Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Учитель начальных классов для ребенка самый первый, самый важный после родителей человек. В начальной школе слово учителя для ребенка имеет очень весомое значение. Роль учителя для ребенка с проблемами в развитии возрастает в том случае, когда учитель умеет поддержать ребенка в классном коллективе, выявить его сильные стороны, настроить детей на дружеское отношение к ребенку и поддержку. Давно не секрет, что процент детей с нарушениями устной и письменной речи с каждым годом только возрастает, и от того насколько качественно учитель начальных классов и учитель логопед выстраивают совместную систему работы с детьми зависит результат и успешность ребенка в школе. Ведь от умения общаться, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме зависит успех и самооценка ребенка в классном коллективе и в обществе в целом.
Часто ребенок, который пришел из детского сада, имеет нарушения устной речи, которые по тем или иным причинам, не были скорректированы в раннем и дошкольном возрасте. В школе такие нарушения проявляются в письменной речи и при чтении. При этом далеко не каждый учитель начальных классов знает, какие ошибки письменной речи являются специфическими. Часто учитель говорит, что ребенок «плохо пишет или читает, говорит невнятно». Между тем, каждый учитель должен четко представлять, с какими ошибками нужно обращаться к логопеду, когда именно логопедическая помощь необходима ребенку. Таким образом, одной из задач логопеда является разграничение для учителя специфических и орфографических ошибок. Важной задачей также является разъяснение типов и причин специфических нарушений. При этом важно не перегрузить терминами, а рассказать информацию в доступной форме.
Тесное взаимодействие учителя начальных классов и учителя-логопеда начинается с первого методического объединения, когда логопед знакомит учителей начальной школы с результатами мониторинга. Логопед разъясняет виды и причины специфических ошибок. Целью сообщения логопеда является повышение уровня знаний учителей о видах нарушений письменной речи, повышение уровня диагностики детей, имеющих нарушения. Логопед учит отличать специфические ошибки от орфографических. А также логопед осуществляет индивидуальные беседы по зачислению детей на логопедический пункт. При зачислении обязательно учитывается мнение учителя, его рекомендации и опыт работы с данным учеником. Логопед выступает на методических объединениях учителей начальных классов не только с сообщениями, но и готовит раздаточный материал, с помощью которого учитель может определить, необходима ли ребенку логопедическая помощь, а также скорректировать нарушения. Одним из таких материалов являются психодиагностические таблицы и задания для психодиагностики причин выявленных трудностей и их устранения Н.П. Локаловой, в таблицах указываются проблемы и причины нарушений письменной речи, а также задания для коррекции и психолого-педагогические рекомендации.
Взаимодействие учителя-логопеда с учителем начальных классов нельзя рассматривать отдельно от взаимодействия с родителями тех детей, которые посещают логопедический пункт. В начале учебного года учитель-логопед посещает родительские собрания, рассказывая родителям о целях и задачах своей работы. Так же в течение года проводит индивидуальные консультации с теми родителями, чьи дети зачислены в логопедический пункт, и с родителями, которые обращаются по тем или иным вопросам, связанным с нарушениями устной и письменной речи у ребенка.
Одним из важнейших условий коррекционной работы является выработка единства требований к ученику, допускающему специфические ошибки письма, со стороны учителя и логопеда. Задача логопеда обратить внимание учителя на то, что ошибки специфического характера не должны засчитываться при оценке письменной работы учащегося, такую работу необходимо оценивать очень внимательно и лояльно. К сожалению, этот вопрос наиболее неоднозначен и сложен для понимания учителем.
Индивидуальные консультации и беседы учитель-логопед проводит с учителями начальных классов в течение всего учебного года по мере необходимости. Цель таких консультаций – обеспечить комплексный подход к ребенку со стороны учителя и логопеда, а также индивидуальный подход со стороны учителя во время урока.
В конце года на итоговом педсовете логопед знакомит учителей с результатами работы и итоговой диагностики, выявляя «группу риска» по нарушениям письменной речи и чтения.
Для качественной и эффективной коррекционной работы требуется комплексный подход учителя, логопеда, родителей и других специалистов школы к ребенку, имеющему нарушения устной и письменной речи. В первую очередь логопед организует сотрудничество с учителем начальных классов, формируя равноправные отношения. Сотрудничество строится только в том случае, если логопед и учитель начальных классов выстраивают коррекционную работу, взаимодополняя друг друга. Логопед и учитель, каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимопониманию для нахождения общих путей решения проблемы.
Цель данной работы - изучить особенности организации взаимодействия учителя логопеда и учителя в работе с детьми с ТНР.
Задачи:
1) выявить особенности формирования готовности учителя логопеда и учителя к работе с детьми с ТНР;
2)рассмотреть формы взаимодействия учителя логопеда и учителя в работе с детьми с ТНР;
3)предложить методические рекомендации по взаимодействию учителя логопеда и учителя в работе с детьми с ТНР.
Объект исследования - процесс коррекции речи у детей с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - особенности взаимодействия учителя-логопеда и родителей при коррекции речи детей с ТНР.
Актуальность исследования. Любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. Поэтому формирование коррекция речи у детей с недоразвитием речи является важной и актуальной темой.
Методы и методология исследования. В специальной литературе наиболее подробно вопросы развития детей с недоразвитием речи освещены в работах О.В. Бачиной, Л.Н. Самородова, В.К. Воробьевой, Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой, С.А. Мироновой, В.А. Ковшиковой и др. Они стали методологической основой данной работы. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, сопоставительный.
Структура исследования: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы взаимодействия в работе с детьми с ТНР учителя – логопеда и учителя начальных классов
1.1. Взаимодействие как феномен в педагогической деятельности
Педагогическое взаимодействие - универсальная характеристика педагогического процесса, его основа. Педагогическое взаимодействие в широком смысле - это взаимосвязанная деятельность педагога и воспитанников. Благодаря этой деятельности и обеспечивается динамика педагогической системы и протекание педагогического процесса.
Взаимодействия, происходящие в педагогическом процессе, разнообразны: "учитель-учитель", "ученик - ученический коллектив", "ученик - учитель", "учащиеся - усваиваемые ими знания и опыт (объект усвоения)" и т.д.
Обновление российского общества привело не только к смене приоритетов в образовательной деятельности педагогических кадров, но и к новым требованиям, касающихся личностных характеристик педагогов. Повышается значимость уровня общей, профессиональной и коммуникативной культуры педагога, расширяющей пределы его нормативной деятельности: создавать и передавать культурные ценности, осуществлять свой личностный рост и развитие обучающихся, формировать у них социальную и гражданскую позицию. Особое значение приобретает уровень культуры межличностных отношений педагогов, позволяющий обеспечить достаточно высокий уровень психологического комфорта в коллективе в процессе обучения и воспитания обучающихся, а так же в процессе эффективного взаимодействия педагогов в коллективе.
Основными психологическими задачами общения являются:
♦ вооружение личности системой знаний о сущности человеческого общения; ♦ ознакомление личности со спецификой психологии общения; 16 ♦ формирование у неѐ умений анализировать процессы взаимодействия сотрудников между собой и моделировать предстоящие контакты со своими коллегами. По существу, эти стили, определяющие поведение человека при взаимодействии с другими людьми — партнерами по общению, являются своеобразными уровнями общения. Интересную, на наш взгляд, иерархию уровней общения предложил А. Б. Добрович, выделивший семь уровней общения: примитивный, манипулятивный, стандартизированный, конвенциональный, игровой, деловой, духовный[64].
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Ажищева, Т.А. Эффективные формы работы учителя-логопеда с родителями / Т.А. Ажищева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – № 5. –С. 222-224.
2. Алмазова, А.А. Актуальные проблемы обучения русскому языку школьников с речевыми нарушениями и возможные пути их решения / А.А. Алмазова // Проблемы современного образования. – 2013. – № 2. – С. 114-122.
3. Бачина, О.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи / О.В. Бачина, Л.Н. Самородова. — М. : Сфера, 2009. — 180 с.
4. Блягоз, А.Н. Профилактика речевых нарушений / А.Н. Блягоз // Вестник АГУ. – Майкоп, 2001. – С. 219 – 220.
5. Вайс, М.Н. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе / М.Н. Вайс, Т.В. Пустякова // Логопед. – 2010. – № 3. –С. 25.
6. Волкова, Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова. – М. : Просвещение, 1989. – 320 с.
7. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – М. : Просвещение, 2004. – 345 с.
8. Гуров, В.Н. Социальная работа дошкольных образователь¬ных учреждений с семьей / В.Н. Гуров. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 160 с.
9. Жукова, Н.С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М. : Высшая школа, 1973. – 278 с.
10. Иванова, Л.А. Инновационные формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей / Л.А. Иванова // Magister Dixit. – 2012. – №1. – С. 29.
11. Карпенкова, С.А. Формы взаимодействия логопедов дошкольного учреждения с родителями / С.А. Карпенкова // Специальное образование. – 2014. – № 10. – С. 77-80.
12. Кудрявцева, И.И. Новые формы взаимодействия учителя-логопеда в процессе реабилитации детей с ОВЗ / И.И. Кудрявцева // Специальное образование. – 2014. – № 10. – С.111-115.
13. Левина, Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей / Р.Е. Левина // Логопедия. Методическое наследие. / под ред. Л. С. Волковой. – М. : Владос, 2008. – Кн.5. – 320 с.
14. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – М. : Академия, 1997. – 256 с.
15. Перчаткина, Е. Сотрудничество логопеда и родителей / Е. Перчаткина // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 10. – С. 102-108.
16. Рогожина, О.А. Работа с родителями в специальном дошкольном образовательном учреждении / О.А. Рогожина // Логопед. – 2005. –№ 2. – С. 46-52.
17. Саввиди, М.И. Особенности взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы / М.И. Саввиди // Science Time. – 2015. – № 10 (22). – С. 314-317.
18. Семенова, Т.Г. Формирование готовности родителей к коррекционно-логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями / Т.Г. Семенова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. – 2008. – №3. – С. 62-66.
19. Спирова, Л. Ф. Учителю о детях с нарушениями речи / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова. – М. : Высшая школа, 1976.– 280 с.
20. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М. : ГНОМ и Д, 2007. – 238 с.
21. Чернецова, А. В. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих задержку психического развития с целью повышения эффективности логопедической работы / А.В. Чернецова // Царскосельские чтения. – 2010. – № 14. – С. 196-199.
22. Шорина, Е.П. Формы и технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Е.П. Шорина // Специальное образование. – 2014. – № 10. – С. 224-227.