Фрагмент для ознакомления
2
1.1. Особенности и принципы работы с одаренными детьми
Одаренный ребенок - это ребенок, который отличается от других детей и имеет наиболее очевидные или выдающиеся способности в той или иной деятельности.
В настоящее время многие психологи считают, что развитие одаренности – это результат взаимодействия наследственных факторов и социальной среды, опосредованной деятельностью ребенка. Естественно, что огромное значение имеет собственная активность индивида и психологические механизмы развития личности.
Одаренный ребенок часто обладает хорошей памятью, которая сопровождается ранним развитием речи и абстрактного мышления. Такие дети активно пользуются накопленными знаниями. У них отмечается большой словарный запас, они умеют строить сложные речевые конструкции и ставить вопрос. Одаренные дети любят читать книги, энциклопедии, играют чаще в интеллектуальные игры.
Практика показывает, что более эффективный метод взаимодействия родителей, учителя, воспитателя или преподавателя с одаренным ребенком – это индивидуальные занятия, направленные на его самостоятельную работу с материалом.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно использовать в работе разноуровневые и творческие задания, консультации, игры, дискуссии.
Очень важны предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, различные конкурсы и викторины, словесные игры и забавы, проекты по различной тематике, ролевые игры, индивидуальные творческие задания. На них ребенок будет видеть свои результаты, оценивать свою деятельность. Это возможность реализовывать свои способности в действия и результаты.[5]
На основе этого выделяют такие принципы в работе с одаренными детьми:
• принцип индивидуализации обучения (наличие индивидуального плана обучения – высший уровень);
• принцип опережающего обучения;
• принцип комфортности в любой деятельности;
• принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся;
• принцип возрастающей роли внеурочной деятельности;
• принцип развивающего обучения;
• принцип добровольности. [2]
Содержание работы с одаренными детьми:
1. Диагностика. Например, изучение диагностических методик и их использование для определения интеллектуальных и творческих способностей, изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования, наблюдения и собеседования, приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.
2. Создание благоприятных условий для реализации творческого и интеллектуального потенциала у одаренных детей. Например, привлечение детей на школьные олимпиады, конкурсы, соревнования и другие интеллектуальные и творческие игры.
3. Развитие творческих и познавательных способностей. Например, применение в практике работы с одаренными детьми таких приемов, как: творческие ответы, выполнение творческих тематических заданий, выполнение проблемных поисковых работ, выступления в лекторских группах, назначение ответственными за проведение предметных недель, увеличение сложности заданий, интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
4. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности. Например, создание доски почета или успехов учеников, вынесение успешных результатов на родительские собрания, линейки и классные часы, организация грамот и поздравлений родителям, освобождение от контрольных или переводных экзаменов победителей. [1]
Так же необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учёта индивидуальных достижений обучающихся при приёме в вузы.[3]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. « Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадриков, М., 1998.
2. Клименко В. В. «Психологические тесты таланта. Харьков 1996
3. Попова Л.В. «Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности», М., 1993
4. «Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н.С. Лейтеса, М., 1996.
5. С.С. Степанов. «Психологический словарь для родителей», М., 1996.
6. Теплов Б. М. «Проблемы индивидуальных различий» М, 1961,
7. Терасье Ж.К. «Сверходаренные дети», М., 1999
8. «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт», утвержден приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки РФ
9. Экземплярский В. М. «Проблема школ для одаренных», М., 1977
10 Электронный ресурс Министерства образования и науки. сайтhttp://standart.edu.ru/.