Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
1. Живопись 5
1.1. Суровый стиль в советской живописи 5
1.2. Тема материнства и семьи 7
1.3. Героико-патриотическая тематика 8
1.4. Тема войны и послевоенной жизни 9
2. Скульптура 10
3. Особенности художественного осмысления темы войны в искусстве 50-60-х годов 13
Заключение 15
Список литературы 16
Фрагмент для ознакомления
2
1.1. Суровый стиль в советской живописи
Суровый стиль – одно из ярких художественных явлений в отечественном искусстве 1950-1960-х годов, сформировавшееся под влиянием тяжелых испытаний Великой Отечественной войны [1, с. 104].
Художники-сурового стиля стремились к правдивому, лишенному идеализации, отображению действительности, фокусируясь на образах простых людей, их повседневной жизни и переживаниях [2, с. 10].
Одним из ярких представителей сурового стиля был Юрий Непринцев, чья картина «Отдых после боя» (1951) стала знаковой для этого направления [3, с. 78].
На полотне изображены усталые, но сосредоточенные солдаты, отдыхающие после боя. Художник передает напряжение и внутреннюю собранность героев, их готовность в любой момент вернуться в бой. Суровые, сдержанные лица, приглушенная цветовая гамма создают ощущение тяжести пережитого. Непринцев отказывается от героизации, стремясь к максимальной достоверности в передаче образов советских воинов.
Схожие мотивы можно увидеть в работе Бориса Неменского «Земля опалённая» (1957) [4, с. 102]. На этом полотне художник изображает группу солдат, возвращающихся с фронта.
Их лица отмечены печатью пережитых испытаний, а фигуры, словно вросшие в землю, символизируют неразрывную связь человека с родной землей, за которую они сражались. Неменский использует приглушенную, землистую цветовую гамму, подчеркивая суровость и драматизм изображаемого.
Ещё одним ярким представителем сурового стиля был Гелий Коржев, чья картина «Коммунисты» (1960) стала одной из наиболее известных работ этого направления [5, с. 67]. На полотне изображены два пожилых солдата-коммуниста, чьи лица отмечены глубокими морщинами и следами пережитых тягот. Художник сознательно отказывается от героизации, стремясь передать подлинную человечность и внутреннюю силу своих героев. Суровый, аскетичный стиль Коржева, лишенный внешней эффектности, позволяет зрителю сосредоточиться на внутреннем мире персонажей.
Таким образом, художники сурового стиля, обращаясь к теме Великой Отечественной войны, стремились к правдивому, лишенному идеализации, отображению действительности. Их работы отличаются сдержанностью колорита, аскетичностью композиции и стремлением к психологической достоверности в передаче образов простых советских людей, прошедших через горнило войны. Эти произведения стали важным свидетельством трагического опыта народа и сыграли значительную роль в формировании национального самосознания [6, с. 89].
Особое место в творчестве художников сурового стиля занимает тема памяти о войне и ее последствиях.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева Т.П., Виницкая Н.В. Судьбы народа в творчестве художников «сурового стиля» // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2019. – №1 (41).
2. Бурганова, М. А. Суровый стиль. Прямая речь / М. А. Бурганова // Дом Бурганова. Пространство культуры. – 2008. – № 1. – С. 8-33.
3. Великая Отечественная война в произведениях советских художников: Альбом / Авт. вступ. ст. и сост. А.А. Юферова. – Москва: Изобразительное искусство, 1985. – 152 c.
4. Искусство и культура в годы Великой Отечественной войны: материалы Международной научно-практической конференции, Орёл, 10 июня 2020 года. – Орел: Орловский государственный институт культуры, 2020. – 159 с.
5. Карпова К.В. Суровый стиль: художественные ориентиры направления // Вестник славянских культур. – 2015. – №2 (36).
6. Костюкова У.С., Акоева Н.Б. Тема Великой Отечественной войны в творчестве художников сурового стиля // Культурная жизнь Юга России. – 2021. – №1 (80).
7. Николаев Р.М., Семизорова Л.Б., Фасихова Р.М. Взгляд на искусство Великой Отечественной войны в контексте проблемы использования традиционных символов культуры // МНИЖ. – 2019. – №12-2 (90).