Фрагмент для ознакомления
2
Проекты "Один пояс, один путь" в энергетике, ИКТ, производстве (индустриальные парки и торговые зоны) и транспорте (железные дороги, автомобильные дороги, порты и аэропорты) направлены на вертикальную интеграцию производственных цепочек поставок КНР, технологической инфраструктуры и транспортных сетей. Усилия включают технологическую и финансовую интеграцию, которая расширяет использование цифровых платформ и валюты Китая. Она направлена на расширение присутствия компаний КНР за рубежом, создание новых рынков для товаров и услуг Китая и обеспечение доступа к иностранным источникам сельского хозяйства, энергии и стратегических товаров. Проекты также направлены на развитие внутренних регионов Китая, трудоустройство работников КНР за рубежом и разгрузку избыточных промышленных мощностей.
На форуме "Один пояс, один путь" в 2023 году лидер Китая Си Цзиньпин подчеркнул, что приоритетными направлениями являются ”высококачественное развитие"; интермодальная и зеленая инфраструктура; пилотные зоны цифровой торговли; научно-техническое сотрудничество; “система оценки соответствия” для борьбы с коррупцией; и сотрудничество в области энергетики, налогообложения, финансов, аналитических центров, СМИ и культуры. В 2021 году Си Цзиньпин представил на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций (ООН) Глобальную инициативу в области развития (GDI), призванную дополнить “Один пояс, один путь" "малыми и умными” проектами развития. На сегодняшний день проекты GDI касались продуктов питания и медицины [11, C. 75].
Эти проекты реализуются уже достаточно продолжительное время и можно констатировать, что, несмотря на серьезные экономические вложения и на отсроченное получение прибыли, они показали очень хороший экономический эффект.
Опыт этих проектов был учтен при реализации транспортных проектов в России. В последние годы в России появились десятки инфраструктурных мегапроектов. Построена скоростная трасса из Москвы в Санкт-Петербург М-11 «Нева» (669 км, 520 млрд. руб.), а также трасса М-12 «Восток» от Москвы до Казани (800 км, 900 млрд. руб.), трасса «Таврида» по Крымскому полуострову (250 км, 166 млрд. руб.), Крымский мост через Керченский пролив (20 км, 228 млрд. руб.), Русский мост во Владивостоке через пролив Босфор Восточный (3,1 км, 32,5 млрд. руб.).
В стране появились новые морские порты и существенно модифицированы существующие: арктический круглогодичный порт Сабетта, Усть-Луга, Бронка и Высоцк на Балтике, порты Новороссийска и Тамани на юге. Кроме того, построены новые аэропорты: «Гагарин» в Саратове, «Жуковский» в Москве, «Ремезов» в Тобольске, «Платов» в Ростове-на-Дону.
Идет модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей, а также перевод железнодорожной инфраструктуры на Сахалине на общероссийскую колею.
В настоящее время в РФ активно развивается транспортный коридор «Север–Юг». Протяженность коридора в зависимости от маршрута: 6165 - 7992 км. Три маршрута: транскаспийский (через порты Астрахани и Махачкалы); западный (по Азербайджану до пограничной станции Астара на границе с Ираном); восточный (из России через Центральную Азию с выходом на железнодорожную сеть Ирана). Срок прохождения грузов от 15 до 24 дней. Есть экологический эффект - выбросы парниковых газов уменьшатся на 25% за счет сокращения пути.
Коридор «Восток-Запад». Его основа - Транссибирская магистраль, двухпутная, электрифицированная ЖД линия, протяженностью около 10 тыс. км., технические возможности позволяют освоить объемы перевозок грузов до 100 млн. тонн в год, в том числе международного транзита в контейнерах на уровне 200-300 тыс. TEU из стран АТР в Европу и Центральную Азию. Предназначен для выхода грузов из российских портов на границы Китая, Монголии, КНДР, Казахстана. Основное внешнеторговое направление РФ. Служит стимулом для развития торговли стран ЕС и Азии. Быстрый, надежный и доступный.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Винокуров Е. Ю., Лобырев В. Г., Тихомиров А. А., Цукарев Т. В. Транспортные коридоры Шелкового пути: потенциал роста грузопотоков через ЕАЭС. Доклад № 49. СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2018. 71 с. 4. Винокуров Е. Ю., Лобырев В. Г., Тихомиров А. А., Цукарев Т. В. Транспортные коридоры Шелкового пути: анализ барьеров и рекомендаций по направлению инвестиций. Доклад № 50. СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2018. 50 с.
2. Владыка М.В., Ваганова О.В., С.А. Кучерявенко и Н.И. Быканова, Анализ показателей эффективности экономики макрорегиона (на примере Центрального федерального округа)// Социальные Науки (Пакистан), том 11, № 15, 2016, стр. 3728-3733.
3. Глаголев С.Н., Ваганова О.В. Специфические детерминанты структурирования экономики с учетом фактора интеграции//World Applied Sciences Journal, 2013, том 24, № 10, стр. 1322- 1329
4. Книга участника реализации национальных проектов, второе издание 2019 года, URL https://pravitelstvorb.ru/lonelyfiles/20190416-2.pdf )
5. Ли, Ж. Строительство трансграничного железнодорожного коридора между восточными частями Китая и Россией//Академический журнал Северо-Восточной Азии, 2019, № 1, 22–35.
6. Лукин, А. Китайско-российское сотрудничество как основа Большой Евразии//Человеческие вопросы – постдисциплинарные гуманитарные и социальные науки, 200, № 30 (2), 174–188. doi: 10.1515/humaff-2020-0017
7. Мехдиев Е., Пашковская И., Такмакова Е., Смирнова О., Садыкова К., Полторыхина С. Сопряжение инициативы «Пояс и путь» и Евразийского экономического союза: проблемы и перспективы развития. //Экономика, 2019, № 7 (4), 1–15. дои: 10.3390/economies7040118
8. Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. № 1050, URL: http://www.consultant.ru/document / const_doc_LAW_206009 /
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 июня 2018 г. № 4072 п-П6 «Методические указания по разработке национальных проектов». URL: https://docs.cntd.ru/document/550517324
10. Сазонов С.Л., Сяо К. Анализ создания китайско-российского и евразийского транспортного коридора//Исследование Сибири, 2018, № 5, 30–38.
11. Сафранчук И. А., Махмудов Р. Б. Транспортная связанность и международные процессы в Евразии: проблемы и противоречия // Мировая экономика и международные отношения. 2021. Т. 65, № 10. С. 24–32.