Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сущность исполнительной власти в России и ее организация, а также полномочия Правительства Российской Федерации, представляют собой предмет активного обсуждения и изучения в современном политологическом дискурсе. В контексте динамичного развития государственных институтов и стремительных перемен как на внутренней, так и на международной арене, анализ исполнительной власти в России становится особенно актуальным.
Цель настоящего реферата состоит в систематизации и обобщении информации о структуре, функциях и полномочиях исполнительной власти в России, с особым уклоном на Правительство Российской Федерации. В рамках этой цели поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать исторический контекст формирования исполнительной власти в России, начиная с императорского периода и заканчивая современным этапом развития государства.
2. Изучить организационную структуру Правительства России, включая его ключевые органы и их функции.
3. Рассмотреть полномочия Правительства России в различных сферах государственной деятельности, включая законодательную, экономическую, социальную и внешнеполитическую.
Методологическая основа данного исследования включает в себя анализ научной литературы, законодательных актов, официальных документов, а также сравнительный анализ международного опыта организации исполнительной власти.
Таким образом, реферат стремится предоставить всестороннее и глубокое понимание организации и полномочий исполнительной власти в России, а также выявить ключевые аспекты ее роли и функций в современном обществе.
Формирование и организация исполнительной власти
История формирования исполнительной власти в России простирается на протяжении многих веков и тесно связана с трансформацией общества и социально-экономическими изменениями. Этот процесс имеет несколько ключевых стадий, начиная с основания Древнерусского государства в IX-XII веках.
Первая стадия формирования исполнительной власти связана с появлением княжеской дружины, которая была первым органом исполнительной власти. В этот период Великий князь консолидировал в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власти, став "главой администрации". Исполнительная власть представляла собой десятичную систему, где бояре, старшие дружинники и другие слуги князя удовлетворяли его нужды, а местные князья выполняли указания великого князя, включая сбор налогов и дани.
Со временем исполнительная власть стала централизовываться, и в Большом дворце сосредоточились дьяки, приказчики, стольники и другие придворные чины. Вторая стадия формирования органов исполнительной власти в России, которая охватывает период с XV по XVIII века, отмечена значительными изменениями в системе управления государством. В это время произошло формирование Государева Двора и создание приказов как органов центрального управления. Начало XVI века стало периодом начала приказной системы, однако она была недолговечной из-за своей сложности и несоответствия требованиям, предъявленным Петром I. В результате с 1717 по 1722 годы приказная система была заменена на одиннадцать коллегий, которые стали центральными административными органами и сменили устаревшую структуру исполнительной власти. Создание коллегий стало важным этапом в централизации государственных органов управления, при этом была введена практика коллегиального принятия решений и разделения ведомств.
В конце XVIII века в Российской империи начались переломные события, которые заставили правительство обратить внимание на улучшение системы государственного управления. Это привело к созданию тайного ведомства — Негласного комитета во времена правления Александра I. Основной задачей Негласного комитета стало совершенствование государственного аппарата и установление эффективной административной системы.
Третья стадия создания и развития органов исполнительной власти, охватывающая период с IX до начала XX века, остается малоизученной из-за недостатка информации в научных исследованиях. Тем не менее, историки и правоведы выделяют несколько временных отрезков, связанных с реформированием исполнительной власти. Первое реформирование произошло с 1802 по 1857 годы, когда был издан манифест «О учреждении министерств», что стало важным шагом в развитии органов исполнительной власти в России.
Многие историки рассматривают министерскую реформу 1802 года как первый важный этап в развитии и формировании органов исполнительной власти в России. Результатом этой реформы стало создание восьми министерств, включая министерства народного просвещения, юстиции, морского и военного дела, коммерции, финансов, иностранных дел и внутренних дел. Одним из основных отличий министерств от коллегий стал принцип единоначалия, при котором министр обладал полной властью в своем министерстве и нес ответственность перед царем.
Другим важным результатом изменений в исполнительной власти стало основание Комитета министров. Этот орган стал высшим совещательным и распорядительным органом Российской империи, занимавшимся анализом и решением вопросов, не входящих в компетенцию отдельных министерств или требующих взаимодействия нескольких ведомств.
Во второй половине XIX века система исполнительной власти вновь претерпевает изменения, что отражается на реформировании правовой базы