Фрагмент для ознакомления
2
Первым и важнейшим условием становления у ребенка предпосылок для успешной социальной адаптации является своевременное и полноценное овладение речью. Ограниченность, затрудненность речевого общения отрицательно влияет на формирование личности ребёнка, вызывает психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, приводит к развитию нежелательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма.
Актуальность исследования. Заикание является одним из распространённых, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. В настоящее время заиканием страдает по разным данным от 1,5 до 3% населения. Среди заикающихся детей, соотношение девочек и мальчиков составляет примерно 1 к 3-4 [Белякова Л.М., Дьякова Е.А., 1998].
Заикание характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции. Изучением заикания занимались такие исследователи как Г. Д. Неткачев(1909,1913), Хватцев М.Е. (1937),Жинкин Н.И. (1958), Левина Р.Е. (1968), Морозова В.Г. (1984), Боскис Р.М. (1988), Буянов М.И. (1989), Сикорский И.А. (1997), Белякова Л. И., Дьякова Е.А. (1998), Селиверстов В.И. (2001), 8. Лохов М.И., Фесенко Ю.А., Щугарева Л.М. (2005), Шевцова Е.Е. (2019).
Они сходились во мнении, что заикание не только расстройство речевой функции, но и нарушение нервной системы, ослабленное физическое состояние заикающихся, психологические особенности, в том числе выраженная фиксация на дефекте, недоразвитие общей и мелкой моторики, а также речевых функций.
Объект нашего научного исследования – заикание у детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – это ответственный период в формировании и развитии речи ребенка, т.к. речевая деятельность развивается одновременно в самых разных направлениях. Ребенок овладевает словом, звуками, составляющими слово, усваивает лексические и грамматические значения слов и способы построения фраз и повествований. В процессе речевого развития у ребенка формируются не только средства языка, но и умение пользоваться ими в условиях устного общения. Речь функционирует как функциональная система и, следовательно, оказывается наиболее восприимчивой к воздействию неблагоприятных факторов в период интенсивного формирования. Поэтому речевые нарушения чаще всего возникают именно в детском возрасте. Начало такого расстройства речи как заикание падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции, т.е. 2-6-летний возраст детей [Белякова Л.И. , Дьякова Е.А., 1998: с.15].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О. и др. Данные клиникофизиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием // Дефектология. - 1978. - №1. - С.25-30;
2. Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998 - 304 с.;
3. Белякова Л.И. Основные логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся // Дефектология. - 2001. - №4. - С.49-53;
4. Боскис, Р. М. Дефектология [Электронный ресурс] / Р. М. Боскис. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1988. – 128 с.: ил. (Педагогическая библиотека онлайн). – URL: http://pedlib.ru/Books/6/0291/6_0291-87.shtml (дата обращения 15.06.2021);
5. Буянов М.И. Заикание у подростков. - М.: Просвещение, 1989. - 173с.;
6. Жинкин Н.И., Механизмы речи. — М., 1958;
7. Дефектологический словарь / Глав. Ред.А.И. Дьячков. - М.: Педагогика, 1970. - 504с.;
8. Левина, Р. Е. Основы теоретической и практической логопедии [Электронный ресурс] / Р. Е. Левина. – М.: 1968. – 122 (Педагогическая библиотека онлайн). – URL: http://pedlib.ru/ (дата обращения 15.06.2021);
9. Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/под ред. Л. С. Волковой. —5-еизд., перераб. и доп. — М . : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 703 с.: ил. — (Коррекционная педагогика);
10. Лохов М.И. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании. - СПб.: Наука, 1994. - 188с.;
11. Лохов М.И., Фесенко Ю.А., Щугарева Л.М. Заикание неврология или логопедия. - СПб., 2005;
12. Лохов М.И., Фесенко Ю.А. «Коррекция заикания и других речевых расстройств детского возраста». - СПб., 2010;
13. Медицинский справочник болезней / нервные болезни / заикание [Электронный ресурс]. – 2020. - URL: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/zabolevanija_neurology/stuttering (дата обращения 16.06.2021);
14. Морозова, В. Г. Клиника и терапия заикания [Электронный ресурс] / В. Г. Морозова - Москва : НИИ общей и судебной психиатрии им.В.П.Сербского, 1984. – 190 с. (Российская государственная электронная библиотека). – URL: http://old.rsl.ru/ (дата обращения 15.06.2021);
15. Неткачев Г.Д. Клиника и психотерапия заикания // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. В 2 тт.Т. I/ Под ред.Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997. - С.77-79;
16. Селиверстов, В.И. Заикание у детей / В. И. Селиверстов. - Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. — 4-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 116 с.;
17. Селиверстов В.И. Современный комплексный метод преодоления заикания // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред.С. С. Ляпидевского. - М., 1969. - 194 с.;
18. Сикорский И. А. О заикании //Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОC, 1997 – 191 с.;
19. Хватцев М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов. –– М, 1937 – 385 с.;
20. Шевцова, Е. Е. Заикание : учеб. пособие для академического бакалавриата / Е. Е. Шевцова. — М. : Издательство Юрайт, 2019 — 242 с.