Фрагмент для ознакомления
2
Мир, созданный в литературе Андреем Платоновым полон разных ярко выраженных мотивов, настроений и образов, которые при этом объединены какой-то единой мыслью писателя. По мнению С.Г. Семеновой: «В случае с Платоновым можно говорить об особом мотивном мышлении, ярко запечатленном в его творчестве. Художественно-философский мотив — излюбленный, стяженно-поэтический способ выражения авторской мысли, различных сторон его мироощущения. Наверное, самой верной ариадниной нитью в нашем очарованном блуждании среди поражающих и озадачивающих персонажей и речей, мотивов и образов платоновского мира может служить та «идея жизни», которую сам писатель считал как бы генетической программой всего своего творчества в многообразии его живых побегов, больших и малых.» (Семенова С. Г. Философский абрис творчества А. Платонова // Семенова С.Г. Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов. Поэтика-Видение мира -Философия. М., 2001. С. 471).
В его «идеи жизни», уложенной в основу авторской системы мировоззрения, сошлись и христианская традиция, и пролетарская идеология.
Его личный жизненный опыт трудной поры детства и взросления, полный нужды, голода и лишений, определил основные интересы платоновской литературы в области насущных вопросов бытия и смерти с акцентом на конкретной человеческой судьбе, Это нашло для Платонова подтверждение и опору дальнейшего развития художественного мировоззрения в работах Достоевского (у которого в литературе - нравственные вопросы перед своими героями, их внутренняя борьба, страхи, желания, сложность морального выбора, спор между верой и сомнением, поиск смысла жизни), Горького с его силой воли и духа человека, темой свободы и отражением быта и нравов представителей разных слоев общества; Федорова (в творчестве которого активно-христианская мысль выражается в демонстрации человека как социально-творческого существа, приверженца эволюции, которому Бог дал разум для управления природой, и реализующего заложенную в него программу любви).
Таким образом, «идея жизни» у А. Платонова связана с « с тем новым сознанием, стремящимся свести человечество с орбиты дурной бесконечности рождений, вытеснения и смерти, с тем онтологическим заданием преобразить природу мира и самого себя, которые ярко обнаружили себя и в активно-христианской мысли Федорова и Вл. Соловьева, и в прометеистском варианте пролетарской идеологии.»(Семенова С. Г. Философский абрис творчества А. Платонова // Семенова С.Г. Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов. Поэтика-Видение мира - Философия. М., 2001. С. 472). В произведениях Платонова активно присутствует смерть. «Корова смотрела вбок на мальчика и молчала, жуя давно иссохшую, замученную смертью былинку», «Цветы, казавшиеся задумчивыми от своей замедленной смерти, стояли через каждые полметра, и от них исходило посмертное благоухание» (Платонов А. Рассказы и повести 1920-30-х годов (Песчаная учительница. Сокровенный человек. Епифанские шлюзы. Фро. Река Потудань и др.).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Кожевникова Н. Превращения слова в прозе А. Платонова // Журнал «Русский язык», - 2022. - № 48 — URL:https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200204804.
2.Платонов А. Пролетарская поэзия//Кузница. 1922. №9. С. 31
3.Платонов А. «…Я прожил жизнь» (письма, 1920–1950 годы). - Волга, 1975 г., с. 172
4.Платонов А. Рассказы и повести 1920-30-х годов (Песчаная учительница. Сокровенный человек. Епифанские шлюзы. Фро. Река Потудань и др.)
5.Семенова С. Г. Философский абрис творчества А. Платонова // Семенова С.Г. Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов. Поэтика-Видение мира -Философия. М., 2001. С. 471-507.http://padabum.net/d.php?id=48279
6.Бочаров С.Г. «Вещество существования» (Мир Андрея Платонова) // Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985. С. 249-296.https://imwerden.de/pdf/bocharov_o_khudozhestvennykh_mirakh_1985_text.pdf
7.Яблоков Е. О типологии персонажей А. Платонова // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. М.: Наследие; Наука, 1994. [Вып. 1] http://platonovseminar.ru/docs/science/EA_4.pdf