Фрагмент для ознакомления
2
Если раб заболевал, то ему предоставлялась полная свобода умирать. Предания, обычаи и античные законы освящали политику жестокого обращения с рабами.
Лишь во время важных празднований рабы получали некоторую свободу, в частности, они имели право надевать шапку отпущенников и садиться за стол своих господ, причём последними иногда даже оказывались им почести. Всё остальное время рабы находились в ситуации полного бесправия и злоупотребления.
Многие античные господа использовали цепи, кандалы, палки, бичи для усмирения своих рабов. Нередко случалось, что господин приказывал бросить раба в колодец или печь или посадить на вилы. Раба воспринимали в качестве грубого существа, лишенного чувств. Соответственно, все наказания для рабов должны были носить ужасный, мучительный характер. Их мололи в мельничных жерновах, облепляли головы смолой и сдирали кожу с черепа, рабы подвергались обрубанию носов, губ, ушей, рук, ног, использовалась бесчеловечная практика подвешивания голых рабов на железных цепях, их распинали на крестах.
Согласно историческим источникам, несколько более легким могло быть положение тех рабов, которые служили в богатых домах, занимались внутренним обслуживанием господского дома, что собственно мы и видим в комедиях Менандра.
Также важно обратить внимание на тот факт, что в комедии «Третейский суд» отразились изменения в понимании древнегреческим обществом проблемы и роли судьбы в жизни человека. Показательна сцена в 5 акте, где появляется Смикрин, еще ничего не знающий, в сопровождении старой кормилицы. Встречает их Онисим. В насмешках Онисима звучат идеи эпикурейской философии; раб разъясняет Смикрину, что счастье и несчастье приходят к человеку не от богов, а от его собственного нрава:
О нас, выходит, боги не заботятся?
Напротив! В каждого они надсмотрщиком
Внедрили нрав его. Наш постоянный страж,
Он губит тех, кто плохо с ним обходится,
Других же милует. . . Вот он и есть наш бог!
И счастья и несчастья он причиною!
Его и ублажай, отнюдь не делая,
Чтобы счастливым быть, ни зла, ни глупостей .
Эпикуреисты полагали, что человеку следует обрести независимость от общества и природы, свобода для них считалась отклонением от мира. А для стоиков высший смысл существования человека заключается в том, чтобы жить в согласии с природой. Высшая мудрость заключается в физическом и духовном следовании в согласии с природной необходимостью. Человек кроме представления также обладает разумом, логически стройным мышлением, которое дает ему возможность охвата всего природного порядка. Разум дается человеку для того, чтобы он мог более совершенно руководить собственными действиями. После того, как влечения человека перестают быть безотчетными, выступают в качестве разумной воли, происходит реализация человеческой природы. Подобные представления о мире были типичны для эпохи Менандра.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Валлон А. История рабства в античном мире. Смоленск, 2005. http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1335089621
2. Васильевский М. Г., Липовский А. Л., Тураев Б. А. Рабство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
3. Гиленсон Б.А. История античной литературы. Режим доступа: http://oldevrasia.ru/library/Boris-Aleksandrovich-Gilenson_Istoriya-antichnoy-literatury--Kniga-2--Drevniy-Rim/25
4. Ленцман Я.А. Рабство в микенской и гомеровской Греции.// https://books.google.ru/
5. Лосев А.Ф. Античная литература. – Режим доступа: http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/losev/index.htm
6. Менандр. Третейский суд. – Режим доступа: http://lib.ru/POEEAST/MENANDR/menandr1_3.txt
7. Менандр. Брюзга. – Режим доступа: http://lib.ru/POEEAST/MENANDR/menandr1_1.txt
8. Ярхо В. Менандр – поэт, рожденный заново. – Режим доступа: http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/articles/yarho-menandr/menandr-1.htm