Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года определены основные задачи, которые должны решать таможенные органы в современных экономических, политических и социальных условиях. Особую значимость среди этих задач приобретают вопросы повышения эффективности таможенного контроля и его оперативность.
Участие России в экономических интеграционных и глобальных группировках стран, ежегодно возрастающий товаропоток, ограниченность ресурсного потенциала таможенных органов, выполнение контрольных показателей эффективности их деятельности, вынуждают таможенные органы корректировать свою деятельность. На первый план в данном вопросе выходит максимальное облегчение торговли без ущерба в виде понесенных издержек для участников внешнеэкономической деятельности.
Проведенный анализ показал, что увеличение масштабов торговли неизбежно ведет и к возрастанию рисковых ситуаций в процессе таможенного контроля, связанных с нарушением таможенного законодательства. Для выявления таких нарушений в настоящее время применяется система управления рисками, далее - СУР, зарекомендовавшая себя в мировой таможенной практике, как наиболее гибкий механизм управления.
В современных условиях задача управления таможенными рисками является на сегодняшний день одной из главных задач таможенных органов. Прежде всего, это связано с тем, что международное законодательство в области таможенного дела требует упрощения таможенных формальностей для участников внешнеэкономической деятельности, далее - участников ВЭД, наряду с минимальным, но, тем не менее, действенным таможенным контролем. Такого рода баланс можно достичь, применяя, помимо современных информационных технологий, научные подходы по организации таможенной деятельности.
Однако функционирование СУР в процессе проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств сопряжено с низкой ее эффективностью, связанной не только с разными техническими особенностями, но и с механизмом принятия управленческих решений по отнесению товара к риску. Это обстоятельство обусловило актуальность темы данного исследования, а также определило важную для экономики страны практическую задачу. Сущность задачи заключается в устранении сложившегося противоречия между требуемым и существующим уровнем функционирования СУР в рамках процесса таможенного контроля товаров и транспортных средств.
Для механизма принятия управленческого решения в рамках СУР характерно наличие, как автоматической, так и человеческой части. Но решение о рисковости товаров в большей степени отнесено к первой части, в которую заложены необходимые компьютерные алгоритмы и программы, основанные на различных научных методиках и позволяющие принимать такое решение. Вместе с тем, как показывает опыт практической реализации СУР, техническая часть не всегда принимает правильное решение и совершает ошибки.
Наряду с автоматической частью СУР немаловажное значение имеет принятие решения должностным лицом таможенного органа, который обладает отличными от технической части характеристиками, такими как знания в области таможенного дела, профессиональный опыт, интуиция и др. Он допускает значительно меньше ошибок при принятии решения об отнесении товара к риску по сравнению с автоматической частью.
В свою очередь цель исследования состоит в повышении эффективности процесса таможенного контроля товаров и транспортных средств за счет совершенствования управления таможенными рисками.
Решение этой цели в данном исследовании достигается решением следующих задач:
Анализ существующего состояния процесса таможенного контроля товаров и транспортных средств с применением СУР в таможенных органах России.
Развитие научно-методического аппарата управления таможенными рисками в процессе таможенного контроля товаров и транспортных средств.
Разработку практических рекомендаций по совершенствованию управления таможенными рисками в процессе таможенного контроля транспортных средств.
Объектом выпускной квалификационной работы является процесс таможенного контроля товаров и транспортных средств.
Информационную базу исследования составили международные соглашения, законодательные акты Российской Федерации, нормативноправовые акты Правительства Российской Федерации, аналитические материалы и нормативно-правовые акты ФТС России. В работе также использованы данные ФТС России, статистика, предоставленная таможней, а также информация по теме исследования из средств массовой информации, в том числе из компьютерной сети Internet.
Результаты дипломного проекта имеют практическую значимость и могут применяться таможней при реализации системы управления рисками.
1.ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ
1.1.Правовые основы проведения таможенного контроля. Принципы проведения таможенного контроля
Отлаженный механизм регулирования ВЭД выполняет важную роль в развитии экономики страны. Одним из основных инструментов государственного регулирования внешней торговли является эффективное функционирование таможенной службы. Данная служба обеспечивает экономические интересы государства посредством реализации различных таможенно-тарифных, нетарифных и иных мер. Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России) вносит определенный вклад в формирование федерального бюджета путем взимания таможенных платежей за ввоз и вывоз товаров и транспортных средств через таможенную границу. Функция поступления денежных средств в государственный бюджет за счет внешнеторговой деятельности, иначе говоря, фискальная функция, является одной из главных функций наряду с другими, в числе которых можно назвать контрольную, право охранительную, регулирующую и др., которые выполняют таможенные органы.
Планомерный рост таможенных платежей, безусловно, зависит от увеличения объемов импорта и экспорта товаров из различных стран мира, но особое значение в этой связи приобретает проведение мероприятий, которые осуществляют таможенные органы. Главным образом такие мероприятия направлены на улучшение инструментов таможенного администрирования, которые способствуют содействию торговли между странами, увеличению товарооборота и расширению внешнеэкономических связей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I.Нормативно-правовые акты
1. Соглашение ВТО о мерах по упрощению процедур в торговле. Деловое руководство для развивающихся стран [Электронный ресурс] http://www.intracen.org/uploadedFiles/intracenorg/Content/Publications/AssetPDF/WTO%20Trade%20Facilitation%20Agreement_Russian.pdf
2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) (ред. от 16 апреля 2010 г.).
3. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 10.10.2014) //Официальный правовой портал Евразийского экономического союза https://docs.eaeunion.org
4. Договор от 10.10.2014. О присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года //Официальный правовой портал Евразийского экономического союза https://docs.eaeunion.org
5. Договор от 23.12.2014. О присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года //Официальный правовой портал Евразийского экономического союза https://docs.eaeunion.org
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2575-р «О стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.pravo.gov.ru
7. Распоряжение Правительства от 18.03.2013 № 378-р // Справочно-правовая система Консультант плюс [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. № 1309-р // Справочно-правовая система Консультант плюс [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru
9. Приказ ФТС России № 1345 от 5 июля 2012 года «Об утверждении порядка использования в рамках системы управления рисками предварительной информации о товарах, ввозимых на территорию Российской Федерации автомобильным транспортом, и транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары»
10. Приказ ФТС России № 1789 от 1 сентября 2011 года «Об утверждении Технологии контроля, за перевозками товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита с использованием автоматизированной системы контроля таможенного транзита с учетом взаимодействия с системой NCTS (АС КТТ-2)»
11. Программа поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств – членов Евразийского экономического союза, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства – члена Евразийского экономического союза, на период с 2016 по 2025 годы [Электронный ресурс]http://www.eurasiancommission.org/ru/docs/projects/Lists/ProjectsList/Attachments/345/4%20приложение%203.pdf
12. Решение Межгоссовета ЕврАзЭС от 25.01.2009 № 374 «О Концепции формирования Единого транспортного пространства Евразийского экономического сообщества». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://evrazes.com/docs/view/68
II.Учебники и ученые пособия
13. Барамзин С. В. Управление качеством таможенной деятельности: монография/ М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009.
14. Гупанова Ю.Е. Научно-методические рекомендации по управлению качеством таможенных услуг: научно-методическое пособие. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012
15. Гупанова Ю.Е. Разработка системы основ управления качеством таможенных услуг: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012.
16. Ершов А.Д., Евдокимов Е.А., Доля А.Н. Теория и методология формирования «сервисной таможни»: монография. СПб.: С.-Петерб. Филиал РТА, 2005.
17. Осипов Г.В., Садовничий В.А., Якунин В.И. Интегральная евразийская инфраструктурная система как приоритет национального развития страны. М.: ИСПИ РАН, 2013.
III.Периодические издания
18. Байнев В. Подходы к согласованию промышленной политики стран Таможенного союза и ЕЭП: неоиндустриализация и вертикальная интеграция //Экономист. - 2014. - № 2. - С. 56-64.
19. Байнев В. Ф. Неоиндустриализация союзного государства Беларуси и России: от конкурентно-рыночной парадигмы к интеграционной доктрине развития //Теоретическая экономика. - 2014. - № 3. - С. 30-35.
20. Бакаева О.Ю., Старкова О.А. Управление качеством таможенных услуг на современном этапе // Вестник Российской таможенной академии. 2012. № 1. С. 73-77
21. Вардомский Л.Б. Транзитная политика России в контексте регионализации постсоветского пространства // Європейський вектор економічного розвитку. 2012. № 2 (13). С. 485.
22. Вихляев А.О. Применение информационно-коммуникационных технологий в обеспечении безопасности государств - членов Евразийского экономического союза // Международное публичное и частное право. 2014. № 6. С. 23-27.
23. Волчок Ю.Г. Формирование единого транспортного пространства Евразийского экономического сообщества // Транспорт России. 2011. № 1 (32). С. 4-7. 201
24. Дианова В.Ю. Роль таможни - контроль или сервис? // Таможенное регулирование и таможенный контроль. № 6. 2011. С. 34-37.
25. Зиядуллаев Н. Евразийский экономический союз: проблемы и перспективы //Экономист. - 2014. - № 10. - С. 70-79.
26. Зуев В. Н. Наднациональный механизм в теории интеграции //Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - № 4. - С. 30-38.
27. Колесников Г.Г. Таможенные услуги как результат взаимодействия частного и публичного в таможенном законодательстве // Вопросы экономики и права. 2010. № 2. С. 42-47
28. Кудряшов Н., Нечай А. Транзитный потенциал: сущность, факторы реализации, подход к оценке // Журнал международного права и международных отношений. 2012. № 3. С. 92.
29. Лебедев О.Т., Терешенкова А.Ю. Таможенное дело: перспективность применение принципа декомпозиции больших систем // Вестник ИНЖЭКОНа. - 2011. Вып. 1 (44). − С. 248-252
30. Маркина О.В. Совершенствование сервисной функции таможенной службы как приоритетное направление ее развития // Учен. зап. С.-Петерб. им. В.Б. Бобкова фил. Рос. таможенной акад. 2007. № 28. С. 234-240.
31. Назаренко В.М., Назаренко К.С. Таможенное обслуживание внешнеэкономической деятельности. М.: Экзамен, 2011. - 768 с.
32. Новиков А.Б. Концепция «сервисной таможни» в системе административной реформы в Российской Федерации / А.Б. Новиков // Законодательство и экономика. 2006. № 10. С. 19-24.
33. Рыжова, Н. Последствия реформ внешнеэкономической деятельности для приграничных регионов России: политэкономический анализ //Вопросы экономики. – 2011. – № 12. – С. 118-138
34. Смагина В.В. Принципы индикативного государственного планирования в условиях международной интеграции // Философия хозяйства. 2014 . № 3. С. 141-148
35. Терешенкова А.Ю. Организационно-экономические аспекты программ развития региональных таможенных инфраструктур // Вестник ИНЖЭКОНа. − 2010. Вып. 2 (37). − С. 315-318
36. Терешенкова А.Ю. Формирование организационно-экономического механизма управления качеством таможенных услуг. // Вестник ИНЖЭКОНа. - 2011. Вып. 5 (48). − С. 358-361
37. Тимошин В. А. Понятие государственного регулирования внешнеторговой деятельности //Административное право и процесс. - 2011. - № 3. - С. 47-50.
38. Толстая С.Б. Новации таможенного декларирования товаров по таможенному законодательству Таможенного союза // Право и экономика. - 2012. - № 2.
39. Трунина Е.В. Таможенные органы как субъекты обеспечения безопасности государства: задачи, приоритетные направления // Современное право. 2010. № 4. С. 77-82.
40. Фомина Н.А. Государственное управление внешнеторговой деятельностью // Международное публичное и частное право. 2009. № 6. С. 38-43.