Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы исследования «Правовые особенности преодоления гражданином трудной жизненной ситуации по программе социальной адаптации на основе социального контракта» не вызывает сомнений в силу множества факторов, среди которых можно выделить.
Проблема бедности выступает одной из злободневных социальных проблем отечественного общества начала Третьего тысячелетия. Ее распространение определено форсированным переходом нашей страны к рыночной экономике, социальным расслоением населения на бедных и богатых, резкой социальной поляризацией общества и социальным неравенством.
Более пятнадцати процентов населения (практически каждый седьмой) не имеет определенной возможности в абсолютной мере удовлетворить даже свои основные потребности. Проблема существующей бедности и государственной поддержки малоимущего населения продолжает оставаться острейшей, а сама задача уменьшения бедности признана одним из первостепенных направлений отечественной государственной политики.
Государство формирует рынок социальных услуг как одно из основных направлений становления социальной политики. В границах подпрограммы «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» устанавливается формирование условий для самостоятельного выхода из сложившейся неблагоприятной ситуации трудоспособных граждан, в том числе с помощью новейших социальных технологий. Одной из подобных технологий и выступает социальный контракт, установление которого призвано улучшить уровень и качество жизни малоимущих граждан, содействовать снижению уровня бедности и преодолению ее отрицательных социальных последствий.
В Государственной программе нашего государства «Социальная поддержка граждан» на 2013-2020 г. указано, что в период осуществления программы субъектами РФ в границах региональных программ устанавливается осуществление переориентации работы системы органов социальной защиты населения субъектов РФ и муниципальных образований преимущественно на предоставление помощи семьям, которые находятся за чертой бедности. Для улучшения результативности адресной поддержки социально незащищенных слоев граждан в нашей стране вводится новейшая социальная технология – это государственный социальный контракт для поддержки улучшения имеющегося положения малообеспеченных семей и поддержки, граждан, которые попали в трудную жизненную ситуацию. В границах социального контракта параллельно принимаются во внимание потребности в социальной интеграции гражданина, который попал в трудную жизненную ситуацию, его возможности трудовой занятости либо получения требуемой для данного шага квалификации. Социальный контракт нацелен на увеличение масштабов адресной социальной поддержки, которая оказывается гражданам, на уровне регионов. Думается, что увеличение масштабов адресной социальной поддержки, при иных одинаковых условиях, сформирует базу для уменьшения бедности, снижения неравенства, совершенствования социального климата в обществе и, в то же время, для более результативного применения средств бюджетной системы нашего государства.
Тем не менее, на сегодняшний день тяжело оценить истинную результативность установленных мер, так как социологической диагностики действенности социального контракта не осуществлялось, и дипломная работа призвана внести вклад в совершенствование этой проблемы. Актуальность этой работы определена потребностью формирования данной формы социальной поддержки малоимущих граждан в регионах, - с одной стороны, и вместе с тем отсутствием какой-либо надежной информации о истинных масштабах использования социального контракта на местах, отношения населения к данной мере и ее результативности – с другой.
Теоретические источники темы исследования в сфере социальной защиты граждан, которые оказались в трудной жизненной ситуации включают множество работ российских ученых-правоведов: В.В. Витрянского, И. В. Гайдыма, Н.А. Ивановой, Г.А. Кутьиной, Т.И. Лысенко, Д.А. Медведева, С.А. Сторчак, Е.А. Суханова, М.М. Тихомиров а, О.А. Чаусской, О.И. Чистякова и др. При этом эволюция социально-экономических отношений обусловлена адекватным развитием системы организационно-правового регулирования, которое невозможно без проведения научных исследований и разработок в рассматриваемой сфере социального обеспечения подобных граждан в РФ.
Теоретическая значимость данной дипломной работы состоит в том, что итоги проведенного исследования улучшают теорию науки социального обеспечения, а также социологию социальной области, давая конкретную информацию по улучшению механизма ввода социального контракта как инструмента снижения уровня бедности среди малоимущих граждан.
Практическая значимость дипломной работы. Предложенные изменения в законодательство могут применяться на уровне госорганов власти, к примеру, Министерством труда и социального развития РФ, различными управленческими структурами, также местными учреждениями социальной защиты, в целях формирования и упрочения социальной политики, улучшения социальных технологий снижения уровня бедности и механизма осуществления государственной социальной помощи малоимущим гражданам.
Таким образом, практическая значимость в целом и актуальность темы в современных условиях обусловлена социальной направленностью российской государственности, которая с учетом динамичного общественного развития требует обновления действующих и разработки новых организационно-правовых конструкций социального обеспечения.
Цель и задачи работы.
Целью дипломной работы является изучение особенностей правового регулирования в сфере социального обеспечения граждан, которые оказались в трудной жизненной ситуации по программе социальной адаптации на основе социального контракта в Российской Федерации.
Для реализации обозначенной цели решались следующие задачи:
обозначить понятие социального контракта и условия его заключения;
обозначить особенности предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта;
привести основные меры социальной поддержки государства;
изучить правовые основы социальной защиты: основные понятия;
исследовать особенности программы социальной адаптации;
рассмотреть путь к выходу из трудной жизненной ситуации.
Объектом исследования представляются совокупность организационно-правовых отношений, которые складываются при формировании, функционировании и развитии системы социального обеспечения граждан, которые оказались в трудной жизненной ситуации по программе социальной адаптации на основе социального контракта в Российской Федерации.
Предмет исследования включает основы, принципы и механизмы системы социального обеспечения выше указанных граждан в РФ.
Методологические основы дипломной работы включают общенаучные методы: системного анализа, индукции и дедукции, сравнения и аналогии, а также метод обобщений и др.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА
1.1. Социальный контракт. Условия заключения
Среди различных технологий оказания социальной помощи населению, все прогрессивную роль занимают государственные контракты. Подобная форма поддержки результативно развивается в большинстве зарубежных государств и носит положительный опыт выхода из тяжелой жизненной ситуации большинства семей и отдельных одиноких граждан.
Согласно Федеральному закону от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» , под социальным контрактом понимают соглашение, заключенное между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания гражданина и на основании с которым орган социальной защиты населения берет на себя обязанность оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин должен осуществить мероприятия, которые предусмотрены программой социальной адаптации.
При этом программой социальной адаптации выступают сформированные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые могут быть нацелены на преодоление им трудной жизненной ситуации, которая определена на основании отечественного законодательства, содержит виды, объем и порядок осуществления подобных мероприятий.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Российская газета от 25.12.1993.
2. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Принята в г. Нью-Йорке 30.09.1990) // Дипломатический вестник. 1992. № 6. С. 10 - 13.
3. Декларация о международном экономическом сотрудничестве, в частности оживлении экономического роста и развития в развивающихся странах (принята 01.05.1990 Резолюцией S-18/3 на 11-ом пленарном заседании 18-ой специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН). [Электронный ресурс],URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/int_economic_coop.shtml (дата обращения: 16.05.2017).
4. Копенгагенская декларация о социальном развитии (принята Всемирной встречей на высшем уровне в интересах социального развития, Копенгаген, 6–12 марта 1995 года) [Электронный ресурс],URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/copdecl.shtml (дата обращения: 16.05.2017).
5. Рекомендация N 202 Международной организации труда «О минимальных уровнях социальной защиты» [рус., англ.] (Принята в г. Женеве 14.06.2012 на 101-й сессии Генеральной конференции МОТ) // URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/normativeinstrument/wcms_r202_ru.pdf, дата обращения 16.05.2017.
6. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» // Собрание законодательства РФ, 1997, N 43.
7. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. - 19.07.1999. - № 29. - Ст. 3699.
8. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»// СЗ РФ, 2001, N 51, ст. 4832.
9. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»// Российская газета, N 247, 20.12.2001.
10. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 30.08.2004. - № 35. - Ст. 3607.
11. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»// Источник СПС КонсультантПлюс.
12. Постановление Правительства Российской Федерации «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» от 20 августа 2003 г. №512 // Российская газета от 26 августа 2003. - № 168.
13. Постановление Правительства РФ от 11.11.2009 N 915 (ред. от 03.12.2012) «Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на выплату региональных социальных доплат к пенсии» // Российская газета, N 217, 18.11.2009.
14. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 2), ст. 8029.
15. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 296 «Об утверждении государственной программы РФ «Социальная поддержка граждан»» // Собрание законодательства РФ. - 28.04.2014. - № 17. - Ст. 2059.
16. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 296 «Об утверждении государственной программы РФ «Социальная поддержка граждан»»// Собрание законодательства РФ, 28.04.2014, N17, ст. 2059.
17. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2010 № 399 «О проведении в ряде субъектов Российской Федерации эксперимента по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. - № 7. – 2010.
18. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Федеральной службы государственной статистики «Об утверждении методики оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта» от 30 сентября 2013 г. №506н/389 // Российская газета от 19 февраля 2014. - № 38.
19. Приказ Федеральной службы государственной статистики «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации статистического наблюдения за оказанием социальной помощи на основании социального контракта за счет средств бюджета» от 30 июля 2013 г. №297 // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70324896/, дата обращения 17.05.2017.
20. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.09.2009 N 805 н «Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты»// Российская газета, N229, 02.12.2009.
21. Закон Белгородской области от 28 декабря 2004 года № 165 // http://docs.cntd.ru/document/469022331, дата обращения 02.05.2017.
22. Закон Волгоградской области «Социальный кодекс Волгоградской области» // URL: http://volgoduma.ru/zakonotvorchestvo/proekty-zakonov/komitet-po-trudu-sotsialnoy-politike-voprosam-semi-i-delam-veteranov/17496-proekt-zakona-232-2015z-ot-3112015g.html, дата обращения 17.05.2017.
23. Региональные нормативные правовые документы в области предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта Амурской, Волгоградской Курганской, Нижегородской, Рязанской областей // URL: http://novainfo.ru/article/9554, дата обращения 16.05.2017.
24. Социальный кодекс Белгородской области: Закон Белгородской области от 28 декабря 2004 г. № 165 // Белгородские известия. 2004. 29 дек.
Научная и учебная литература
25. Андрющенко О.Е. Формирование модели социальной защиты населения в условиях социальной модернизации России // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2012. № 3. С. 172 - 177.
26. Барышникова Т.Ю. Право социального страхования как подотрасль права социального обеспечения // Социальное и пенсионное право. 2015. № 2. С. 13 - 18
27. Благодир А.Л. К вопросу о системе мер социальной поддержки (анализ федерального и регионального законодательства) // Вестн. Вятского гос. гуманитарного ун-та. 2012. № 1. Т. 1. С. 70 - 73.
28. Благодир А.Л. Система права социального обеспечения: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2014.
29. Бондаренко Н.В., Кураков А.Л. Совершенствование социальной политики в условиях кризиса // Вестник Чувашского ун-та. 2010. № 1. С. 403.
30. Васильева Ю.В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: теоретические и практические проблемы. Пермь, 2009. С. 353 - 354.
31. Ветчинина Е.В. К вопросу об оценке эффективности государственной социальной помощи на основании социального контракта / Е.В. Ветчинина, С.Ю. Чикина // Направления и формы гуманитаризации высшего образования: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 5. – Рязань, 2016. – С.245-251.
32. Глухарева Л.И. Обязанности человека и гражданина в контексте теории прав человека // История государства и права. 2009. № 7.
33. Грудцына Л.Ю. Комментарий к статье 39 // Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / Науч. ред. Ю.И. Скуратов. - М., 2013. - С. 201.
34. Дресвянкин Д.С. Социальная защита сотрудников правоохранительных органов: правовые вопросы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006. С. 7, 13.
35. Кесаева Р.Э., Кантемирова Г.А. Проблемы социальной защиты «кризисной семьи» (на материале Республики Северная Осетия - Алания) // Социальное и пенсионное право. 2014. № 1. С. 43 - 47.
36. Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс права социального обеспечения. - М., 2009. - С. 228 - 229.
37. Малофеев И.В. Социальный контракт как форма социальной поддержки населения // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2011. - № 3.
38. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учеб. для бакалавров. М., 2014. С. 471.
39. Морозова И.С. Теория правовых льгот: Дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2007. С. 407.
40. О практике применения и эффективности оказания семьям с детьми государственной социальной помощи на основании социального контракта с субъектах Российской Федерации для использования органами социальной защиты: информация от 24 февраля 2015 г. // URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/analytics/60, дата обращения 16.05.2017.
41. Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. М.В. Филипповой. М.: Юристъ, 2006. С. 156.
42. Рынок труда / под ред. В.С. Буланова, Н.А. Волгина. 3-е изд. М., АСТ. 2007. - С. 18.
43. Шестой Пермский конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 16 - 17 октября 2015 г.): избранные материалы / В.В. Акинфиева, А.А. Ананьева, С.И. Афанасьева и др.; отв. ред. В.Г. Голубцов, О.А. Кузнецова. М.: Статут, 2016. 448 с.
44. URL: http://platform.ama-kids.com/views/smartum/images/win.gif Определение от 16 октября 2007 г. N 642-О-О // СПС "КонсультантПлюс"
45. http://www.rosmintrud.ru/social/social/16, дата обращения 01.05.2017.
Судебная практика
46. Определения от 25 января 2007 г. № 16-О, от 25 декабря 2008 г. № 966-О-О // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 14.05.2017.