Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В дошкольном возрасте происходит физическое, психическое и личностное совершенствование ребенка, формируются важные свойства мышления, познавательные интересы и способности. К пяти-семи годам формирование личности человека в основном завершается, и то, что не сделано за первые годы, потом не наверстать.
Особое значение в дошкольном возрасте приобретает физическое воспитание, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы здоровья и создается фундамент физического совершенствования личности.
В опубликованной в 2007 году «Концепции организации содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе» говорится, что в вопросах подготовки детей к школе накопилось немало проблем, так или иначе связанных с организацией, содержанием и методическим обеспечением образования детей 5-7 лет.
В качестве одного из важных критериев готовности ребенка к школьному обучению выделяется состояние физической готовности, под которой понимается состояние здоровья, определенный уровень морфофункциональной зрелости организма ребенка, необходимая степень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.
Ряд исследователей отмечают, что для гармоничного физического и психического развития дошкольников чрезвычайно важно своевременное овладение детьми разнообразными двигательными действиями. По мнению отечественных специалистов, основными двигательными умениями, которые необходимо формировать и развивать в дошкольный период, являются ходьба, бег, прыжки, лазанье, равновесие, действия с мячом: метание, бросание, ловля.
О необходимости использования эффекта положительного переноса приобретаемого двигательного опыта на усвоение новых движений говорится в работах многих отечественных исследователей. Наряду с этим проблема реализации принципа обобщения в обучении двигательным действиям детей дошкольного возраста остается малоисследованной.
Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что движения и действия с мячом, выполняемые в баскетболе, футболе, волейболе, имеют в своем двигательном содержании, наряду со специфическими различиями, много общих элементов, что позволяет рассматривать их как целостную систему взаимосвязанных движений, а обучение этой системе - как формирование школы мяча.
Относительная теоретическая и методическая неразработанность проблемы формирования школы мяча в физическом воспитании дошкольников приводит к тому, что при обучении действиям с мячом, входящим в содержание подвижных игр, баскетбола и футбола, преобладает аналитический подход, когда двигательные действия с мячом усваиваются детьми без учета имеющихся в их содержании общих элементов.
Цель исследования: формирование навыка бросания мяча детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - навык бросания мяча детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – игровые задания как средство формирования навыка бросания мяча детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Решение проблемы нашего исследования возможно, если:
• выделить основные противоречия, препятствующие эффективному освоению детьми дошкольного возраста двигательных действий с мячом;
• сформировать мотивационную готовность детей к изучению навыков бросания мяча с применением игровых технологий;
• создать развивающую предметную среду и пространство для самостоятельного выполнения детьми навыков бросания мяча с применением игровых технологий;
• осуществлять обучение навыкам бросания мяча с мячом с применением игровых технологий.
Для достижения цели исследования необходимо было последовательно решить следующие частные задачи:
1. Раскрыть особенности программно-содержательного и технологического обеспечения обучения навыкам бросания мяча с мячом с применением игровых технологий детей старшего дошкольного возраста.
2. Осуществить структурно-логический анализ совокупности двигательных действий с мячом, составляющих содержание техники баскетбола, волейбола, футбола с выделением общих и частных элементов.
3. Выделить педагогические условия формирования навыков бросания мяча с мячом с применением игровых технологий детей старшего дошкольного возраста.
Для решения задач исследования применялся комплекс методов, включающий:
• теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования;
• педагогическое тестирование;
• педагогический эксперимент;
• методы экспертной оценки;
• методы математической статистики.
База исследования - дошкольне образовательное учреждение № ____ г. Санкт-Петербург.
Практическая значимость работы заключается в совершенствовании физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, на повышение качества усвоения двигательных действий с мячом.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКА БРОСАНИЯ МЯЧА
1.1. Анализ навыков бросания мяча как физиологического акта
Во многих исследованиях показано, что у ребенка в первые годы его жизни имеет место врожденная мотивация («кинезофилия») к двигательной активности, удовле¬творение которой является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма, всестороннего развития личности детей, способом познания мира и ориентировки в нем.
Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов.
Двигательная активность ребенка играет первостепенную роль в функциональном созревании двигательного анализатора. Чем больше движений совершает ребенок в повседневной жизни, во время занятий физической культурой, тем больше образуется временных связей между двигательными и другими анализаторами и внутри самого двигательного анализатора.
Двигательные действия, выполняемые ребенком, оказывают влияние на развитие его познавательных способностей. Исследования Л.Д. Глазыриной [37,39] показали, что для умственного развития детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре особенно важно сформировать устойчивый интерес к процессу движений и двигательным действиям, вызвать чувство радостного ожидания, научить ребенка быть внимательным.
При этом важен не развлекательный интерес, имеющий кратковременный эффект, а интерес поиска, размышления.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич : - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.
2. Булыкина, Л. В. Формирование двигательных игровых навыков во¬лейболиста у учащихся общеобразовательных школ : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Л. В. Булыкина. - М., 1998. - 24 с.
3. Виноградов, П. А. Основы физической культуры и здорового об¬раза жизни / П. А. Виниградов, А. П. Душанин, В. И. Жолдак. - М. : Сов. спорт, 1996. - 592 с.
4. Волошина, Л. Играем в футбол Л. Волошина, Г. Тиунова // Дошко¬льное воспитание. - 2003. - № 1. - С. 45-48.
5. Всеобщая декларация прав человека // Современные образователь¬ные программы для дошкольных учреждений : учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / под ред. Т. И. Ерофеевой. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - С. 306-314.
6. Гавердовский, Ю. К. Техника гимнастических упражнений : по- пул. учеб. пособие / Ю. К. Гавердовский. - М. : Тера-Спорт, 2002. - 508 с.
7. Глазырина, JI. Д. Физическая культура - дошкольникам. Средний возраст : пособие для педагогов дошк. учреждений / J1. Д. Глазыринп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 304 с.
8. Декларация прав ребенка // Современные образовательные программы для дошкольных учреждений : учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / под ред. Т. И. Ерофеевой. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - С. 311-314.
9. Драговоз, JI. А. Педагогические условия обучения старших дошко¬льников двигательным действиям : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Л. А. Драговоз. - Челябинск, 2003. - 159 с.
10. Драндров, Г. Л. Обучение технике футбола: учебно-методическое пособие / Г. Л. Драндров, С. А. Алексеев, Д. Ш. Садетдинов — Набережные Челны : КГИФК, 2004. - 65 с.
11. Дюкина, Л. А. Профессиональная подготовка будущих учителей фи¬зической культуры в условиях применения коллективного способа обучения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. А. Дюкина. - Йошкар-Ола, 2000. - 125 с.
12. Ермак, Н. Н. Физкультурные занятия в детском саду: творческая школа для дошколят / Н. Н. Ермак / Серия «Мир вашего ребенка». - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 288 с.
13. Здоровье формирующее физическое развитие: развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет : пособие для педагогов дошк. учреждений. - М : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 336 с.
14. Зимонина, В. Н. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, организованного, самостоятельного, инициативного не болеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым : программ. - метод, пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 304 с.
15. Истоки: базисная программа развития ребенка — дошкольника / 2 издание, испр. и доп. - М .: Издательский дом «Карапуз», 2001. - 304 с.
16. Кожухова, Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособие / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова. - М : «Академия», 2002. - 320 с.
17. Кожухова, Н. Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников / Н. Н. Кожухова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 3. - С. 52-54.
18. Марков, К. К. Педагогические и психологические условия деятель¬ности тренера по волейболу в тренировочном и соревновательном процессе: дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / К. К. Марков. - М., 2002. - 359 с.
19. Мунина, М. П. Концентрированное обучение основным движениям в поцессе физического воспитания детей среднего и старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / М. П. Мунина. - Омск, 2003.- 147 с.
20. Найн, А. Я. Современный словарь-справочник нового педагогиче¬ского мышления / А. Я. Найн. - Челябинск : Чел. фил. УГНОЦ РАО, 2000. - 28 с.
21. Основы обучения двигательным действиям детей дошкольного возраста с проблемами развития речи : метод, пособие / под ред. Н. П. Филатовой. - Омск : СибГАФК, 2001. - 44 с.
22. Полтавцева, Н. В. Физическая культура в дошкольном детстве : пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 5-6 лет / Н. В. Полтавцева, Н. А. Гордова. - 2 изд. - М.: Просвещение, 2005. - 256 с.
23. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
24. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации / Современные образовательные программы для дошкольных учреждений : учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / под ред. Т.И. Ерофеевой. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - С. 325-329.
25. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога : уч. пособ.: - в 2-х кн. - Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста / Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 276 с.
26. Руднева, Л. В. Педагогические условия формирования у дошкольников готовности к обучению двигательным действиям: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Л. В. Руднева. - Тула, 2003. - 150 с.
27. Рунова, М. А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет (с учетом уровня двигательной активности) : пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры / М. А. Рунова. - М. : Просвещение, 2005. - 141 с.
28. Садетдинов, Д. Ш. Формирование дидактических умений у студентов ФФК в контексте будущей профессиональной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Д. Ш. Садетдинов. - Йошкар-Ола, 2000.-21 с.
29. Спортивные игры: техника, тактика, обучение : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В. П. Савин, А В. Лексаков: Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 520 с.
30. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Э. Я. Степаненкова - М. : Изд. центр «Академия», 2006. — 368 с.
31. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении // Современные образовательные программы для дошкольных учреждений : учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Под ред. Т.И.Ерофеевой. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - С. 322-325.
32. Утробина, К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале : пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре / К. К. Утробина - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2003. - 128 с.
33. Чапурин, М. Н. Пути повышения эффективности обучения двига-тельным действиям /М. Н. Чапурин, К. А. Кузьмин // Семья в России. - 2006. -№2.-С. 111 - 118.
34. Чапурин, М.Н. Обучение двигательным действиям на основе ключевых точек / М. Н. Чапурин /Сборник научных статей докторантов, ас¬пирантов и соискателей. - Выпуск № 5. - Чебоксары : «Новое время», 2005. - С. 872-876.
35. Черепов, Е. А. Обоснование эффективности применения круговой тренировки в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Е. А. Черепов. - Челябинск : УралГАФК, 2002. - 23 с.
36. Яковлева, Л. В. Физическое развитие и здоровье детей 3—7 лет : пособие для педагогов дошкольных учреждений : в 3 ч. - Ч. 1: Программа «Старт». Методические рекомендации. / JL В. Яковлева, Р. А. Юдина. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 315 с.