Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В системе государственного управления выделяются отдельные должности государственного управления, деятельность которых вносит существенный вклад в управление государством в целом.
Среди этих должностей государственного управления особого внимания заслуживает должность главы государства. Глава о Президенте Российской Федерации открывает перечень глав Конституции, устанавливающих место федеральных органов государственной власти в системе государственной власти и их компетенцию.
Президент Российской Федерации как институт государственной власти представляет собой важнейшее звено всей системы государственного управления.
Выбранная сегодня тема особенно актуальна в связи со значительным увеличением роли Президента в правительстве и усилением его влияния, в частности, на другие институты государственной власти. Президент Российской Федерации является главой Российского государства, гарантом Конституции Российской Федерации.
1.Конституционный статус главы государства
Конституционный статус главы государства России – Президента Российской Федерации – установлен статьей 80 Конституции Российской Федерации. Согласно этой статье, президент является главой государства и является его символом. Он также является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
Основные полномочия Президента России определяются Конституцией и законами. Среди них организация и руководство деятельностью федеральных органов власти; назначение и освобождение от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти; утверждение безопасности, обороны и внешней политики страны; внесение в Государственную Думу федерального бюджета и международных договоров; принимать решения об амнистии и помиловании и т.д.
Президент России также является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны и может объявить войну, если Россия или ее союзники подвергнутся нападению. Он также является главнокомандующим полицией страны и другими правоохранительными органами.
Важной обязанностью Президента является защита прав и свобод граждан. Он может вводить особый порядок в местах, где нарушен общественный порядок и безопасность граждан. Он также может объявить чрезвычайное или военное положение, если безопасность государства находится под угрозой.
Кроме того, Президент имеет право распустить Государственную Думу в случаях систематического нарушения Конституции или федерального закона. Он также может вносить предложения по внесению изменений в Конституцию и проводить референдумы по вопросам государственной важности.
Механизм подотчетности Президента России предусмотрен статьей 93 Конституции Российской Федерации. Он может быть отстранен от должности в порядке импичмента, в специальной процедуре, проводимой по итогам расследования или в случаях грубого нарушения Конституции и федеральных законов.
Также в случае состояния здоровья, не позволяющего Президенту осуществлять свои функции, он может быть лишен полномочий по решению Конституционного Суда или Федерального Собрания.
Таким образом, конституционный статус главы государства – Президента России – очень важен и наделяет его большим количеством полномочий по защите государственных интересов и обеспечению общественного порядка в стране. Основным механизмом ответственности является импичмент, который гарантирует защиту Конституции и интересов государства, а также поддерживает принцип разделения и баланса властей внутри государства.
Статья 83 Конституции закрепляет важнейшие кадровые и некоторые другие полномочия Президента Российской Федерации. Компетенция Президента Российской Федерации осуществляется по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Во взаимодействии со всеми ветвями власти наибольшим количеством полномочий в отношении органов исполнительной власти обладает Президент Российской Федерации. Эти полномочия дают Президенту Российской Федерации возможность формировать Правительство Российской Федерации и контролировать его работу. Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации. Хотя такое назначение производится с согласия Государственной Думы, последнее слово остается за главой государства (ст. 111 Конституции).
Право Президента Российской Федерации председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации не ограничивается формальным ведением заседаний, в отдельных случаях он может брать на себя руководство Правительством Российской Федерации, давать прямые советы; приказы и указания всем членам Правительства Российской Федерации с учетом того, что ряд министров так называемого "силового блока" - министры обороны, внутренних дел, иностранных дел и юстиции - находятся в непосредственном подчинении ему
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации от 2 дек. 1993 г.: в ред. Законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос Федерации от 30.12.2008 г. №6-ФКЗ и №7-ФКЗ // Рос. газ. - 2009. - 21 янв.
2. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: ФЗ РФ от 18.05.2011 №51-ФЗ: принят Гос. Думой Рос. Федер. 22.04.2011 г.: в ред. ФЗ РФ от 04.10.2011 № 263-ФЗ // Рос. газ. - 2021. - 08. окт.
3. Алехичева, Л. Г. Президент и правительство / Л. Г. Алехичева // Журнал российского права. - 2021. - №2. - С. 50-53
4. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации. / М. В. Баглай - М.: Инфра-М, 2212. - 752 с.
5. Башкирова, Е. И. Президент: феномен общественной поддержки / Е. И. Башкирова // Социс. - 2022. - №9. - С. 29-36
6. Веденеев, Ю. А. Развитие избирательной системы в Российской Федерации / Ю. А. Веденеев // Журнал российского права. - 2021. - №6. - С. 10 - 13