Фрагмент для ознакомления
2
Работа с автором художественной литературы имеет свои особенности, вытекающие из специфики художественной литературы как вида искусства. Редактор не только использует специальные критерии оценки произведения, методику анализа текста, но и учитывает некоторые особенности художественного творчества.
Прежде всего, необходимо отметить в этой связи особенности организационной работы. Как и в случае с произведениями других видов литературы, редактор оказывает определенное влияние на тематическую, конкретную структуру репертуара изданий. Однако если при издании других видов литературы (справочной, учебной, научно-популярной и т. д.) он может начать работу над будущей книгой с изучения плана проспекта, то в этом случае ситуация иная. Редактор художественной литературы, как правило, имеет дело с готовой рукописью и только после этого происходит первая «личная» встреча с автором. Поэтому одним из важнейших аспектов организационной работы в данном случае является поиск и отбор рукописей для публикации. Редактор издательства «Детская литература» С. Н. Боярская пишет: «То, что принято называть редактированием: работой над текстом, над языком, — часто является лишь последующим, заключительным этапом работы. Один из первых и основных процессов Работа в редакции художественной литературы для среднего и старшего возраста – это отбор рукописей для публикации». Практика других издательств говорит о том же.
Организующая роль издательства определяется отбором ранее опубликованных произведений для выпуска сборников — тематических, авторских и т. д. — или для подготовки репринтов отдельных произведений. Например, издательство «Детская литература», формируя поток изданий для детей, порой открывает не только читателям, но и самим писателям новые грани их творчества. «Стараниями издательства в детской литературе постоянно участвуют мастера взрослой прозы, и роль редактора здесь велика... Так готовились сборники рассказов К. Паустовский, Ю. Нагибин, Е. Носова, А. Платонов, избранные рассказы В. Астафьевой «Последний поклон», В. Тендряковой «Весенние перевертыши», Б. Васильевой «Не стреляйте в белых лебедей» и других близких писателей. нашим детям и детским героям с точки зрения проблем».
Публикации в журналах и газетах являются важным источником выявления новых произведений и новых имен. Редакторы художественной литературы должны внимательно следить за текущей периодической печатью, чтобы, основываясь на мнении критиков, отзывах читателей и собственном опыте, дать долгую жизнь в книгах всему, что вносит значительный вклад в развитие художественной культуры.
Но отбор ранее опубликованных произведений для переиздания – лишь одно направление формирования тематических планов.