Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На каждом этапе развития общества определяется круг первоочередных проблем, которые должны быть решены фундаментальной наукой в связи с новыми, которые стали особенно важными. Во всем мире отмечается рост насильственных действий разного масштаба. Крайне острой является проблема роста детской преступности, насилия к детям, агрессии в семейных взаимоотношениях. Частыми стали проявления демонстративно-дерзкого поведения, цинизма, негативизма в межличностных отношениях. Дети растут во время стремительных изменений и разрушения стереотипов, когда устоявшиеся моральные нормы еще не сформированы.
В последнее время изучение феномена агрессии – одно из наиболее популярных направлений в психологии. Причиной этому является резкое повышение уровня агрессии в обществе. Агрессия, насилие и конфликт относятся к числу наиболее серьезных проблем, которые стоят перед человечеством на пороге нового тысячелетия. На вопрос о причинах и мотивах агрессивного поведения людей лучшие давно пытались ответить такие науки как философия, поэзия, религия, но только в нашем столетии данная проблема является объектом научного исследования.
Природу наиболее важных детерминантов агрессии нужно искать во взаимодействии людей. Несомненно, существуют и другие факторы, оказывающие существенное влияние на агрессивное поведение. Но по определению агрессивное поведение осуществляется в контексте социального взаимодействия. В связи с вышеизложенным, изучение и осмысление психологических особенностей развития и динамики агрессивного поведения в направлении методов дифференцированного воздействия на поведение личности.
В зарубежной научной методологии и практике агрессивное поведение человека рассматривается в рамках инстинктивистского (с. Фрейд, К. Лоренц), биологического (В. Гесс, Р. Джекобс, С. Медник, Д. Олдс и др.), фрустрационного (Дж. Доллард,), когнитивного (Л. Берковиц, Л. Эрон, Д. Зилманн), социального (А. Бандура, А. Басс др.) подходов, каждый из которых подает свою трактовку агрессии и агрессивного поведения.
В современной психологии проблема агрессии освещена в трудах С. М. Ениколопова, Л. Ю. Ивановой, А. А. Налчаджяна, Н. О. Ратиновой, А. О. Реана, Т. Г. Румянцевой, И. О. Фурманова, О. В. Хренникова, В. П. Павелкива.
Однако, в то же время существует противоречие между необходимостью профилактики агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста, и недостаточностью методических рекомендаций и пособий для педагогов ДОУ по данному вопросу. В частности, существует недостаток игр, направленных именно на коррекцию агрессивного поведения, а между тем данная форма занятий является ключевой, так как игра в старшем дошкольном возрасте представляет собой ведущий вид деятельности.
Таким образом, проблема исследования заключается в содержании профилактики агрессивного поведения старших дошкольников в дошкольной образовательной организации с использованием коллективных игр.
Объект исследования: агрессивное поведение старших дошкольников.
Предмет исследования: профилактика агрессивного поведения старших дошкольников в дошкольной образовательной организации. с использованием коллективных игр
Цель исследования: разработка комплекса мероприятий с использованием коллективных игр для осуществления профилактики агрессивного поведения старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблем агрессии в современной психологии
2. Проанализировать деятельность ДОУ по профилактике агрессивного поведения старших дошкольников.
3. Провести диагностику агрессивного поведения старших дошкольников.
4. Разработать комплекс мероприятий по профилактике агрессивного поведения старших дошкольников и использованием коллективных игр.
Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, обобщение; эмпирические – наблюдение, анкетирование, изучение, психологические методики.
База исследования: БДОУ «Детский сад №16 г. Омска.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и включает в себя 3 таблицы, 32 источника и 3 приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ АГРЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Понятие агрессии и агрессивности
Термины «агрессивность» и «агрессия» не тождественны, они по-разному трактуются учеными. Так, «агрессия» рассматривается как врожденная реакция человека для «защиты территории, которую она занимает» как стремление к господству; реакцию человека вражескую ее окружающую действительность и др. 23, с. 7.
Под агрессивностью понимается свойство человека, которое характеризуется наличием деструктивных тенденций.
Анализ различных подходов к трактовке понятий «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение» позволил прийти к выводу, что в научной психологической литературе не существует их общепринятого понимания.
Систематизируя научной литературе можно выделить следующие подходы к рассмотрению природы агрессии: биологические (К. Лоренц), физиологические (Ф. Ервин, П. Карли), психологические (А. Адлер, Л. Берковиц), социальные (А. Бандура), ситуационные (Д. Креч, А.О. Реан) и др.
Важную роль в определении путей коррекции агрессивного поведения играет выяснение факторов, способствующих возникновению агрессивных реакций 1, с. 54.
К факторам, которые способствуют возникновению агрессии можно отнести:
- социально-экономическую и политическую организацию общества;
- нормы поведения, задаваемых социальными условиями;
- наличие соматических и психических заболеваний,
- физические условия окружающей среды,
- характер и система воспитания в семье,
- условия микросреды,
- влияние средств информации и компьютерных игр,
- возрастные и индивидуально-психологические особенности человека и тому подобное 21, с. 35.
По мнению А. Басса и А. Дарки необходимо разделять понятия «агрессии» и «враждебности»: как реакцию, которая развивает негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Поэтому исследователи выделили следующие виды реакций:
- физическую агрессию - использование физической силы против другого человека;
- косвенную - агрессия косвенным путем направлена на другого человека;
- раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (грубость, несдержанность);
- негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;
- обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и мнимые действия;
- подозрительность - диапазон от недоверия и осторожности в отношениях к людям убеждениям в том, что другие люди планируют и приносят вред;
- вербальная агрессия - выражение негативных чувств в форме крика, а также через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);
- чувство вины - возможное мнение субъекта о том, что он плохой человек, действует неправильно и испытывает в связи с этим муки совести 3, с. 62.
Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и любое качество, она имеет разную степень проявления: высокую, среднюю и низкую. Каждой личности присущ определенный уровень агрессивности, отсутствие ее как качества приводит к пассивности, конформности, а, например, чрезмерная агрессивность ведет к конфликтности. Сама по себе агрессивность не является для человека социально опасной, она лишь порождает внутренние проблемы самой личности 8, с. 57.
Исходя из этого агрессивные проявления можно разделить на два типа:
- мотивационную агрессию, как самоценность;
- инструментальную как средство.
Стоит отметить, что и первая и вторая агрессии контролируются сознанием, а вне ее проявляются в форме гнева, враждебности и тому подобное 24, с. 107.
Таким образом, агрессия в качестве внутренней побудительной тенденции представляет собой неотъемлемую часть личностной динамики (как в норме, так и при нарушениях различной степени выраженности). Агрессивность же, являясь индивидуальной особенностью, представляет собой склонность конкретного человека к проявлению данной тенденции в конкретных внутренних и внешних действиях. Данную индивидуальную особенность довольно трудно измерить, в связи с чем, основным способом оценки агрессивных тенденций является оценка поведенческих проявлений 2, с. 115.
Агрессивное поведение может быть проявлением психологической защиты, кроме того удостоверять необходимость интенсификации этой защиты. Е. Фромм считает, что существуют два вида агрессии - «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит защитный характер 30, с. 91.
Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия характеризуется деструктивностью, жестокостью; бывает спонтанной и связана со структурой личности. В связи с этим многие авторы разделяют понятия «агрессии» и «агрессивность», определяя «агрессивность как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии» 7, с. 95.
Понятие «психологическая защита» впервые появилось в 1894 г. В работе Фрейда «Защитные нейропсихозы». Согласно Фрейду, защита провоцируется тревогой. Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: во-первых, они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана, и, во-вторых, они искривляют, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума. Также известно, что люди редко пользуются одним определенным механизмом защиты – обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабления тревоги.
В отечественных научных кругах существуют следующие наиболее распространенные определение «психологической защиты»:
психическая деятельность, направленная на спонтанное уничтожение последствий психологической травмы;
случаи отношения личности больного к травмирующей ситуации или впечатляющей его болезни;
способы переработки информации в головном мозге, блокирующие опасную информацию;
механизм адаптивной перестройки восприятия и оценки, выступающей в случаях, когда личность не в состоянии адекватно оценить ощущение тревоги, вызванное внутренним или внешним конфликтом и не может бороться со стрессом;
механизмы компенсации психологической недостаточности;
пассивно-охраняющие формы реагирования в патогенной жизненной ситуации;
динамика системы установок личности в случае конфликта установок;
специальная регуляторная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с пониманием конфликта 12, с. 76.
Можно заметить, что в приведенных примерах «психологическая защита» всегда является частью каких-либо других психических феноменов: деятельности, установки, отношений личности, компенсации и т.д. Причем спецификация этой части идет не по объему, а через задания целей и функций «защиты» то есть извне. Таким образом «психологическая защита» не выделяется в самостоятельный процесс и механизм. В то же время, можно выделить целый ряд общих моментов, характерных для всех определений. Общим является ситуация конфликта, травмы, стресса, а также цель - снижение эмоциональной напряжения, связанного с конфликтом, и предупреждения дезорганизации поведения, сознания, психики 5, с. 74.
В основе механизма «психологической защиты» лежит конфликт, и его многообразие представлено различными направлениями. Ш. Ференци один из первых сделал упор именно на защитном характере идентификации с агрессором: «слишком слабая личность ребенка пока еще не способна защититься и вместо этого» испуганно идентифицируется» [19, с. 58].
А. Фрейд отмечает, что ребенок интроецирует некоторые характеристики объекта тревоги и тем самым «ассимилирует это переживание». Ф. Александер также назвал идентификацию с лицом, представляющим опасность - «наиболее эффективной защитой от страха» 22, с. 60.
Эрих Фромм - представитель гуманистической психологии. Его интерпретация личности начинается с анализа условий существования человека и их изменений, начиная с конца Средневековья (конец ХV века) до нашего времени. В результате этого анализа Фромм сделал вывод о том, что важной чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность. Эти чувства являются следствием значительного уровня автономии и свободы, которые были достигнуты ценой утраты чувства полной безопасности. Согласно Фромму существует только один путь к защите от гнетущих чувств - отказ от воли и подавление собственной индивидуальности.
Фромм описал несколько стратегий, которые используют люди, чтобы «убежать от воли». Первая из них - это авторитаризм, который определяется Фроммом как «... тенденция отказаться от независимости своей личности, соединить свое Я с кем-нибудь или с чем-нибудь внешним, чтобы, таким образом, найти силу, которой недостает самому индивиду. Иными словами, индивид ищет те «вторичные» связи взамен утраченной первичным 30, с. 21.
Авторитаризм проявляется как в мазохистских, да и в садистских тенденциях. Фромм отмечает, что психологически обе тенденции происходят от одной и той же причине - неспособности принять собственную изоляцию и слабость собственной личности, хотя может показаться, что эти устремления противоположные друг другу.
Садистская форма выражается в эксплуатации других, доминировании и контроле над другими. «Все ... формы садизма можно свести к одному основному устремления: полностью овладеть другим человеком, превратить ее в беспомощный объект своей воли, стать его абсолютным властелином, богом, делать с ним все, что угодно» [30, с. 26].
Другой способ бегства - деструктивность. Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая других. «Уничтожить мир - это последняя ... попытка помешать этому миру разрушить меня» [30, с. 78] Согласно Э. Фромму, долг, патриотизм и любовь - общераспространенные примеры рационализации деструктивных действий.
Кроме вышеуказанного, агрессия рассматривается некоторыми исследователями как защита от фрустрации, которую переживает человек. Фрустрация означает, собственно говоря, срыв какой-либо деятельности, направленной на определенную цель.
Фрустрация возникает тогда, когда организм или личность встречает на пути к удовлетворению какой-либо жизненно важной потребности непреодолимые препятствия или ограничения. Препятствия на пути к достижению цели встречаются довольно часто, причем они имеют и положительное значение, так как заставляют человека мобилизовать все свои способности и силы для их преодоления. Однако, фрустрация более чем препятствие, это срыв деятельности, вызывает у субъекта особое интенсивное переживание или состояние 20, с. 106.
Фрустрация выполняет для организма защитную функцию, создавая новую мотивацию, направленную на преодоление препятствия на пути реализации выходных мотивов. Ситуация, в которой такое препятствие возникает, называется стресс. Например, человек, боится, что пострадает его престиж, если выяснится, что он заикается 31, с. 52.
Фрустрация характерна состоянию детского возраста, когда дети часто вынуждены прекращать игру по требованию взрослых, им многое запрещается, они видят или предполагают несогласие родителей с их поведением и т.д.
Принято считать, что организм обладает способностью сопротивляться фрустрацией без того, чтобы произошел срыв приспособления. Такая способность организма сказывается толерантностью по отношению к фрустрации. Это толерантность сохраняется до тех пор, пока индивид не прибегнет к какой-либо неадекватной реакции с целью преодолеть препятствия на пути к достижению цели. Если возникают подобные неадекватные реакции на условия фрустрации, можно говорить о реакции на фрустрацию. Среди таких реакций, как уже отмечалось, может быть и агрессия 16, с. 39.
Исследователи убеждены, что агрессия является наиболее естественной и чаще всего встречающейся реакцией на фрустрацию. Целью агрессии в этом случае является устранение препятствия на пути к достижению цели и удовлетворению потребностей. У детей это чаще всего прямая форма агрессии. Существует физическая и вербальная агрессия. С возрастом проявление прямого способа выражения агрессии уменьшаются. Однако продолжают использоваться другие формы агрессии, такие как, например, сарказм, клевета и т.д. 27, с. 39.
С точки зрения психогигиены не следует полностью осуждать агрессию. Ее появление просто вызывают определенные ситуации. Подавлять гнев, агрессию может оказаться рискованным. Поэтому полезно искать такие формы канализации агрессии, которые являются социально приемлемыми. В качестве примера можно привести спортивные соревнования, участие в спектаклях, некоторые виды игр и т.д.
1.2 Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.
В сфере ощущений отмечается существенное снижение порогов всех видов чувствительности. Повышается дифференцированность восприятия. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам – общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства. К 6-летнему возрасту развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам 29, с. 47.
В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. При этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие это в повышение, с возрастом изменяются. Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания – произвольного внимания – к 6-7 годам уже достаточно велики 11, с. 23.
В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является «универсальным средством организации внимания». Речь дает возможность заранее, словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода, остается непроизвольное внимание. Даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном, а вот в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым.
Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшие впечатления. Таким образом, объем фиксированного материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у детей 6 лет несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает. «В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок» 9, с. 55.
Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Некоторые формы этого запоминания можно отметить у детей в возрасте 4-5 лет, однако значительного развития оно достигает к 6-7 годам. К 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом она сохраняет господствующее положение 26, с. 50.
Подобное соотношение произвольной и непроизвольной форм памяти отмечается в отношении такой психической функции, как воображение. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и предметов-заместителей. В старшем дошкольном возрасте замещение становится чисто символическим и постепенно начинается перс-ход к действиям с воображаемыми предметами. Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка. «Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее усвоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности» [6, с. 108].