Фрагмент для ознакомления
2
Базовые потребности ребенка дошкольного возраста и экологичные способы их закрытия
Каждый этап развития ребенка сопровождают потребности, удовлетворение которых является главным условием здорового и гармоничного развития его психики.
Потребность – это нужда, надобность в чем-либо. В психологии потребность рассматривается как психическое явление отражения объективной нужды личности в чем-либо.
Выделяются две группы базовых психологических потребностей ребенка: первичные и специфичные для определенного возраста.
Базовые потребности – это потребности, которые характерны для детей в любом возрасте. К ним относятся потребность в безопасности, потребность в любви и принятии со стороны родителей и взрослых.
Специфичные потребности – это потребности детей определенного возраста. Данные потребности определены особенностями возраста, социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью.
Дошкольный возраст – это период формирования личности ребенка от трех до 7 лет. Для детей данного возраста характерны базовые и специфичные потребности.
К базовым потребностям относятся:
1. Потребность в безопасности.
2. Потребность в любви и принятии.
Потребность в безопасности является одной из главных, она представляет собой стремление ребенка к уверенности в стабильности окружающего мира, а также в том, что близкие люди всегда защитят его в случае угрозы. Удовлетворение данной потребности возможно только в условиях любви и принятия со стороны родителей. Неправильное поведение родителей в виде безразличия, отсутствие внимания способствует формированию у ребенка тревоги, страхов, агрессии.
По мнению А. Маслоу, удовлетворенность потребности в безопасности в детстве является основой актуализации остальных базовых психологических потребностей человека и, следовательно, условием успешного развития его личности. Он подчеркивал, что у детей потребность в безопасности проявляется в стремлении к постоянству и упорядоченности повседневной жизни. Чувство защищенности для ребенка связано с предсказуемостью событий и структурированностью окружающего мира. Главная роль в обеспечении этих условий принадлежит родителям. В связи с этим А. Маслоу отмечал: «Всякая несправедливость и проявление непоследовательности, непостоянства со стороны родителей вызывают у ребенка тревогу и беспокойство».
Потребность в любви и принятии – это потребность, в основе которой лежит желание ребенка чувствовать доброжелательное отношение близкого взрослого, безусловное принятие с его стороны, стремление ощущать свою нужность другому.
Автор концепции детского общения М.И. Лисина полагала, что за каждой из трех групп мотивов общения ребенка со взрослым лежат определенные потребности. Основой мотивов общения является потребность ребенка в признании и поддержке. В дошкольном возрасте ведущими являются познавательные и деловые мотивы общения со взрослыми и сверстниками, но при этом важное место занимают личностные мотивы, потребность ребенка в общении со взрослым, получение внимания и доброжелательного отношения.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Акбаева Д.Д. Психологические особенности эмоционального благополучия ребенка в семье / Д.Д. Акбаева // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 55-3. – С. 299-306.
2. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного возраста: учебное пособие/ В.Н. Белкина. – М.: Академический проект, 2005. – 256 с.
3. Божович, Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка / Л.И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Под ред. Л.В.Куликова. – СПб.: Питер, 2000. – С.160-166.
4. Буре, Р.Н. Социальное развитие ребенка / Р.Н. Буре; под ред. О.Л. Зверевой. – М.: Просвещение, 2011. – 339 с.
5. Венгер, Л.А. Психология развития: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Л.А. Венгер; ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 176 с.
6. Веракса, Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 336 с.
7. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2006. – 1008 с.
8. Доманецкая Л.В. Общение и эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста / Л.В. Доманецкая. – Красноярск, 2008. – 164 с.
9. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2010. – 456 с.
10. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: Часть 1: учеб.-метод. пособие: в 2 ч. / Н.С. Ежкова. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 49 с.
11. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / А. И. Захаров. – М.: Просвещение, 1993. – 191 с.
12. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2006. – 434 с.
13. Лисина, М.И. Общение ребенка со взрослым как деятельность / М.И. Лисина. – М.: Просвещение, 2004. – 76 с.
14. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352 с.
15. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учебник / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
16. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для ВУЗов / Е.О. Смирнова. – М.: Владос, 2008. – 366 с.
17. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ. высш. учеб. зав. / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2006. – 368 с.
18. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.