Фрагмент для ознакомления
2
взаимоотношений (должностное лицо или государственный орган управления) утверждает нормы, подлежащие неукоснительному исполнению второй стороной взаимоотношений (организациями, которые находятся в административном подчинении).
Методы правового регулирования считаются применяемыми государством средствами правового воздействия на общественные отношения. Различают два способа правового регулирования: автономный и авторитарный. Авторитарный способ применяется при регулировании административных, а также иных правоотношений, он характеризуется тем, что одна сторона правоотношений наделяется правом установления соответствующих правоотношений другой стороне. Автономный способ основан на том, что стороны правоотношений равноправны, в рамках действующего законодательства вправе самостоятельно определять содержание своих обязанностей и прав, прекращать или изменять их.
Методы правового регулирования отношений в сфере финансового, трудового, а также других отраслей права носят комплексный характер, они включают в определенных соотношениях элементы автономного и авторитарного способов [21, c.23].
Итак, на сегодняшний день не существует устоявшихся и универсальных, общепризнанных трактовок понятий «управление спортом», «управление в сфере спорта», «публичное управление в сфере спорта», а также «государственное управление в сфере спорта».
По мнению многих ученых, государственное управление в сфере развития физической культуры и спорта представляет собой системную государственно–властную, правоприменительную, регулирующую, правоохранительную, контрольно–надзорную и управленческую деятельность. Она осуществляется в имиджевых и экономических интересах государства, с целью поддержания должного общественного здоровья, обеспечения социально–культурной интеграции и демографической безопасности, обеспечения досуга, нравственно–интеллектуального, физического и эстетического совершенствования граждан, увеличения их трудоспособности, коммуникативности и социальной активности.
Система комплексов государственного управленческого воздействия в сфере развития физической культуры и спорта работает посредством законодательно определённых инструментов (механизмов, мер, средств), обладает собственной внутренней организацией, структурно–функциональными параметрами, имеет функциональные связи с прочими направлениями государственного управления в экономических и социально–культурных сферах.
Государственное управление в сфере развития физической культуры и спорта выступает системно интегрированной, функционально–иерархической организованной деятельностью по реализации, планированию, обеспечению, самоконтролю государственно–властного воздействия на общественные взаимоотношения в сфере развития физической культуры и спорта. Государственное управление осуществляется органами государственной власти посредством нормативного правового (административно–правового) регулирования, финансового (налогового, бюджетного), организационно–координирующего, инфраструктурного и другого ресурсного администрирования, реализации контрольно–надзорных полномочий [36, c. 65].
Таким образом, управление физической культурой и спортом представляет собой целую систему методов и форм сознательной деятельности, которая направлена на обеспечение развития и эффективного функционирования отрасли с целью максимального удовлетворения общества в его физическом совершенствовании. Правительства большинства развитых стран поддерживают спортивные движения, выделяя субсидии на программы повышения физической подготовки взрослых и молодежи, совершенствуя системы спорта высших достижений.
Спортивная сфера в зарубежных странах подразделяется на массовый спорт, спорт олимпийский, профессиональный спорт. Всеми видами спортивной деятельности занимаются разные спортивные организации. Притом развитие спорта высших достижений является исключительно прерогативой государства, национальных общественных и государственных спортивных организаций.
Развитием массового спорта от лица государства занимаются местные и муниципальные органы власти, спортивные учреждения и организации и, разумеется, само общество конкретной территории. Развитие профессионального спорта реализуют частные коммерческие структуры, имеющие поддержку со стороны местных органов власти и муниципалитетов.
В современной практике спорта неотъемлемой функцией государства выступает правовая поддержка. Посредством того, что спорт является специфическим видом деятельности, существует тенденция к развитию карьерных характеристик в этой отрасли, а правовое регулирование заслуживает особенного внимания. Спортивное право в международной практике активно развивается с позиции отдельной отрасли правоотношений.
К наиболее значимым тенденциям развития правового регулирования на общемировом уровне относят:
унификацию национального законодательства о спорте по всему миру;
тенденцию увеличения объема и усложнения структуры законодательного регулирования в области спорта с одновременным расширением, а также активизацией применения разных форм систематизации законодательства о спорте;
увеличение децентрализации управления в области спорта; повышение правомочий в области спорта саморегулируемых организаций, снижение государственного вмешательства в область спорта;
совершенствование правовых механизмов борьбы с употреблением допинга и насилием в спорте;
радикальное усовершенствование и переосмысление модели управления профессиональным спортом;
либерализацию спортивных трансферов;
приватизацию финансирования профессионального спорта, что влечет развитие прав на спортивные трансляции, спонсорства, модернизацию стадионов, совершенствование системы продажи билетов на спортивные состязания;
либерализацию законодательства о спортивных трансляциях;
увеличение защищенности прав спортсменов, прав на охрану здоровья, экономических прав [19, c. 31].
Не смотры на то, что в каждой стране присутствует индивидуальная национальная система физкультурно–спортивного движения, на Западе, чаще всего, она является неким органичным сочетанием и соединением усилий государства, общественных, правительственных, а также частных учреждений и организаций.
По уровню государственного регулирования спортивной сферы все страны условно могут быть разделены на две категории.
К первой категории следует отнести страны, в которых государство фактически не вмешивается в спортивную жизнь. Она полностью автономна, а само развитие физической культуры и спорта относится к компетенции различных спортивных движений. Ярким примером служит США, в которых со стороны федерального правительства не оказывается никакой финансовой поддержки для развития спорта.
В других развитых странах (Нидерланды, Великобритания, Норвегия, Швеция, Япония) государство направляет только материальную поддержку спорту при условии его полной автономности.
Ко второй категории можно отнести страны, которые придерживаются государственной спортивной политики. Они на себя берут ответственность за развитие спорта. На центральном уровне такая работа поручается спортивному министерству, либо другому ведомству, в котором имеется специальный орган, курирующий развитие физической культуры и спорта. Стоит отметить, что Министерства по спорту работают в четырнадцати развитых европейских государствах.
Чаще всего, такие две модели спортивного регулирования друг друга дополняют. К примеру, итальянское законодательство за своим Олимпийским комитетом признает первенствующую роль в национальном спортивном движении. Помимо этого, спортивная деятельность регулируется центральными структурами (как в Германии), либо региональными (к примеру, в Италии).
В современное время в ряде развитых стран ответственность за развитие физического воспитания и спорта возложена на государственные органы. К ним относятся Испания, Австрия, Италия, Франция, Финляндия, страны Восточной Европы, большая часть постсоветских и развивающихся государств. В тех странах, в которых нет министерств спорта, за его развитие отвечают другие государственные органы. Развитие спорта подконтрольно министерствам по культуре, образованию, молодежи и пр. (Греция, Бельгия, Португалия, Эстония, Финляндия). В Швейцарии и Германии вопросами спорта занимается министерство внутренних дел, в Швеции – министерство финансов, в Японии – министерство образования, науки и культуры.
Уровень развития физической культуры и спорта в любой стране выступает своеобразной платформой для успешной деятельности студенческих клубов, детско–юношеских спортивных организаций, профессиональных спортсменов. По этой причине государственное управление и инвестирование средств в развитие спорт – это большой шаг в сторону повышения не только показателей жизни общества, а также и вектор на укрепление общественных взаимоотношений.
1.2. Формы физического воспитания в образовательных организациях
Физическая культура является неотделимой частью культуры общества и каждого человека в отдельности, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития. Формы физической культуры представлены на рисунке.
Рисунок 1 – Формы физической культуры
Физическая культура играет значительную роль в подготовке молодого поколения в формировании умения обучающихся применять полученные знания, умения и навыки для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий физической культурой и спортом. Формы организации физического воспитания – это воспитательно–образовательный комплекс разнообразной деятельности ребенка, основу которой составляет двигательная активность [17, c. 87].
Физическая культура в образовании:
закладывает основы правильного формирования организма ребенка, решает задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья в дошкольном возрасте;
создает условия для физического совершенствования, включающего формирование установок на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни, гармоничное физическое, нравственное и социальное развитие, успешное обучение, освоение первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры на уровне начального общего образования;
раскрывает возможности освоения обучающимися содержания физкультурного образования с учетом формирования основ общей культуры, навыков здорового образа жизни, умений выполнять технические и тактические действия, приемы и физические упражнения из различных видов спорта и их использования в различных формах двигательной, игровой и соревновательной деятельности на уровнях основного и среднего общего образования. Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка.
К формам организации двигательной деятельности ребенка относятся:
физкультурные занятия;
физкультурно–оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия;
самостоятельная двигательная деятельность детей;
активный отдых: туристские прогулки, физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья, каникулы;
задания на дом.
Все формы способствуют комплексному решению задач физического воспитания. Однако каждая из форм решает свои специальные задачи и имеет свою специфику.
Основной формой физического воспитания в общеобразовательных учреждениях являются уроки физкультуры, хотя физическое воспитание предполагает большое количество дополнительных форм занятий в учебное и внеучебное время (утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультминутки, кружки физкультуры, спортивные секции, физкультурно–массовые мероприятия и пр.)
Содержание учебного курса по физической культуре постоянно оказывается перед необходимостью преодоления противоречия между академическим подходом к формированию компетенций обучающихся с учетом средств и методов обучения на основе индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей развития детского организма, и подходом, когда предмет «Физическая культура», по сути, не является предметной дисциплиной, а является временем для развлечений, снимающих лишь эмоциональное и физического напряжение после долгого сидения за партой. В ситуации отставания содержания учебного предмета от развития современных научных исследований в области физической культуры и спорта, изменения их методологических оснований в целях создания мотивации обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и формированию здоровых привычек с учетом прикладной направленности предмета, нужна его современная научная обоснованность. Межпредметность и практикоориентированность смогут обеспечить такие науки, как медицина, психология, педагогика, физиология.
Организационную основу физического воспитания в учреждениях образования составляет система практических и теоретических занятий физической культурой:
–урок физической культуры – основная форма физического воспитания, направленный на освоение учебного материала;
–дополнительные занятия физическими упражнениями (часы школьного компонента), ориентированные на расширение двигательного опыта, развития физических качеств и укрепления здоровья;
–занятия по ЛФК для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
–физкультурно–оздоровительные мероприятия в режиме дня, направленные на оптимизацию работоспособности учащихся;
–внеклассные формы занятий (спортивные секции, кружки);
–спортивно–массовые мероприятия в форме спортивных соревнований и праздников, дней «Здоровья».
Первым шагом к успешному решению задач по физическому воспитанию учащихся следует считать их распределение на три медицинские группы, которое производится предварительно врачом-педиатром. На основе совместного медико–педагогического заключения обучающийся распределяется в одну из медицинских групп: основная, подготовительная, специальная.
К основной медицинской группе (1 группа) относятся обучающиеся без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющее хорошее функциональное состояние. Занятия с этими учащимися проводятся в полном объеме по учебной программе физического воспитания.
К подготовительной медицинской группе (2 группа здоровья) относятся практически здоровые обучающиеся, имеющие те или иные морфофункциональные отклонения или физически слабо подготовленные. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, более осторожной дозировки физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.
В оздоровительных целях общеобразовательные учреждения создают условия для удовлетворения биологической потребности школьников в движении. Задачи физической подготовки должны решаться на обязательных физкультурных занятиях, проводимых вне рамок школьного расписания во
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6–ФКЗ, от 30.12.2008 N 7–ФКЗ, от 05.02.2014 N 2–ФКЗ, от 21.07.2014 N 11–ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51–ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14–ФЗ (ред. от 28.03.2017)// Российская газета. – N 23. – 06.02.1996.– N 24. – 07.02.1996; N 25. – 08.02.1996; N 27. – 10.02.1996.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146–ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ.– 03.12.2001. – N 49.
5. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: ФЗ от 04.12.2007 N 329–ФЗ (последняя редакция)//Собрание законодательства РФ. 1995. № 34.
6. План осуществления «Основных положений об общегосударственном спортивном плане (2006–2010 гг.). – Пекин : Главное государственное Управление КНР по делам физкультуры и спорта, 2006. – С. 6–34.
7. Про выполнение государственного плана на «10 пятилетку» и перспективы развития физической культуры в КНР на «11 пятилетку». Указ Государственного комитета по вопросам физической культуры и спорта № 2510 от 26.10.2005 р. – Пекин, 2005. – 92 с.
8. Ангара М.А. Современные тенденции развития спортивной индустрии за рубежом// Инновационная экономика и современный менеджмент.–2016. – № 2 (9).– С. 17–23.
9. Бачило Е.П. Стратегия государственного управления отрасли «физическая культура и спорт»// В сборнике: Стратегическое управление организациями: методы повышения конкурентоспособности сборник научных трудов. – 2014. – С. 174–175.
10. Берзин В.А. К вопросу о мере надлежащего в государственном управлении спортом//Право и образование. – 2017. – № 5. – С. 167–171.
11. Белова Г.Б. Проблемные зоны в системе государственного управления сферой физической культуры и спорта// В сборнике: Физическая культура, спорт, туризм: научно–методическое сопровождение материалы Всероссийской научно–практической конференции с международным участием. – 2017. – С. 18–21.
12. Борщевский Г.А. Повышение эффективности управления отраслью физической культуры и спорта // В сборнике: вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России. – 2017. – С. 178–185.
13. Ван Сюемань. Особенности организационно управленческих основ массовой физической культуры в Китайской Народной Республике и Украине : дис. канд. физ. восп. и спорта : 24.00.02 «физическая культура, физическое воспитание различных групп населения» / Сюемань Ван. – Харків : ХДАФК, 2011. – 208 л.
14. Вавренюк С.А. Государственное управление развитием физической культуры и спорта молодежи// Экономика и социум. – 2015. – № 1–2 (14). – С. 618–624.
15. Вон Кью–Кит. Искусство цигун / Кью–Кит Вон. – М. : ФАИР–ПРЕСС, 2001. – 320 с.
16. Глазкова Г.Б., Парфенова Л.А. Физическое воспитание учащихся среднего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья на основе компетентностного подхода: монография. – Казань: Отечество, 2019. – 175 с.
17. Гридина Н.А. Государственное управление сферой физической культуры и спорта в зарубежных странах// Вестник Донецкого государственного университета управления. – 2016. – № 1. – С. 30–35.
18. Доронина Т.В. Концептуальные основы системы государственного управления физической культуры и спортом в Российской Федерации: эффективность управленческого труда// В сборнике: проблемы и перспективы развития менеджмента в России. – 2016. – С. 18–19.
19. Дроботов С.Е. Оценка эффективности управления физической культурой и спортом на федеральном и региональном уровне// Журнал правовых и экономических исследований. – 2014. – № 2. – С. 191–195.
20. Егоров А.Ю. Современные тенденции развития спортивной индустрии за рубежом// Транспортное дело России. – 2015. – № 4. – С. 104–106.
21. Живодрова С.А. Правовые основы развития физической культуры и спорта в РФ// В сборнике: современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие. – 2016. – С. 28–32.
22. Ищенко. Юридическая ответственность и политика в сфере физической культуры и спорта на современном этапе// Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление.– 2012. – № 4 (23). – С. 169–172.
23. Кашуро О.А. Особенности правового регулирования спорта и государственного управления спортом в Индии//Спорт: экономика, право, управление. –2017. – № 1. – С. 19–21.21.
24. Кашуро О.А. Некоторые мысли о преподавании основ и особенностей государственного управления спортом// Право и образование. – 2017. – № 2. – С. 170–174.
25. Кичеджи В.Н. К вопросу о государственном управлении в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации// Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур.– 2016. – № 3. – С. 65–69.
26. Кичеджи В.Н. Государственная политика в сфере управления физической культурой и спортом // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. – 2016. – № 3. – С. 33–37.
27. Корниенко Е.Л. Проблемы и перспективы развития государственной политики в области управления физической культурой и массовым спортом в Российской Федерации// Научный альманах. – 2015. – № 11–1 (13). – С. 307–310.
28. Клепиков В. З. Физическая культура и спорт в Китае / В. З. Клепиков, Г. П. Клепикова // Физическая культура в школе. – 2002. – № 2. – С. 73–78.
29. Лин Джет. Боевая гимнастика ушу для здоровья и самозащиты / Джет Лин. – Ростов–н/Д. : Феникс ; Краснодар : Неоглори, 2008. – 249 с.
30. Леонова А.Д. Государственные органы управления физической культурой и спортом, их взаимодействие с общественностью// Поиск (Волгоград). – 2016. – № 3 (5).– С. 18–21.
31. Мауль И.П. Обеспечение качества жизни как приоритетное направление государственного и муниципального управления в спорте//В сборнике: актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма .– 2016. – С. 576–578.
32. Максименко Г. Н. Физическая и техническая подготовленность каратистов высокой квалификации / Г. Н. Максименко, В. Г. Саенко // Стратегия развития спорта для всех и законодательных основ физической культуры и спорта в странах СНГ : Сб. науч. матер. – Chisinãu : USEFS, 2008. – С. 343–345.
33. Мао Джавэн. Оздоровительная китайская гимнастика / Мао Джавэн. – М. : ФАИР–ПРЕСС, 2002. – 176 с.
34. Маринов М. Б. Ушу – путь обретения здоровья / М. Б. Маринов, Д. В. Елин. – Ростов–н/Д. : Феникс, 2009. – 190 с.
35. Понкина А.И. Особенности законодательства о спорте и государственного управления в области спорта в Мексике//Право и образование. – 2012. – № 7. – С. 171–176.
36. Плотников Е.А. Государственная политика в области развития физической культуры и спорта и ее реализация//В сборнике: корпорации–парадигма формирования национальной экономики. – 2014. – С. 472–486.
37. Самыгин С.И. Массовый спорт и его роль в социализации молодежи в современной России// Гуманитарные, социально–экономические и общественные науки. – 2015. – № 5. – С. 42–45.
38. Танина М.А. Управление развитием массового спорта в молодежной среде// Интернет–журнал Науковедение. – 2016. – Т. 8. – № 4 (35). – С. 18.
39. Тимошина, И. Н. Организация физического воспитания учащихся специальных медицинских групп : учебно–методическое пособие / И.Н. Тимошина. – Ульяновск : УлГПУ, 2011. – 102 с.
40. Тимошина, И. Н. Принципы комплектования специальных медицинских групп в общеобразовательных учреждениях / И.Н. Тимошина, Л.А. Парфенова, И.М. Купцов и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 4. – С. 23–25.
41. Тимошина, И. Н. Актуализация преемственности содержания и организации адаптивного физического воспитания детей, подростков и учащейся молодежи в образовательных учреждениях : автореф. дис. … д–ра пед. наук : 13.00.04 / Тимошина Ирина Назимовна. – Санкт–Петербург, 2008. – 43 с.
42. Хохлов А.И. Роль олимпийского движения в становлении и развитии органов государственной власти в сфере управления физической культурой и спортом (социально–политический и историко–правовой анализ)//Государственная власть и местное самоуправление. – 2015. – № 7. – С. 11–16.
43. Юй Лань. Основы подготовки общественных инструкторов физической культуры в Китае / Лань Юй // Слобожанський науково–спортивний вестник : [наук.–теор. журн.] – Харків : ХДАФК, 2012. – № 5 (2). – С. 114–117.
44. Эрматов Н. Ж., Зокиржонова С. З., Эргашева Ш. С. Гигиеническая оценка организации физического воспитания в образовательных учреждениях разного типа // Молодой ученый. – 2017. – №23.2. – С. 40–41.
45. Эволюция содержания программно–нормативного обеспечения физического воспитания школьников в Китае https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya–soderzhaniya–programmno–normativnogo–obespecheniya–fizicheskogo–vospitaniya–shkolnikov–v–kitae
46. Ван Цзин, Бондарь А.С. Харьковская государственная академия физической культуры https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21048458
47. Цзун Ч.Ц. Дошкольное воспитание в Китае: опыт развития образовательной системы // Современные проблемы науки и образования. –2015. – № 1–1.; URL: http://www.science–education.ru/ru/article/view?id=18235