Фрагмент для ознакомления
2
РОЛЬ МАТЕРИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА
С первых дней своего существования человек включен в социальное взаимодействие, вне зависимости от способности говорить. Социальный опыт приобретается посредством социального взаимодействия и становится неотъемлемой частью личности. Социализацию можно трактовать как формирование и самостоятельное преобразование личности в процессе культурного постижения и воспроизводства на всех возрастных этапах. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретной группы.
Согласно теории Ж.Пиаже процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды называется приспособление или социальной адаптацией. Адаптация предполагает сочетание требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением. Иначе говоря, адаптацией называется процесс и результат становления индивида в качестве социального существа.
Обособление - процесс автономизации человека в обществе. Потребность человека иметь собственные взгляды и их наличие, потребность иметь собственные привязанности, потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его трансформации, самоопределению, самореализации, самоутверждению – все это является результатом упомянутого выше процесса.
Более или менее изученные условия, или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.
- мегафакторы - коалиции, которые в разной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
- макрофакторы - сообщества, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.
- мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории разных сетей массовой коммуникации по принадлежности к каким-либо субкультурам.
Мезофакторы влияют на социализацию прямо и косвенно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.
Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление, играют люди, так называемые агентами социализации. Для успешного протекания процесса социализации человека используется большой комплекс универсальных средств, содержание которых специфично для разного типа общества, социального слоя, возраста социализируемой личности.
К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. Пособие . - СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
2.Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей [Текст] / А. С. Макаренко ; Под ред. Г. С. Макаренко и В. Н. Колбановского. - Москва : Учпедгиз, 1947 (Образцовая тип.). - 104 с.
3.Мудрик А. В. Социальная педагогика [Текст] : учебник для обучающихся по направлению подготовки 050400 "Психолого-педагогическое образование" / А. В. Мудрик. - 8-е изд., испр. и доп. - Москва : Академия, 2013. - 239с.
4.Реан А. А. Психология личности [Текст] / А. А. Реан. - Москва [и др.] : Питер, 2016. - 286 с.
5.Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: ЭКСМО, 2000. – 240 с.