Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение................................................................................................................... 3
Специфика работы над созданием художественного образа в классе
специального фортепиано ...................................................................................... 4
Заключение ............................................................................................................ 11
Список литературы ............................................................................................... 12
Фрагмент для ознакомления
2
Специфика работы над созданием художественного образа в классе
специального фортепиано
Ведущей функционально-значимой величиной процесса формирования
навыка создания и передачи художественного образа произведения
выступает музыкально-образное мышление, как возможность создания и
оперирования образными характеристиками в процессе восприятия
музыкального произведения, реализация которого осуществляется
механизмом образного представления через специально организованную
целостную системно-методическую деятельность, направленную на их
осмысление и интерпретацию.
Обеспечение результативности педагогической деятельности в аспекте
работы над созданием художественного образа произведения возможно
благодаря многим факторам, в числе которых ведущим выступает
специальный дидактический репертуар, создаваемый композиторами разных
эпох и художественных направлений непосредственно для детского
восприятия. Среди многочисленных примеров такого специализированного
авторского подхода к детской музыкальной литературе особым ее видов
являются циклы фортепианных миниатюр, представленные в виде детских
альбомов. Детские музыкальные альбомы являются специфическим явлением
музыкальной культуры, возникшем в XIX столетии и выступающим
средством приобщения детей к миру музыкального искусства [9].
Данные произведения предназначаются как для развития
художественных способностей в процессе восприятия, так и непосредственно
для самостоятельного исполнения произведений юными музыкантами.
Детские альбомы отличаются высокими художественными достоинствами,
подчёркиванием тонкого мастерства композиторов, что позволяет
познакомить детей с разнообразным характером музыкальных произведений,
подготавливает их к дальнейшему обучению музыкальному искусству,
расширению их музыкального кругозора [8].
5
Понять и передать тот художественный образ, который заложен в
пьесах из детских альбомов, ребенку несколько легче, поскольку с
педагогической стороны детские альбомы создавались композиторами на
основе их всестороннего изучения и анализа детского поведения в тех или
иных ситуациях, являлись яркой иллюстрацией особенности жизни ребёнка
во всём его многообразии. Детские фортепианные альбомы открывают мир
музыкального искусства для начинающих музыкантов, являясь одним из
основных проводников в мир звуков и музыки. Произведения детских
фортепианных альбомов формируют музыкальное мышление, при помощи
музыкальных образов, знакомят детскую аудиторию с музыкальными и
человеческими идеалами, позволяют сформировать собственные интересы,
развивают критическое мышление, способность к анализу и отбору
материалов и фактов, что является важнейшими навыками в их дальнейшей
взрослой жизни [3].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. - М.: Музыка,
1988. 415 с.
2. Аникеева А.Г., Калантарян Л.А. Развитие образного мышления
младших школьников в процессе слушания музыки // Актуальные
исследования. № 11 (90). 2022. - С. 91-92.
3. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка / Н. Ветлугина - М.:
Просвещение, 1968. - 415 с.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /
Л.С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991. – 93 с.
5. Кабалевский, Д. Б. Основные принципы и методы программы по
музыке для общеобразовательной школы / Д. Б. Кабалевский // Программы
общеобразовательных учреждений. Музыка. 1–8 классы / под рук.
Д.Б. Кабалевского. – М. : Просвещение, 2006. С. 5 ‒18
6. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия / Е.О.
Назайкинский - М.: Музыка, 1972. - 83 с.
7. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Под
ред. Г.М. Цыпина. – М., 2003. – 366 с.
8. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. – М., 1997. – 397 с.
9. Тарновская Т.К. Русский авторский фортепианный альбом для
детей (от Чайковского к Прокофьеву) // Мир науки, культуры, образования,
№ 2 (51), 2015. - С. 231-233.