Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Социальное страхование является системой экономических и правовых мер, которые направлены на возмещение изменения социального и финансового положения работающих граждан, а также других граждан в результате признания их безработными, профессиональные заболевания, трудовые увечья, необходимости получения медицинской помощи, инвалидности и иных социальных рисков, установленных законодательством Российской Федерации.
Платежная система, созданная за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, играет важную роль в вопросах обеспечения материальной безопасности с целью защиты жизни и здоровья человека, решения вопросов материнства и детства. Это увеличивает социально-экономическое и политическое значение для этой системы. Уровень социального обеспечения государства зависит от объема и качества этих выплат. Однако в результате принятия нормативно-правовых актов, принятых в последние годы, деятельность ФСС перестала соответствовать большинству основополагающих принципов страхования. Непрерывное сокращение размера обязательных отчислений, влияние шкалы регрессии, широкий спектр льгот превратили систему обязательного социального страхования, внедренную ФСС, в субсидии. Невозможно выполнять назначенные ему функции ФСС, не перегружая (дополнительные) функции, перегружающие ФСС, что провоцирует нестабильность и неэффективное использование доступных ресурсов.
Таким образом, наличие существенных диспропорций между имеющимися объёмами финансовых средств и требуемыми для качественного страхового обеспечения расходами, низкая эффективность профилактических и превентивных мер обуславливают необходимость разработки теоретико-методических положений по реструктуризации функциональных расходных обязательств ФСС, адекватных его назначению в системе социальной защиты наемных работников, выработки комплекса мер, направленных на формирование сбалансированной системы его финансовых потоков.
Целью настоящего исследования является проведение анализа финансовых потоков в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Для достижения поставленной цели были выработаны следующие задачи:
рассмотреть обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: экономическая сущность и значение в сохранении человеческого капитала;
проанализировать становление и развитие нормативно-законодательной базы, регулирующей деятельность ФСС РФ;
рассмотреть зарубежную практику страхового обеспечения наемных работников в период их временной нетрудоспособности;
привести общую характеристику Фонда социального страхования;
провести анализ динамики и структуры доходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
провести анализ динамики и структуры расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
провести анализ сбалансированности финансовых потоков;
выявить направления повышения сбалансированности финансовых потоков по обязательному социальному страхованию на случай временной трудоспособности и в связи с материнством.
Объект исследования – система социальной защиты при нетрудоспособности. Предмет исследования – бюджет Фонда социального страхования.
Степень разработанности проблемы. Основы исследования проблем пособий по нетрудоспособности заложены работами Благодир А.Л.; Гусева Т.С.; Ельская О.Н.; Митрич О.; Натырова Е.В.; Тресков В.И. и др.
Методами, используемыми для написания настоящей работы, являются графический метод и метод структурно–функционального анализа.
Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, а также приложения. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты функционирования обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Во второй главе проведен анализ финансовых потоков в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В третьей главе выявлены внутренние резервы повышения сбалансированности финансовых потоков по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
1. Теоретические аспекты функционирования обязательного страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
1.1. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: экономическая сущность и значение в сохранении человеческого капитала
Социальное страхование занимает особое место в социальной политике государства. Развитая система социального страхования в стране предоставляет гражданам эффективные механизмы защиты и тем самым обеспечивает экономическую стабильность и создает атмосферу социальной сплоченности в обществе .
Обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - ОСС по ВНиМ) –созданная государством система мер для компенсации гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством .
Использование страхования от безработицы рассматривается как для его главной функции – обеспечения работника замещением заработной платы в виде страховых выплат в случае потери работы, так и для финансирования других задач современной занятости: обеспечения страховых выплат в случае частичного или неполного прерывания работы, например, для повышения квалификации или получения дополнительного образования, в случае прерывания работы по вынужденным семейным обстоятельствам, в случае прохождения программ переобучения в рамках структурной безработицы. Путем такого страхования в целом оказывается помощь семьям в рамках социальной защиты, поддерживается определенный уровень дохода (благосостояния) .
Кроме того, введение данного страхования позволяет приблизить выплату пособий, замещающих трудовой доход, на уровне требуемых минимальных стандартов в 45% соответствии с указанной Конвенцией МОТ.
Условия страхования от безработицы (ставки страховых взносов, отнесения к категории безработных, требования к получению страховых выплат и их размеры) имеют отличия в разных странах, однако важно отметить некоторые достоинства такого страхования в плане социальной защиты населения в целом:
предоставление дополнительных выплат для поддержки семьи в целом, с учетом количества зависимых лиц (детей, супругов, родителей);
комбинирование денежных выплат с оплатой профессиональной подготовки, образовательных программ (через выбранных поставщиков);
возможное превентивное финансирование работодателей для реализации предупреждающих действий по сохранению занятости;
дополнительные варианты поддержки, например, консультирование, оплату транспортных расходов при трудоустройстве на работу и т.д.;
варьирование ставок страховых взносов, условий, размеров пособий с учетом региональных особенностей;
распределение страховых взносов между работодателем и работником, с основной ответственностью работодателя;
поддержка самозанятого населения;
поддержка лиц предпенсионного возраста.
Страховые взносы (социальные налоги) выступают условием финансовой сбалансированности социальных страховых фондов и зависят:
1) страховых тарифов (ставок налогов);
2) базы их исчисления (размера заработной платы, вмененного дохода и т.д.). При соблюдении эквивалентности между обязательствами страхового фонда и правами страхователя (застрахованного лица) формируемых фондов достаточно для осуществления в дальнейшем своевременных и гарантированных выплат.
Пособие по временной нетрудоспособности является наиболее существенной и значимой мерой социальной поддержки человека в случае его болезни. Выплата данного пособия за счет средств Фонда обязательного социального страхования – это возможность без материального ущерба для работодателя сохранять рабочее место за болеющим работником.
Также, в новых социально-экономических условиях одной из наиболее важных задач государства является оказание помощи семье. В связи с этим, одним из главных направлений деятельности Фонда обязательного социального страхования является выплата пособий в связи с материнством и детством .
В макроэкономическом контексте оценка эффективности социального страхования основывается на динамике его расходов относительно ВВП, федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, индексации социальных выплат, их соотношения с МРОТ, прожиточными стандартами и другими. Для задач оптимизации социальных расходов одновременно с повышением качества социального сервиса (в основном через информационные технологии и сервисы) современные решения находятся в совершенствовании организации социального страхования.
Администрирование социального страхования, его территориальная и информационная доступность во многом являются определяющими механизмами для решения текущих и прогнозирования перспективных задач социального страхования в России.
В сравнении со стандартами международных организаций социальное страхование в России показывает их соответствие по большинству показателей.
Виды социального страхования, как правило, направлены на замещение трудового дохода в случае наступления покрываемых ими рисков. Процент (или коэффициент) замещения утраченного постоянно или временно трудового дохода рассчитывается, как правило, как отношение получаемой в результате социального случая страховой выплаты к ранее имевшемуся доходу застрахованного лица. Коэффициент замещения утраченного дохода (заработной платы) выступает одним из таких показателей оценки эффективности социального страхования. Перечень страховых случаев в рассматриваемых видах социального страхования, реализуемых в России, выступает основным условием получаемых страховых выплат и соответствует принятым международным требованиям (за исключением ОПС) .
Любой трудоустроенный гражданин РФ имеет законодательно закрепленные гарантии возмещения расходов в случае краткосрочной потери им способности выполнять свои трудовые обязанности. Получать пособия по нетрудоспособности в 2018 году, согласно Трудовому кодексу РФ, имеют право застрахованные в обязательном порядке работники. Иными словами, если соблюдены все требования Федерального закона № 255–ФЗ, лица, социально застрахованные по месту работы, в случаях, связанных с временной потерей здоровья либо материнством, должны получать материальные выплаты как компенсацию заработка .
Процент утраты трудоспособности определяют на 6 месяцев, 1, 2 или 3 года и на 5 лет.
Начальной датой определения промежутка постоянной нетрудоспособности является дата подачи ходатайства на экспертизу. При назначении повторной экспертизы таковой датой будет считаться последний день промежутка постоянной нетрудоспособности, который установлен первой экспертизой.
Проводит такие экспертизы департамент соцстрахования, привлекая к работе врачей. В заявлении гражданин должен указать все данные от врача, который его наблюдает и обладает всей информацией о состоянии здоровья, необходимой для определения постоянной нетрудоспособности.
Пособие по временной нетрудоспособности предоставляется в случае, если работник не может выполнять свои трудовые обязанности по состоянию здоровья. Выплата зависит от трудового стажа и составляет от 60 до 100 процентов заработка человека. Доход учитывается за 2,5 года.
Существуют максимальный и минимальный размеры выплаты по больничному за один день.
Пособие по беременности и родам выплачивается единовременно. Зависит от размера зарплаты женщины, а также от продолжительности беременности. По закону декретный отпуск длится от 140 до 194 дней. Сроки зависят от количества детей и от того, как протекает беременность .
За каждый день декрета женщине начисляется 100 процентов от ее средней зарплаты за два предыдущих года работы. Однако существуют ограничения. Максимальное – 2 017, 18 руб. и минимальное – не ниже дневного МРОТ на дату ухода в декретный отпуск. Максимальный размер пособия привязан к Фонду социального страхования (ФСС) и с 1 мая не изменится. Он зависит от предельной базы для исчисления ФСС, значение которой делится на 730. Рассчитывается по следующей формуле: (718 000 руб. + 755 000 руб.) / 730 дней = 2 017,81 руб. Таким образом, максимальный размер пособия на стандартные 140 дней декрета составит 282 493, 15 руб. Минимальный размер пособия по беременности и родам напрямую зависит от дневного МРОТ на дату ухода в декрет .
Пособие по уходу за ребенком до полутора лет рассчитывается, как и декретное пособие. Но женщине выплачивается лишь 40 процентов исходя из ее средней зарплаты за два предыдущих года работы.
Пособие по уходу за ребенком при лечении его в амбулаторных условиях выплачивается за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица (то есть в том же размере, как если бы родитель взял бюллетень в случае собственной болезни), за последующие дни – в размере 50% среднего заработка родителя. Если же ребенок лежит в больнице, то есть лечится стационарно, и ему необходим уход родных, то пособие выплачивается за все дни в таком же размере, как при собственной болезни родителя (то есть исходя из стажа). В 2018 году предельный размер пособия по временной нетрудоспособности (больничных) может составить 62 552,11 руб. за 31 день.
Пособие за постановку на учет на ранних сроках беременности выплачивается единовременно.
Детское дополнительное пособие для малообеспеченных семей выплачиваются до достижения ребенком возраста полутора лет. Выплаты положены только тем семьям, чей средний доход на человека не превышает размера полутора прожиточных минимумов. При этом размер пособия равняется региональному прожиточному минимуму для детей за второй квартал предшествующего года. Привязка к МРОТ отсутствует, и сумма выплаты в мае не изменится .
На получение пособия на погребение могут претендовать родственники умершего или лицо, взявшее на себя организацию похорон. Размер пособия соответствует гарантированному перечню услуг по погребению. При этом он не может превышать предельно установленные значения.
Пособия в 2020 году рассчитываются из заработка, полученного в 2-х предшествующих годах (2018 и 2019).
Предельная величина среднего дневного заработка для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2020 году составит 2 301,37 руб. в день, что на 150,69 руб. больше, чем в 2019 году.
Пример расчета максимального пособия по беременности и родам (140 дней) из предельных величин баз для расчета пособий в 2020 году:
(815 000+ 865 000)/730* 140 = 322 191,80 руб. (в 2019 году - 301 095,20 руб.)
Расчет максимального ежемесячного пособия по уходу за ребенком из предельных величин баз для расчета пособий в 2020 году выглядит следующим образом:
(815 000 + 865 000)/730* 30,4 *40%= 27 984,66 руб. в месяц (в 2019 году - 26 152,27 руб. в месяц).
С 1 января 2020 года до величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал 2019 года, то есть до 12 130 руб., увечился МРОТ, в связи с чем увеличиваются и минимальные пределы указанных выше пособий на 7,5 % (Федеральный закон от 27.12.2019 № 463-ФЗ).
Из МРОТ рассчитываются пособия гражданам, чей расчетный заработок в предыдущие два года был меньше МРОТ либо вовсе отсутствовал. Кроме того, размер пособия не должен превышать МРОТ за полный календарный месяц в случаях, если страховой стаж был менее 6 месяцев, а также для пособия по временной нетрудоспособности в случае нарушения врачебного режима без уважительных причин .
Пособие по временной нетрудоспособности по страховому случаю, наступившему после 1 января 2020, рассчитанное из МРОТ, составит: 12130*24/730=398,79 руб. в день при страховом стаже более 8 лет. Если стаж меньше, то к указанной сумме подлежит применению коэффициент: 60% - при стаже менее 5 лет и 80 % - при стаже от 5 до 8 лет.
Размер минимального стандартного (140 дней) пособия по беременности и родам по страховому случаю, наступившему после 1 января 2020 года, будет равен 55 830,60 руб.* (12130*24/730*140).
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)// «Российская газета», 10.12.1998
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.) (с поправками от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, в ред. от 21.03.2014 г.) // Российская газета. 1993. № 237; Российская газета. 2009. № 7; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 15, ст. 1691.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16; – 2005. – № 1. – Ст. 14.
4. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ // «Российская газета», № 256, 31.12.2001
5. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ // «Парламентская газета», № 2-5, 05.01.2002
6. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»// «Собрание законодательства РФ», 22.05.1995, № 21, ст. 1929
7. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» //«Российская газета», №142, 23.07.1999
8. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»// «Российская газета», № 297, 31.12.2006
9. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»// «Российская газета», № 263, 23.11.2011
10. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» //«Российская газета», N 274, 03.12.2010
11. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»//Российская газета, № 297, 31.12.2006
12. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»//Справочно-правовая система КонсультантПлюс
13. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»//«Российская газета», № 139, 21.07.1999.
14. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»//«Российская газета», № 99, 24.05.1995.
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 323 «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»//Справочно-правовая система КонсультантПлюс
16. Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы»//Справочно-правовая система КонсультантПлюс
17. Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 № 857 "Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования"//"Российская газета", № 173, 09.09.1998
18. Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года"//"Собрание законодательства РФ", 15.10.2007, № 42, ст. 5009.
19. Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 мая 1996 г. № 712 // Собрание законодательства Российской Федерации. 20.05.1996. № 21. Ст. 2460.
20. Постановление Правительства г. Москвы от 9 декабря 2014 г. № 735-ПП «Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2015 год» // URL: http://mosopen.ru/document/735_pp_2014-12-09
21. Положение о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования. Приложение № 1 к Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. № 158н (введено Приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 № 1036н, в ред. Приказа Минздрава России от 21.06.2013 № 396н) // Российская газета. № 51. 11.03.2011.
Специальная и периодическая литература
22. Аникеева О.Е. Трудовые отношения: вопросы и ответы / О.Е. Аникеева, [и др.] // Налоги и финансовое право. - 2019. - № 5. - С. 8 - 147.
23. Благодир А.Л. Структура правоотношения по обязательному социальному страхованию в трудовом праве: точка зрения / А.Л. Благодир // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. № 2. С. 48 - 51.
24. Благодир А.Л. Отношения по обязательному социальному страхованию в предмете трудового права: история и современное состояние / А.Л. Благодир // Журнал российского права. 2018. № 7. С. 73 - 81.
25. Гусева Т.С. Демографические функции права социального обеспечения / Т.С. Гусева // Журнал российского права. - 2017. - № 3. - С. 59.
26. Гусева Т.С. Российское законодательство о социальном обеспечении семьи, материнства, отцовства и детства: проблемы и перспективы развития / Т.С. Гусева // Российская юстиция. - 2017. - № 4. - С. 68.
27. Данилов С. Новые размеры больничных, декретных и детских пособий в 2019 году/ С. Данилов // Практическая бухгалтерия. 2019. № 2. С. 28 - 35.
28. Ельская О.Н. Проблемы определения справедливого страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний / О.Н. Ельская // Социальное и пенсионное право. 2017. № 4. С. 14 - 19.
29. Кислов С.С. [Комментарий к Письму Минфина России от 12.04.2019 № 03-15-05/26092] / С.С. Кислов // Строительство: акты и комментарии для бухгалтера. 2019. № 6. С. 51 - 56.
30. Корсаненкова Ю.Б. Межотраслевой срез правового регулирования отношений по обязательному социальному страхованию / Ю.Б. Корсаненкова // Трудовое право в России и за рубежом. 2019. № 2. С. 53 - 56.
31. Малышко В. Нововведения по страховым взносам в 2019 году / В. Малышко // Практический бухгалтерский учет. 2019. № 1. С. 47 - 60.
32. Малышко В. Социальные выплаты и пособия: индексация-2019 / В. Малышко // Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии. 2019. № 3. С. 46 - 60.
33. Митрич О. Финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма / О. Митрич // Практический бухгалтерский учет. 2019. № 6. С. 55 - 64.
34. Натырова Е.В. Комментарий к Информации ФСС РФ от 25.06.2019 "Установление страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя" / Е.В. Натырова // Нормативные акты для бухгалтера. 2019. №14. С. 36.
35. Носенок Е.И. Организация использования специальных знаний при осуществлении прокурорского надзора за исполнением бюджетного законодательства при реализации социальной политики государства / Е.И. Носенок // Российская юстиция. 2018. № 9. С. 48 - 51.
36. Поветкина Н.А. Финансово-правовая модель реформирования системы обязательного социального страхования / Н.А. Поветкина // Финансовое право. 2018. № 11. С. 17 - 20.
37. Семенихин В.В. Исполнение обязанностей по уплате налогов и взносов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2019. 219 с.
38. Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований. / Э.Д. Соколова // 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2019. 272 с.
39. Тресков В.И. Финансовая поддержка семьи: материнский капитал. / В.И. Тресков // М.: Редакция "Российской газеты", 2017. Вып. 1. 144 с.
40. Анисина К.Т. Финансовое право в условиях развития цифровой экономики: монография / К.Т. Анисина, [и др.] //Цинделиани. М.: Проспект, 2019. 320 с.
41. Ходусов А.А. О сущности, функциях и признаках социальной политики / А.А. Ходусов // Безопасность бизнеса. 2018. № 3. С. 12 - 17.
Интернет источники
42. Высшая школа Экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2020/03/31/1552628861- дата обращения 14.05.2020
43. Государственная статистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/gfin_tab1.htm - дата обращения 15.04.2020
44. Официальный сайт ФСС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fss.ru/ru/statistics/402797.shtml - дата обращения 15.04.2020
45. Парламентская газета. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.pnp.ru/politics/gosduma-utverdila-byudzhet-fonda-socialnogo-strakhovaniya-na-2019-2021-gody.html - дата обращения 15.04.2020
46. Счетная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://audit.gov.ru/promo/analytical-report-federal-budget-2019-2/index.html - дата обращения 15.04.2020