Фрагмент для ознакомления
2
По поручению его Еразма было создано по крайней мере три произведения. В своем «Молении к царю» Ермолай-Еразм пишет: «благословением превеликаго всея России архиерея, Макария митрополита, составих три вещи от древних драги» (Шляпкин. Ермолай Прегрешный новый писатель эпохи Грозного, с. 566).
Мнения ученых не совпадают, о каких именно трех произведениях пишет здесь Ермолай-Еразм. Если считать, что в них сообщается об историческом прошлом («от древних»), можно из числа произведений Ермолая-Еразма выбрать Повесть о Петре и Февронии и Повесть о епископе Василии. Тема их связана с историческим прошлым Руси.
Кроме того, они удовлетворяют и второму признаку, названному Еразмом., – возниквновение рассказов с муромской тематикой определено было писательской деятельностью в связи с собором 1547 г., на котором были канонизированы муромские святые: поэтому и можно думать, что созданы они были по поручению митрополита Макария. Повесть о Петре и Февронии была написана как жизнеописание муромских святых Петра и Февронии, а содержание Повести о епископе Василии было упомянуты в Житии Константина, муромского князя, и его сыновей. Вопрос о третьем произведении остается дискуссионым.
Время работы над этими произведениями было для Еразма. наиболее подходящим и для его творчества, и в его церковной карьере, но оно оказалось очень кратковременным. Уже в «Молении к царю» (напечатано И. А. Шляпкиными в кн. Р. П. Дмитриевой), которое исследователи датируют концом 40-х – началом 50-х гг., Ермолай-Еразм жалуется на притеснения и агрессивное отношение к себе со стороны царских вельмож.
Видимо, скоро и со стороны Макария случилось охлаждение к его писательскому таланту. Макарию явно не понравились написанные Еразмом произведения на муромскую тему. Он не захотел вводить Повесть о Петре и Февронии в собиравшийся в это время новый сборник Великих Миней Четиих, а текст Повести о епископе Василии был существенно переработан, прежде чем его применили в составе Жития князя Константина, которое было написано другим автором, по всей вероятности, в 1554 г.
Ермолай-Еразм имел непосредственные контакты с влиятельными церквями и политиками своего времени, но он не принадлежал к какой-либо определенной группе, он был одинок. Исследователи не могут отнести его к идеологическим и политическим течениям, существовавшим в то время, принимая во внимание социально-политические и религиозные взгляды писателя. В его трудах, с одной стороны, прослеживаются идеи, близкие нестяжателям, а с другой, исследователь отмечает наличие концепции иосифлян в вопросе взаимоотношений церкви и королевской власти, без поддержки определенных политических группировок он сам не смог бы сыграть важную роль [7].
Возлагаемые публицистом надежды на царя как на главную силу, способную установить как социальную справедливость, так и его личную судьбу, не оправдалась. По-видимому, было невозможно преодолеть неблагоприятную ситуацию, в которой Еразм пожаловался императору. Как видно из появления 2-го имени в списке некоторых его работ, в начале 60-х годов он дал монашеский обет ("Ермолай, под именем Еразм"). Его имя как писателя было известно в 60-е годы, но позже о нем забыли, и его творчество переписали как анонимное.
Благодаря счастливому стечению обстоятельств, сейчас мы имеем относительно полное представление о творчестве Ермолая-Еразма, его произведения (кроме писем) написаны самим автором 2 сборника, 1 из которых был издан в 50-х годах (рук. ГПБ, Солов. Собрание № 257 (307)), второе относится к 60-м годам, после того, как он стал монахом. Если сравнить состав сборника, то можно увидеть, что, став монахом, Ермолай-Еразм отошел от общественно-политической жизни и устремил внимание на вопросах церковного вероучения. Однако следует отметить, что он не отказался от идеи, заложенной в линейку: скопировать эту работу во 2-е собрание своих сочинений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова М. В. Поучения в творческом наследии Ермолая-Еразма // Православие и отечественная культура: наука, образование, искусство. Материалы VII Всероссийского образовательного форума, посвященного памяти свт. Феофана Затворника. Т. 1. Орел, 2006. С. 153-160.
2. Антонова М. В. «Троичество и единство» в трудах книжника XVI В. Ермолая-Еразма //Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2015. – №. 2. – С. 106-111.
3. Антонова М. В. Творчество Ермолая-Еразма — писателя XVI века. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. М., 1989
4. Гладкова О. В. К вопросу об источниках и символическом подтексте" Повести от жития Петра и Февронии" Ермолая-Еразма //Герменевтика древнерусской литературы. – 2008. – №. 13. – С. 537-569.
5. Дмитриева Р. П. Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный) //Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л. – 1988. – №. 2. – С. 221.
6. Клибанов А. И. Сб. соч. Ермолая-Еразма. — В кн. «Труды Отдела древнерусской литературы». М.— Л., 1960, т. 16, с. 178—207
7. Колесникова Т. А. Общественно-политические взгляды Ермолая-Еразма //Труды Отдела древнерусской литературы. – 1953. – Т. 9. – С. 255.
8. МИХАЙЛОВА М. ЧЕЛОВЕК В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЕРМОЛАЯ-ЕРАЗМА //Вестник Литературного института им. АМ Горького. – 2009. – №. 2. – С. 33-37.
9. Ржига В. Ф. Кто был монах Еразм? //ИОРЯС АН. СПб., 1916. Кн. 2. С. 5-12.
10. Ржига В. Ф. Литературная деятельность Ермолая-Еразма // JI3AK. Т. 33. JI., 1926.