Фрагмент для ознакомления
2
Философские учения оказали значительное влияние на развитие скульптуры в Древней Греции, особенно в период классики. В то время как философы стремились к поиску истины, пониманию природы человека и его места во Вселенной, скульпторы выражали эти идеи в художественной форме, воплощая философские концепты в образах богов, героев и людей.
Ранняя классика создала свой мир - мир сосредоточенных, разобщенных, ушедших в себя индивидуалистов, которые в частной сфере могли проявлять тонкие свойства души. Столкновение полярных начал — большого мира и малых индивидуальных миров — отзывалось в крайностях мировидения: в антитезе тела и духа, чувства и разума. Господствуют два типа образов — «развернутые» н «свернутые». Ранняя классика, заостряя все атипичное и личностное, доходит до создания портретов. Подобный стиль в эту эпоху получает название строгий стиль (штиль).
Высокая классика формирует новое представление о мире, в котором полярности стираются. Все виды искусств, как бы разъединившись, разойдясь из первичного ядра, обретают наконец автономию и сосредоточиваются на внутренней проблематике. Художники стремятся ко все более цельному отражению мира в искусстве — к осознанной философичности, он и начинают тесно взаимодействовать с драматургами, философами, риторами. что способствует расширению рамок искусства и его углублению в субстанциальные проблемы жизни.
Основная проблема для мастеров, стоящих на рубеже между строгим и высоким стилем, заключалась в стремлении оживить спокойно стоящие фигуры. Агелад посвятил решению этой проблемы много времени, в процессе он добился прогрессивного результата, а именно, перенес центр тяжести тела на одну ногу, что позволило ему и другим мастерам школы достигнуть свободной и естественной позу и жеста человеческой фигуры. Важной особенностью греческой скульптуры периода классики была ее неразрывная связь с общественной жизнью, которая сказывалась как в характере образа, так и в ее месте на городской площади.
Скульптура классического периода Древней Греции носила общественный характер и была доступна всему сообществу свободных граждан. Поэтому естественно, что развитие общественно-воспитательной функции искусства и формирование нового эстетического идеала наиболее ярко проявлялись в монументальных произведениях, связанных с архитектурой или установленных на городских площадях. Именно в таких работах особенно наглядно отразился глубокий перелом в художественных принципах, сопровождавший переход от архаики к классике. Новые общественные идеи демократии, утвердившейся в тот период, вступили в противоречие с условностью архаической скульптуры.
В классической греческой скульптуре человеческое лицо постепенно освобождалось от той психологической статичности и абстрактной безличности, которые были характерны для архаики. Хотя этот процесс шел медленнее и с трудом, изменения были заметны. Лицо "Дельфийского возничего" выражает ясную серьезность, взгляд "Зевса Громовержца" суров и грозен, лица кентавров на западном фронтоне храма в Олимпии искажены яростью, а выражение Аполлона, при всей его сдержанности, передает властный порыв и гнев, смягченный волевой напряженностью. Однако, несмотря на эти достижения, скульпторы классического периода всё же не совмещали типичное обобщение с индивидуализацией образа. Личное своеобразие и уникальный характер человека еще не стали центральной темой их искусства. Полное раскрытие индивидуальности и реалистичного отображения человеческой личности произойдет лишь после перехода от средневековья к новому времени, в эпоху Возрождения, а затем и в искусстве XVII и XIX веков.
Переход от строго стиля к высокому совершается почти незаметно. В сущности говоря, это две стадии в развитии одного и того же стиля, который может быть объединен под названием классического. Граница между этими стадиями проходила около 450 г до н э., когда формы становится более свободными и более закруглёнными, а концепция более возвышенной. Неуловимость этого перехода особенно красноречиво демонстрируется искусством старшего из трех великий мастеров высоко стиля – Мирона. Однако же подлинный работы Мирона до нас не дошли, но судить о его таланте мы можем через прекрасно скопированные мраморные реплики римлян.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акимова, Л.И. Искусство Древней Греции: Классика / Л.И. Акимова. – СПб: Азбука-классика, 2007. – С. 99–100
2. Алпатов М. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М Искусство 1987. 222 с.
3. Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. — М.: Наука, 1972. — 560 с.
4. Колпинский, Ю. Д. Искусство эгейского мира и Древней Греции. - Москва: Искусство, 1970. 446 с.
5. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. — М.: Ладомир, 1994. — С. 316—317