Фрагмент для ознакомления
2
Король Артур — персонаж кельтского эпоса, предположительно правивший королевством Логрес в V-VI веках. Считается центральным героем британского фольклора и многочисленных рыцарских романов. Согласно легендам, Артур пришел к власти по предсказанию, защищал Британию от саксонских вторжений и собрал вокруг себя самых выдающихся рыцарей в Камелоте. В конечном итоге он погиб в борьбе против узурпатора.
Хотя существуют гипотезы о существовании исторического прототипа Артура, большинство ученых считает его мифическим персонажем. Доступные исторические данные о нем взяты из разных источников, включая Анналы Камбрии, Историю бриттов Ненния и труды Гильды Премудрого. Имя Артура упоминается также в ранних поэтических текстах.
Первый известный вариант легенды об Артуре появляется в XII веке в хронике Гальфрида Монмутского «История королей Британии». Далее появляются многочисленные истории о приключениях Артура и его рыцарей, преимущественно связанные с поисками Святого Грааля и защитой дам. В XV веке Томас Мэлори объединил эти легенды в своем романе «Смерть Артура», ставшем каноническим. Эпос об Артуре и его рыцарях вдохновил множество произведений в литературе, искусстве, кино и других областях.
Легенда об Артуре рассказывает о короле Англии и его рыцарях Круглого Стола, обитающих в замке Камелот. Королевство славится героизмом и подвигами ради куртуазной любви. Артур принимает государственные решения с помощью советов волшебника Мерлина. В классической версии легенды, королева Гвиневера и рыцарь Ланселот тайно влюблены друг в друга, что ослабляет королевство. Артур умирает от рук своего сына Мордреда, рожденного от его сводной сестры Моргаузы. В романической традиции гибель Камелота связана с изменой Ланселота и Гвиневеры, тогда как в более ранних источниках причиной называют предательство Мордреда. Согласно поверьям, Артур проснется в Авалоне и вернется в Англию в момент крайней опасности для страны
В XX веке, особенно во второй его половине, наблюдается возрождение интереса к легендам об Артуре. В Великобритании и Англии создаются сотни литературных произведений о короле и его рыцарях, а режиссеры снимают десятки фильмов на эту тему. С 1930-х годов проводятся международные "артуровские съезды", где представляют новые работы, обсуждают критику и анализируют существующие литературные источники .
Легенда в искусстве и архитектуре
Анализ различных художественных произведений, начиная от прикладного искусства и заканчивая книжными иллюстрациями, показывает, что искусство, связанное с легендами об Артуре, всегда было основано на литературе об Артуре и всегда зависело от неё. После каждого значительного шага в развитии литературной традиции происходил всплеск интереса к её сюжетам в изобразительном искусстве. Эта взаимосвязь прослеживается с момента появления первых произведений искусства, связанных с легендой об Артуре, в начале XII века, через период их расцвета в средневековый период, упадка в эпоху Возрождения и возрождения интереса к теме Артура в викторианской Англии .
Сохранившиеся здания дают основания полагать, что история «артуровского» искусства началась в начале XII века. Образы Артура встречаются на каменных рельефах, хотя иногда их идентификация может быть сложной, а литературные источники - спорными. Сюжет относительно простого барельефа в нефе церкви Святого Эффлама в Бретани (ок. 1100) больше напоминает легенду о местном святом, нежели артуровский источник. Самостоятельные мотивы артуровских образов впервые появляются среди скульптур на архивольте Порта делла Пешериа - северного портала кафедрального собора Модены (1100-1140). По мнению Роджера Лумиса, источником для этих сюжетов могла служить устная традиция, так как истории о приключениях короля Артура и его рыцарей могли быть принесены в Италию бретонскими трубадурами, путешествовавшими в Святую Землю.(см.прил. рис.1)
Мотивы, связанные с легендой об Артуре, часто использовались для украшения интерьеров. Напольные мозаики, такие как мозаика в соборе Отранто (примерно 1165 год) и аббатстве Чертси (примерно 1270 год), могли содержать как отдельные элементы, так и целые повествовательные сюжеты. Фрески и настенная живопись применялись по всей Европе. Примерами могут служить росписи донжона в Шато Сен-Флор во Франции (середина XIV века), потолок палаццо Чьяраониа в Палермо (1370 год), летний домик замка Рункельштейн в Тироле (примерно 1400 год), большой зал замка Ла Манта под Турином (примерно 1430 год) и так называемый Зал Круглого Стола в герцогском дворце в Мантуе, известный также как «Sala del Pisanello», поскольку фрески там выполнил художник раннего итальянского Возрождения Антонио Пизано примерно в 1440-х годах. В ансамблях росписей обычно сочетались сюжеты из разных литературных источников.