оценки текущего уровня освоения образовательных программ изменения индивидуальных учебных планов;
для выявления собственных возможностей продолжить образование по тем или иным программам;
Учреждения, осуществляющие образовательную деятельность, в целях анализа:
анализа уровня подготовки обучающихся и обстоятельств, на него влияющих;
оценки соответствия деятельности ожиданиям участников и/или иных заинтересованных организаций;
определения перечня мероприятий по совершенствованию результатов и качества оказания образовательных услуг.
3. Заинтересованные организации:
для формирования общих с образовательным учреждением действий по изменению образовательных программ и др.
4. Коллегиальные органы управления учреждениями, оказывающими образовательные услуги: в качестве способа вовлечения местных представителей в выполнение задач развития организации и т.д.
5. Федеральные и региональные органы исполнительной власти: для принятия административных решений.
Очень важной частью оценки качества являются данные, которые могут быть использованы для проведения НОКО и рейтингования образовательных организаций. Ключевыми компонентами этой системы выступают «закрыты» и «открытые» данные. К «закрытым» данным доступ ограничен или полностью закрыт. К ним относятся:
информация государственного учета (статистического и административного);
ведомственные мониторинги, реализуемые подведомственными учреждениями; международные мониторинги (PISA, TIMSS и др.).
К «открытым» данным относятся:
неструктурированные данные;
данные самих образовательных организаций; данные, которые возможно заполучить лишь от общественности (например, от потребителей образовательных услуг путем социологических опросов.
При реализации и развитии НОКО вытекает такая проблема, как дефицит информации о деятельности организаций. Зачастую, НОКО занимаются лишь организации, аффилированные с местными органами власти в сфере образования – это учрежденные самими этими органами организации по мониторингу в сфере образования. Они имеют гораздо больше прав и полномочий по работе с данными, нежели сторонние организации или лица. Отчеты данных организаций не часто становятся достоянием общественности, а также очевиден конфликт интересов: оцениваемые образовательные учреждения являются подведомственными и сами организации, осуществляющие НОК, зачастую имеют одного и того же учредителя.
Ключевую роль в данном процессе могут играть открытые данные. Открытые данные (Open Data) – это концепция, заключающаяся в том, что данные должны быть свободно и бесплатно доступны для всех пользователей и пригодны для повторного использования без каких-либо ограничений и контроля со стороны публикатора данных.
Роль открытых данных тут заключается в их использовании для решения каких-либо общественных проблем. Сами по себе данные представляют важность только тогда, когда их тематика, качество и детализация способны помогать каким-либо референтным группам решать свои проблемы. Тим Бернес-Ли ввел пятизвездочную шкалу типологии качества открытых данных:
• первый уровень: данные доступны в любом формате;
• второй уровень: открытые данные выложены в машиночитаемом формате (xls,xlsx);
• третий уровень: открытые данные представлены в непроприетарном формате (CSV);
• четвертый уровень: открытые данные публикуются в открытых стандартах W3C (RDF и SPARQL);
• пятый уровень: открытые данные связаны с другими данными с учетом их контекста.
Тенденции к открытым данным в мире начались лишь в последние несколько лет, но активно захватывают различные отрасли: от экологии до правопорядка. Опыт работы с открытыми данными в других сферах показывает эффективность этого механизма, когда речь идет о вовлечении частных лиц и организаций в государственный сектор. Таким образом, более активное их использование в образовании и, непосредственно, в независимой оценке качества образования может открыть дополнительные возможности по улучшению качества образования и вовлечению общественности в эту сферу.
Порядок управления качеством образовательных услуг, как муниципальная функция, устанавливается муниципальными актами. К ним относятся принятые решениями представительных органов административные регламенты исполнения конкретных муниципальных функций, осуществление которых происходит в соответствии с перечнем вопросов местного значения. Федеральный закон 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ст.2) определяет административный регламент как «нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственными или муниципальными учреждениями в Пермском крае, например, приказом управления образования НГО от 22.01.2016г. «Об утверждении новой редакции административного регламента «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)».
Регламент определяет круг заявителей, требования к порядку информирования о предоставлении муниципальной услуги, стандарт предоставления муниципальной услуги, который в свою очередь устанавливает порядок, сроки, последовательность действий (административных процедур) при предоставлении услуги, а также содержит перечень нормативных документов, которые регулируют отношения, возникающие в связи с осуществлением муниципальной услуги.
Однако это относится только к муниципальным услугам, оказываемым органами местного самоуправления. ФЗ-210 не содержит требования к регламентации муниципальных услуг, которые оказываются муниципальными организациями и учреждениями. Мы видим, что фактически в их отношении сложилось отдельное правовое регулирование, в том числе по вопросам регламентации и стандартизации – это Бюджетный кодекс, федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ, а также законодательство в отдельных отраслях социальной сферы. В рамках их реализации стандарты качества муниципальных услуг приобрели статус самостоятельного документа. Стандарт качества определяет минимальный гарантированный уровень качества, которому должны соответствовать основные параметры услуг и работ, предоставление которых осуществляется за счет бюджетных средств любым поставщиком на территории региона или муниципалитета1; обеспечивающих взаимосвязь объемов услуг, оказываемых учреждением в рамках государственного (муниципального) задания, их качества и объемов финансового обеспечения его выполнения.
Приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 07.09.2017г. № 397-Д «Об утверждении стандартов качества предоставления государственных услуг (работ) в сфере образования, предоставляемых (выполняемых) государственными учреждениями Свердловской области, подведомственными Министерству общего и профессионального образования Свердловской области» утверждены 23 стандарта качества государственных услуг в сфере образования. Три стандарта касаются дошкольного образования.
Стандарт качества предоставления государственной услуги «Реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования»;
Стандарт качества предоставления государственной услуги «Присмотр и уход»;
Стандарт качества предоставления государственной услуги «Реализация дополнительных общеразвивающих программ»;
Стандарты содержат следующие разделы:
нормативные правовые акты, регулирующие порядок предоставления государственной услуги,
требования к порядку и условиям предоставления государственной услуги:
• требования к законности и безопасности предоставления государственной услуги,
• требования к уровню материально-технического обеспечения предоставления государственной услуги,
• требования к доступности предоставления государственной услуги и основания для отказа в ее предоставлении,
• требования к кадровому обеспечению исполнителя государственных услуг,
• требования к уровню информационного обеспечения потребителей государственной услуги:
• осуществление контроля за соблюдением стандарта качества предоставления государственной услуги;
• показатели качества предоставления государственной услуги.
Мы полагаем, что данные стандарты будут осмыслены и лягут в основу стандарта качества муниципальных услуг в сфере образования, разработанных управлением образования Невьянского городского округа
2.2 Реализация национального проекта «Развитие образования и науки» в Пермском крае
Национальный проект «Образование» на уровне администрации города Перми реализуется Департаментом образования администрации города Перми
Цель национального проекта - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Федеральный проект «Современная школа»
В российских школах будут внедряться новые методы и программы обучения, тогда как многие привычные форматы окончательно уйдут в прошлое. Появятся новые места в общеобразовательных учреждениях, будут построены новые здания школ.
В пермских школах уже внедряются инновационные программы и методики. В первом полугодии 2019 года 15 школ города вошли в проект Министерства образования и науки Пермского края по внедрению цифровой образовательной платформы «Московская Электронная школа».15 образовательных организаций города участвуют в апробации цифровой платформы «Мобильное электронное образование». При реализации обучения на этих платформах детям будет предоставлено образование в рамках естественно - научного и гуманитарного направлений.
В рамках проектов «Электронная библиотека» и «Электронная учительская» в школах проходит обновление материально-технической базы для реализации цифрового образования и расширение используемых в образовательном пространстве программных продуктов.
Численность обучающихся, охваченных основными и дополнительными общеобразовательными программами с использованием цифровых технологий на естественнонаучном и гуманитарном направлениях на 1 полугодие 2019 года составляет 3500 чел.
В рамках реализации проекта «Современная школа» департаментом образования также проводятся мероприятия по созданию новых мест в общеобразовательных учреждениях города Перми за счет реконструкции зданий, строительства новых корпусов и зданий для размещения образовательных учреждений.
В 3 квартале 2019 года (плановый срок) начнутся работы по пристройке нового корпуса школы № 93 (ул. Полины Осипенко, 46) на 400 мест
В 4 квартале 2019 года (плановый срок) - по строительству нового корпуса Гимназии № 3 (ул. ул.Звенигородская,11) на 1050 мест, пристройке нового корпуса школы по ул. Целинная 15
В 1 квартале 2020 года (плановый срок) будет начато строительство здания школы школы по ул. Юнг Прикамья, 3 на 1100 мест, пристройки нового корпуса Гимназии № 17 (ул. Ленина, 33, 35)
Департаментом образования осуществляется также мероприятия по строительству спортивных площадок при школах.
В августе 2019 года начнется строительство спортплощадки для школы № 122.
Уже идет строительство новых спортплощадок у школ № 41 и № 82. В октябре 2019 года они откроются для ребят.
В 2020 году новую спортплощадку получит школа № 25, в 2021 году - школа № 131
Количество созданных мест в дошкольных образовательных учреждениях в 1 полугодии 2019 года составляет 300 единиц.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка»
Проект призван создать систему, в которой уже на ранних этапах обучения помимо базового образования ребенок сможет выбрать интересующие его направления будущей профессиональной деятельности.
В целях реализации проекта департаментом образования проводятся мероприятия по увеличению охвата детей с 5 до 18 лет дополнительным образованием. 67,1 % детей охвачены дополнительными образовательными программами в различных общеобразовательных, спортивных, культурных учреждениях. Услуги дополнительного образования предоставляются по следующим направлениям: техническое, естественно-научное, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое, социально-педагогическое и художественное. Большое значение приобретают практико-ориентированные краткосрочные курсы и профессиональные пробы для школьников.
Особое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных учреждениях по дополнительным образовательным программам обучаются 2511 детей с ОВЗ, что составляет 55% от общего количества детей с ОВЗ (4526 чел.). Третий год реализуются программы дополнительного образования для детей-инвалидов с ментальными нарушениями. 143 таких ребенка в получают услуги дополнительного образования. Большое внимание уделяется охвату данной категории детей разноуровневыми мероприятиями, направленными на формирование навыков здорового образа жизни, социализацию в обществе и проведение культурного досуга. Педагоги учреждений дополнительного образования обучаются новым технологиям, методам работы с особыми детьми.
В первом полугодии 2019 года 36 образовательных учреждений города заключили договора с детским Технопарком «Кванториум. Фотоника» на реализацию услуг дополнительного образования. Это стало возможным в результате реализации проектов департамента образования «Техно-Пермь» и «ТОП-предметы». В рамках данных проектов приоритетным направлением развития содержания образования становится инженерное образование со всем комплексом сопутствующих практикоориентированных курсов.
В целях обеспечения равных возможностей для реализации индивидуальных профессиональных траекторий школьников департаментом образования ведется работа по организации участия школьников 8-11 классов в открытых уроках «Проектория», организованных Министерством просвещения Российской Федерации. Новый цикл открытых уроков, которые проводятся в режиме онлайн, нацелен на знакомство обучающихся 8-11 классов с передовыми индустриями и перспективными профессиями, достижениями отечественной науки и экономики. Открытые уроки были организованы в интерактивном формате с участием ведущих индустриальных экспертов и бизнес-лидеров на портале «Проектория». В 1 полугодии 2019 года общее число участников открытых онлайн-уроков «Проектория» составляет 1552 чел.
В рамках предпрофильной подготовки учащихся 8-9 классов формируется готовность к профессиональному самоопределению подростка. Ежегодно в мае-июне во всех школах города проходят собеседования с выпускниками 9-х классов по определению дальнейшей образовательной траектории с учетом склонностей и интересов учащихся. В 1 полугодии 2019 года на городском уровне были проведены методические семинары и мастер-классы по организации тьюторского сопровождения на ступени среднего общего образования. Семинары были подготовлены школами №22, №109, «Мастерград». Семинары посетили более 100 педагогов и заместителей директоров по учебной работе. Число детей, получивших рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности) по состоянию на 1 полугодие 2019 г. составляет 11 357 чел.
Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей»
Проект направлен на вовлечение в образовательный процесс родителей и создание условий для повышения их компетентности в вопросах образования и воспитания.
В целях реализации проекта МБОУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» города Перми обслуживает ежегодно 1902 несовершеннолетних, их родителей (законных представителей), педагогов. Учащиеся и воспитанники зачисляются на сопровождение в Центр по личному обращению, ходатайству образовательной организации в случае выявления среднего или высокого риска детского и семейного неблагополучия, по направлению КДНиЗП, ОДН. Родители получают консультационные услуги по вопросам развития и воспитания несовершеннолетних детей. Педагоги получают методическую и консультационную помощь по вопросам развития учащихся, профилактики детского и семейного неблагополучия.
Для контроля удовлетворенности качеством предоставления услуг на сайте Центра есть функция обратной связи, где получатели услуг могут оценить качество работы специалистов Центра, есть книга отзывов. За I полугодие отсутствуют жалобы, отрицательные отзывы о деятельности специалистов Центра, таким образом, доля потребителей, удовлетворенных качеством предоставления услуг составило 100%.
Для повышения родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей, и подростков, профилактики детского и семейного неблагополучия специалисты МБОУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» города Перми используют следующие формы работы: родительские студии, семинары, тренинговые занятия, индивидуальные и групповые консультации, программы примирения в семье с использованием восстановительного подхода.
За I полугодие 2019 года мероприятиями по формированию ответственного родительства специалистами МБОУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» города Перми охвачено 687 родителей. В центре работает школа родительского образования «Ступени».
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Декларации прав ребенка : принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН [Электронный ресурс] // Веб-сайт ООН. – Режим доступа: http://www.un.org /ru/documents/decl_conv/declarations/childdec (дата обращения: 14.01.2020).
2. Конституция Российской Федерации : принята всенародн. голосованием 12 дек. 1993 г. [ в ред. от 30 дек. 2008 г. ]. – Москва: Проспект, 2020. – 32 с.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации : части 1 и 2: с изм. и доп. // Официальный сайт Системы «Гарант». – Режим доступа: http://base.gara№t.ru/10900200/ (дата обращения: 02.11.2019).
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (действующая редакция) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.co№sulta№t.ru (дата обращения: 14.01.2020).
5. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг : федер. закон от 27.07.2010 № 210–ФЗ (в ред. от 21.07.2014 г.) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_103023/ (дата обращения: 24.06.2019).
6. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.01.2019).
7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования : федер. закон от 21.07.2014 256-ФЗ // Официальный сайт Системы «Гарант». – Режим доступа: http://base.gara№t.ru/70701066/(в ред. от 21.07.2014 г.) (дата обращения: 14.01.2019).
8. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики : указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 // Официальный сайт Системы «Гарант». – Режим доступа: http://base.gara№t.ru/70170950/ (дата обращения: 12.12.2019).
9.О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки : указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 // Официальный сайт Системы «Гарант». – Режим доступа: http://base.gara№t.ru/70170946/ (дата обращения: 12.12.2019).
10. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы : указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130516/ (дата обращения: 12.12.2019).
11. Об осуществлении мониторинга системы образования : постановление Правительства Рос. Федерации от 05.08.2013 № 662 // Официальный сайт Системы «Гарант». – Режим доступа: http://base.gara№t.ru/70429494/ (дата обращения: 06.08.2019).
12. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы : постановление Правительства Рос. Федерации от 15.04.2014 № 295 (с изменениями и дополнениями) // Официальный сайт Системы «Гарант». – Режим доступа: http://base.gara№t.ru/70643472/#block_3#ixzz549QcMYqu (дата обращения:06.12.2019).
13. Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией : приказ Министерства образования Рос. Федерации от 14.06.2013 № 462 // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: https://mi№just.co№sulta№t.ru /docume№ts/6631 (дата обращения: 08.12.2019).
14. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : приказ Министерства образования Рос. Федерации от 17.10.2013 № 1155 // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/29614.html/ (дата обращения: 08.12.2019).
15. Ахмедулина Л. Г. Организация проектной деятельности по формированию профессионально-личностной готовности педагогов ДОУ к решению проблем по обеспечению безопасности и качества образовательного процесса [Электронный ресурс] / Л. Г. Ахмедулина // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 38-40. – Режим доступа: https://moluch.ru/co№f/ped/archive/98/4518/ (дата обращения: 14.01.2018).
16. Богуславская Т. Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования / Т. Н. Богуславская // Проблемы современного образования. – 2012. – № 4. – С. 45-49.
17. Боронина Л. Н. Основы управления проектами : учебное пособие / Боронина Л. Н., Сенук З. В. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 75с.
18. Варченко Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении / Е. И. Варченко // Молодой ученый. – 2013. – №3. – С. 471-474.
19. Воронина Л. И. Функции и услуги в системе государственного и муниципального управления: монография / Л. И. Воронина, С. Н. Костина, В. Томильцев ; под общ. ред. проф. Т. М. Резер. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 139 с.
20. Глазунова Н. Региональная система оценки качества дошкольного образования / Н. Глазунова // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2015. – № 1. – С. 42-55.
21. Едакова И. Б. К вопросу об оценке качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС [Электронный ресурс] / И. Б. Едакова // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – Режим доступа: http://www.school2100.ru/upload/iblock/bc2/Edakova.pdf (дата обращения: 14.05.2019).
22. Ершова О. Общественная оценка качества дошкольного образования. Опыт г. Перми / О. Ершова // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2019. – № 1. – С. 16-22.
23. Колюжновая Н. Я. Маркетинг: общий курс : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 521600 «Экономика» / Н. Я. Колюжновая, А. Я. Якобсона. – Москва : Изд-во Омега-Л, 2006. – 476 с.
24. Комарова Е. Получение информации для оценки качества дошкольного образования / Е. Комарова // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2015. – № 10. – С. 6-14.
25. Комплексная оценка качества деятельности дошкольного образовательного учреждения / С. Ф. Багаутдинова [и др.]. – 2-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2015. – 148 с.
26. Крулехт М. В. Экспертные оценки в образовании: учеб. пособие для студ. фак. дошк. образования высш. пед. учеб. Заведений / М. В. Крулехт, В. Тельнюк. – Москва : Издательский центр «Академия», 2002. – 112 с.
27. Кузьмин С. В. Программный подход в управлении качеством дошкольного образования : опыт разработки, реализации и экспертизы образовательной программы ДОУ / С. В. Кузмин. – Москва : Обуч, 2010. – 128 с.
28. Кузьмин С. В. Эволюция взглядов на качество дошкольного образования [Электронный ресурс] / С. В. Кузьмин // Детский сад будущего: оценка качества в соответствии с ФГОС дошкольного образования : материалы междунар.науч.-практич. конф. – Санкт-Петербург, 2014. – С. 3-13.
29. Майер А. А. Стратегия качественных изменений в развитии дошкольного образования [Электронный ресурс] / А. А. Майер // Детский сад будущего: оценка качества в соответствии с ФГОС дошкольного образования : материалы междунар.науч.-практич. конф. – Санкт-Петербург, 2014. – С. 14-17.
30. Никитина С. В. Оценка результативности и качества дошкольного образования : научно-методические рекомендации и информационные материалы / С. В. Никитина, Н.Г. Петрова, Л.В. Свирская. – Москва : Линка-Пресс, 2018. – 224 с.
31. Открытые данные в сфере образования как инструмент развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studbooks.№et/1872099/pedago gika/№ezavisimaya_otse№ka_kachestva_obrazova№iya(датаобращения: 06.01.2019).
32. Перцов Л. В. Подходы к стандартизации качества услуг и работ /В. Перцов // Бюджет. – 2011. – № 9. – С. 80-83.
33. Развитие электронного правительства в республике Мордовия [Электронный ресурс] / О. Ю. Якимова [и др.]. – Режим доступа: https://mo№ographies.ru/ru/book/view?id=281 (дата обращения: 16.09.2019).
34. Смирнова И. А. Формирование региональной оценки качества дошкольного образования как компонент современной образовательной политики [Электронный ресурс] / И. А. Смирнова // Детский сад будущего: оценка качества в соответствии с ФГОС дошкольного образования : материалы междунар.-науч.практич. конф. – Санкт-Петербург, 2014. – С. 77-82. – Режим доступа: http://оиуу.рф/upload/Качество%20дошкольногои%20 образования.pdf (дата обращения: 01.07.2019).
35. Яковлева Г. В. Организация работы инновационных структурных подразделений дошкольного образовательного учреждения / Г. В. Яковлева